Недавно стартовал ежегодный проект движения «Наши» – лагерь «Селигер-2007», куда съехались тысячи активистов. Это провластное движение, судя по всему, активно готовится к решающему политическому сезону – выборам в Госдуму и президентским.

Между тем «Наши», как и другие официальные молодежные движения, могут быть в любой момент закрыты за нарушение собственных уставов. Формально созданные для образовательных и культурных целей такие организации, как «Наши», «Молодая гвардия», «Местные» в действительности проводят политические акции, граничащие с экстремизмом и пропагандой ксенофобии. Спасает от закрытия их только близость к власти.

Между тем представители оппозиционных организаций говорят, что за аналогичные действия их давно бы закрыли или даже посадили.

Устав – это основной документ, по которому действует организация. Адвокат Дмитрий Аграновский пояснил «НИ», что без такого документа никакое общественное движение не зарегистрируют, причем Министерство юстиции предъявляет к уставу очень строгие требования. Если же организация совершает действия, противоречащие уставным целям, ей могут предъявить предупреждение либо приостановить деятельность организации на полгода. В случае систематических нарушений организация подлежит ликвидации. Однако последние события показали, что провластные молодежные движения могут действовать без оглядки на устав. «То, что можно «Нашим», нельзя практически никому другому и не имеет ничего общего с правом», – утверждает г-н Аграновский. Лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин заявил «НИ», что если бы представители оппозиции сорвали флаг с посольства или забросали экскрементами машину посла, «они, несомненно, оказались бы за решеткой на ближайшие 3–4 года».

Формально движение «Наши» является «межрегиональной общественной организацией «содействия развитию суверенной демократии». Помимо этой борьбы цели «Наших» состоят в «воспитании нового поколения управленцев» и «модернизации российского общества». Активисты движения выступают за «утверждение общечеловеческих ценностей и гражданского согласия», содействуют защите прав молодежи и «вносят вклад в формирование молодежной культуры». Однако в общественном сознании деятельность движения ассоциируется с совершенно другими мероприятиями. На протяжении нескольких месяцев они преследовали посла Великобритании Энтони Брентона, требуя от него извинений за участие в оппозиционной конференции «Другая Россия». Стоило послу где-либо начать выступление, в толпе неизменно оказывались активисты «Наших», которые принимались кричать: «Брентон, извинись!»

Когда возник конфликт между Россией и Эстонией по поводу переноса останков советских воинов, «Наши» вместе с другими провластными движениями «Молодая гвардия» и «Местные» устроили недельную блокаду эстонского посольства. Активисты «Наших» один за другим пробираются в Эстонию, чтобы встать в качестве «живого памятника» на площади Тынисмяги, где раньше стоял «Бронзовый солдат».

Активисты «Наших» также признали свою ответственность за взлом сайтов эстонских правительственных организаций. «Все это напоминает события «культурной революции» в Китае, когда существовали отряды хунвейбинов, действовавших вообще вне закона. Они могли делать абсолютно все, что хотели, их прикрывали партийные чиновники и давали «зеленый» свет», – считает Илья Яшин.

Другое прокремлевское движение – «Молодая гвардия», согласно уставу, создано для «вовлечения молодежи в процессы построения демократического, социально-справедливого общества». Организация обязуется «формировать условия для всестороннего полного развития и воспитания человека и гражданина» и «пропагандировать здоровый образ жизни». В действительности молодогвардейцы отличились многочисленными попытками сорвать мероприятия оппозиционеров. Однажды они даже приводили лошадей, а сами наряжались в индейцев. А до пикетирования эстонского посольства активисты движения отметились в пикетировании грузинского, когда у России ухудшились отношения с Грузией. Однако у контролирующих организаций деятельность «Наших» и «Молодой гвардии» претензий не вызывает. В головном офисе ФРС на вопрос «НИ» о возможности вынесения предупреждений этим организациям ответить затруднились и попросили время на раздумье. На момент подписания номера ответ на запрос «НИ» так и не был получен.

Близкое к губернатору Московской области Борису Громову движение молодых экологов «Местные» первое время было аполитичным. Активисты убирали мусор и митинговали против наркотиков и игорного бизнеса. Однако затем они начали обыскивать подмосковные школы на предмет наличия взрывчатки (к слову, ничего не нашли), нынешним летом развернули борьбу с нелегальными мигрантами. «Местные» устраивали облавы на подмосковных рынках, пикетировали вузы, требуя выселить нелегалов из студенческих общежитий. А их последняя акция по борьбе с таксистами-нелегалами привела сразу к нескольким обращениям в Генпрокуратуру. Напомним, что с 20 по 28 июня они раздавали листовки с фотографией девушки славянской внешности, демонстративно отказывающейся от услуг водителя кавказской внешности. Впрочем, насколько подобное разжигание межнациональной розни соответствует уставу движения, осталось неизвестным. На сайте «Местных» устав отсутствует, а пресс-секретарь организации Мария Шаповалова на просьбу «НИ» ознакомиться с текстом сообщила, что «мы поговорили с юристами и решили устав вам не высылать».

У еще одной прокремлевской организации – «Россия молодая» официального устава нет, но есть манифест. Из него следует, что движение занимается развитием образования и науки и защищает страну «от западной экспансии и терроризма». Однако до последнего времени движение было занято исключительно «Другой Россией», мероприятия которой активисты пытались срывать. Однажды они даже ворвались в зал заседания оппозиционеров. При этом один из активистов был наряжен Дедом Морозом, а другие несли елку, украшенную стодолларовыми купюрами. На другую акцию они приводили осла, который символизировал либеральную общественность, однако осел вскоре умер, а другим движение пока не обзавелось. Отсутствие официальной регистрации, по идее, должно затруднить деятельность движения. Адвокат Аграновский говорит, что при отсутствии регистрации движение не может вести хозяйственную деятельность и, следовательно, должно оплачивать все свои мероприятия из «черной кассы», что само по себе является преступлением. Однако активисты «России молодой» не только не жалуются на бедность, но даже встречаются с высокопоставленными чиновниками, в том числе с первым вице-премьером Сергеем Ивановым.

Эксперты уверены, что безбедное существование прокремлевских движений связано с традиционным для России «позвоночным» правом. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин рассказал «НИ», что «высокий звонок ориентирует крупного предпринимателя на то, что ему надо оплачивать определенное мероприятие: марш, шествие, пикет или что-то другое». Как правило, на проведение мероприятия тратится 50–100 тыс. долларов. Ранее депутат Госдумы Сергей Шишкарев подтвердил «НИ», что финансирует проекты «Наших», однако настаивает, что делает это не по просьбе Кремля, а по собственному желанию. О конкретных суммах депутат говорить отказался, сославшись на «коммерческую тайну».

По мнению экспертов, уже с момента создания провластные организации не собирались жить по закону. Сопредседатель Международной ассоциации молодых политических экспертов и консультантов Олег Бондаренко рассказал «НИ», что, когда нескольких пикетчиков эстонского посольства вызвали для дачи показаний в милицию, молодые люди были очень удивлены. Сопредседатель совета по национальной стратегии Валерий Хомяков пояснил «НИ», что о соблюдении уставных целей не стоит даже вести речь, когда «идет тотальная политизация молодежи, которая выполняет решения и пожелания старших товарищей и даже не вспоминает о действительно насущных молодежных проблемах». В провластные движения, по словам политолога, люди вступают не ради каких-то высоких целей, а ради денег или льгот при поступлении в вуз или на работу. Уставы своих организаций, по мнению политолога, подавляющее большинство активистов не знают. Им это и не нужно, «ведь есть указания – этих не трогать».


Источник