За внешним благополучием нашей государственной финансовой системы скрываются очень неприглядные дела. Дела настолько возмутительные, что высшие российские госчиновники для их камуфляжа стремятся представить себя круглыми идиотами.
Где спрятана заначка?
С таким отнюдь не праздным вопросом ещё недавно некоторые депутаты обращались к министру финансов Алексею Кудрину по поводу размещения стабилизационного фонда. На что получали весьма туманный ответ. Стабфонд — это, мол, вообще-то вещь виртуальная, просто счёт в Казначействе. В натуре его как бы и нет.
Действительно, в таком виде деньги сохраняться не могут в принципе. Чтобы они сохранились для использования позже, надо их вложить в какие-то обязательства: коммерческого банка, паевого фонда, акции предприятия и т.п. либо обратить в золото или другую материальную форму. Ведь налоги-то с людей и предприятий собирали реальные, лишая их возможности купить что-то полезное для себя или выплатить более приличную зарплату, заменить изношенное оборудование и т.д.
Превратить эти реальные, обеспеченные произведёнными товарами и услугами день-ги в запись на счёте Казначейства — это всё равно что, купив товары на соответствующую сумму, тут же их сжечь. Потому что “потом”, когда в бюджете не будет хватать денег, списание любой суммы с этого счёта ровно ничего не даст (кроме инфляции, конечно). Ведь за этой записью нет никакого материального или обязательственного обеспечения.
Ничего не меняет и “перемещение” стабфонда на депозит в Центробанке. Просто одну запись заменили другой записью. Ведь реальных-то денег туда не поступило, и ровным счётом ничего от этой операции в активах ЦБ не изменилось. Ну будет он “начислять” виртуальные проценты на виртуальную запись. И что?
Из этого следует, что наши высшие госчиновники либо полные идиоты, уничтожающие государственные финансовые ресурсы, либо просто пудрят нам мозги. Поскольку они не заперты в психушку, регулярно появляются на публике и не производят впечатления умственно отсталых, первое предположение, каким бы привлекательным оно многим ни казалось, придётся отбросить. Скорее всего, за идиотов они принимают нас, “впаривая” такую бессмыслицу.
Давайте вспомним не столь уж далёкое прошлое, когда многие директора в разгар гиперинфляции, получив деньги за продукцию, не торопились выплатить зарплату, а “прокручивали” деньги в банках, распихивая “навар” по карманам. Так же точно поступали и чиновники городского и районного масштаба, задерживая выдачу зарплаты бюджетникам. А высшие госчиновники — они что, рыжие? Или из другого теста сделаны?
Вспомните совсем уж недавнее прошлое. При Путине Минфин стал получать огромные дополнительные доходы по сравнению с теми, которые были утверждены в законах о бюджете. Однако бюджетополучатели не могли выцарапать из него даже то финансирование, которое было предусмотрено законом о бюджете. Если что и удавалось выбить из этого ведомства, то только в конце года, когда освоить деньги уже не представлялось возможным. И они, как “неосвоенные”, возвращались в Минфин, на счетах которого “зависали” многие сотни миллиардов рублей.
Вам это ничего не напоминает? Разве наши высшие госчиновники такие дураки, чтобы не суметь с выгодой для себя распорядиться сотнями миллиардов рублей, находящихся в их бесконтрольном пользовании? Ведь никто же их не контролирует. Что объявят, то мы, журналисты, и кушаем.
“Крутить” сотни миллиардов рублей — дело, конечно прибыльное. Однако, как говорится, аппетит приходит во время еды. И вот они, не будучи дураками, видимо, и придумали идиотскую сказочку о финансовом резерве правительства, переименованном затем в стабилизационный фонд.
Если остатки на счетах Минфина можно только “крутить”, то финансовый резерв, преобразованный в стабфонд, можно просто поделить между собой. То есть иметь не только навар с капитала, но и сам капитал. Причём уже не в сотни миллиардов, а в триллионы рублей.
Ведь согласно придуманной ими сказочке, существует стабфонд виртуально, в виде записи на счёте Казначейства. Значит, реальные деньги, собранные с налогоплательщиков, можно спокойно перегнать на личные счета в оффшоры, а когда встанет вопрос об использовании “заначки”, профинансировать бюджет “воздухом”, списав его с виртуального счёта в Казначействе. Нельзя же всерьёз полагать, что наши чиновники захотят вернуть в бюджет разворованные ими деньги. Свою заначку, надо полагать, они берегут как зеницу ока.
Если завтра дефолт
Думаете, эта заначка у них единственная? Глубоко ошибаетесь. Кое-что высшие госчиновники отложили себе и с помощью Центробанка.
Любой экономист вам скажет, что оптимальная величина золотовалютных резервов государства должна быть равна стоимости трёхмесячного импорта. Но это утверждение работает, когда экспорт примерно равен импорту. У нас же вывоз из страны товаров в два с лишним раза превышает ввоз. А в такой ситуации даже резервы в размере месячного импорта (11—12 миллиардов долларов) представляются избыточными.
Если у государства есть избыточная (сверх оптимальных резервов) валюта, то оно должно её вкладывать не в быстро ликвидные активы, вроде казначейских обязательств США, которые, вследствие инфляции, приносят только убытки, а в более выгодные бумаги или предприятия. Так, например, поступают в Норвегии или Саудовской Аравии. Почему же у нас так не делают?
Ну а почему вы, собственно, решили, что не делают? Разве такие люди, как Игнатьев, Греф, Кудрин, Фрадков, Путин, похожи на идиотов? Наверняка больше чем на 12 миллиардов долларов они этих самых казначейских обязательств США не приобрели. Остальные средства, скорее всего, разместили в гораздо более выгодные активы. И получают с них никем не учтённый “навар”.
Впрочем, речь, скорее всего, идёт не просто о “наваре”. Если вспомнить 1998 год, когда в один миг “испарились” все золотовалютные резервы и даже стабилизационный кредит МВФ чиновники растащили по пути в Россию, то какая может быть уверенность, что при очередной встряске вы обнаружите в Центробанке не то что 400, а хотя бы 12 миллиардов долларов?
Ведь свою отчётность руководство ЦБ готовит само. В том числе определяет, по каким позициям “отчитываться”. Надо полагать, как и в случае со стабфондом, там тоже всё давно распихано по заначкам. Персональным, разумеется.
Игра в пирамидки
Впрочем, творческая мысль чиновного ворья бьёт ключом (и всё по нашим головам). В представленном правительством на утверждение трёхлетнем бюджете на 2008—2010 годы к уже задействованным способам пополнения своих персональных заначек они добавили ещё один. Кстати, уже опробованный ими в преддефолтный период. Речь идёт об аналоге “пирамиды” ГКО.
К концу 2010 года правительство запланировало довести объём заимствований на внутреннем рынке до 2,9 триллиона рублей. Как вы, наверное, догадываетесь, сделать это можно лишь в том случае, когда выплачиваемые проценты по государственным займам будут очень уж привлекательными. Вспомните, перед обрушением пирамиды ГКО правительство платило более 100% годовых в долларовом исчислении.
Возникает элементарный вопрос: какой смысл делать столь масштабные заимствования, когда правительство и так не знает, куда распихать налоговые поступления, и “стерилизует” их в стабфонде?
Во второй половине 90-х годов кабинет “оправдывал” заимствования тем, что в бюджете якобы не хватает денег на зарплату бюджетникам. На самом деле налоговые поступления в значительной мере, а в конце 90-х и полностью уходили на оплату непомерных процентов по этим самым ГКО. То есть бюджетные средства просто перекачивались высшими госчиновниками в “свои” банковские структуры.
Чем же теперь они оправдывают столь абсурдное, на первый взгляд, решение? Ведь занимать большие деньги под высокие проценты, чтобы потом просто их “стерилизовать”,— бессмыслица в квадрате. К тому же на бюджет ложится немалая нагрузка по выплате этих высоких процентов и погашению госдолга.
Министр финансов, представляя трёхлетний бюджет в Государственной думе, выразился в том плане, что теперь стабилизационный фонд будет разделён на две части. Первая — резервный фонд, средства которого будут храниться в “надёжных” бумагах. Проще говоря, в казначейских обязательствах США с доходностью ниже уровня долларовой инфляции. Вторая, на порядок меньшая часть пойдёт на приобретение менее надёжных, но более доходных бумаг зарубежных заёмщиков.
На кого рассчитано такое “объяснение”? Что, господин Кудрин набьёт под завязку двести тяжёлых грузовых самолётов пачками тысячерублёвых купюр (хотя для пятитысячерублёвых — хватит и сорока Ил-76) и полетит за океан покупать казначейские обязательства США? Так его тут же пошлют обратно. Скажут: доллары гони!
Значит, куда он отправится с этими рублями? Правильно, в Центральный банк России. Туда, где у него нынешний, пока ещё не переименованный и не разделённый, трёхтриллионный стабилизационный фонд “хранится” в виде электронной записи на счёте.
И что попросит? Продать из резерва Центробанка казначейские обязательства США и опять купить их же для правительства? В лучшем случае там покрутят пальцем у виска и оставят переименованный стабфонд в виде той же самой электронной записи.
Иными словами, реальные, обеспеченные товарами деньги, занятые на российском рынке, правительство так же, как на-логи и валютные резервы, уничтожит, превратит в “воздух”? Ну не могу поверить, что руководят нашей страной такие идиоты! В то, что они и эти деньги разворуют, поверить могу. В то, что просто уничтожат, — нет!
Откуда “несварение”
Впрочем, и на это у кабинета есть “оправдание”. Российская экономика, мол, не в состоянии “переварить” такую массу денег. Вот и приходится “лишние” рубли и доллары “стерилизовать”. Давайте и здесь попробуем разобраться.
Российским предприятиям катастрофически не хватает кредитных ресурсов не только для развития, но даже и для замены вышедшего из строя оборудования. Поэтому они вынуждены для этих целей занимать деньги за границей — там проценты ниже, чем внутри страны. Занимают за рубежом и банки, чтобы кредитовать население. Их совокупный долг превысил триста миллиардов долларов и продолжает расти.
Возникает закономерный вопрос. Если у Центробанка валютные резервы почти в сорок раз выше необходимых для поддержания стабильности рубля, то почему не кредитовать избыточными деньгами отечественные предприятия и банки на тех же или лучших условиях, что зарубежные кредиторы? И государству дополнительный доход (проценты гораздо выше, чем платит казначейство США), и проценты за кредиты наши предприятия и банки будут не заграничному дяде отдавать, а своему Центробанку.
Но такие предложения руководство ЦБ и правительство отвергают напрочь. Низ-зя — и всё! А почему низ-зя — смотри выше.
Второй закономерный вопрос. Если правительство не знает, куда девать выбитые из предприятий налоги, “вынуждено” их “стерилизовать”, то зачем их вообще собирать в таком количестве? Ведь именно непомерный налоговый пресс является основным тормозом развития отечественного производ-ства. Наряду, конечно, с бюрократическим рэкетом.
От этого коктейля у экономики просто не может не возникнуть “несварения”. Заниматься производством при налоговой системе, которая накручивает на стоимость товаров и включает в их цену суммы, в несколько раз превышающие их стоимость, — значит обрекать себя на неконкурентоспособность. К тому же в условиях тотальной коррупции приватизировавшей власть бюрократии заниматься бизнесом могут либо совершенно отчаянные люди, либо... родственники этих самых чиновников.
Куда ни взглянешь — везде процветают лишь фирмы, принадлежащие то сыну министра, то зятю губернатора, то жене мэра, то тёще супрефекта... Помните, что Михаил Касьянов, будучи премьером, перед телекамерами ответил на вопрос, как он относится к факту продажи проталкиваемым им на пост руководителя “Славнефти” Сухановым 5 миллионов тонн принадлежащей государству нефти одной из бельгийских фирм Абрамовича по доллару за тонну (менее 1% биржевой цены)? Премьер без тени смущения ответил, что никакое это не воровство, а “обычная схема оптимизации налоговых потоков”. Остальные владельцы капиталов из-за этого “несварения” вынуждены вкладывать их за пределами России.
Так что и довод о неспособности нашей экономики “переварить” разворовываемые власть имущими финансовые ресурсы насквозь фальшивый и рассчитан на очень далёких от хозяйственной жизни страны людей. Реальность же напоминает фильм ужасов. Чиновники-вампиры жадно высасывают из шатающейся от голода отечественной экономики почти всю кровь. И при этом уверяют нас, будто эта процедура не только не вредит, но и совершенно необходима для её “оздоровления”.