Оригинал этого материала
© "Известия", 16.01.2007, За убийство Козлова предлагали $300 тысяч
Владимир Перекрест
Лиана Аскерова |
В понедельник Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест 35-летнего банкира Алексея Френкеля, подозреваемого в заказе убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова. Как сообщили "Известиям" источники в правоохранительных органах, задержанная ранее Лиана Аскерова призналась следствию, что Френкель просил ее найти киллеров для устранения Козлова и предлагал за всю "операцию" $300 тысяч.
[...] Бывшего главу ВИП-Банка Алексея Френкеля задержали 11 января по подозрению в причастности к убийству первого зампреда Центробанка Андрея Козлова. Показания, изобличающие Френкеля, дала задержанная днем ранее владелица московского ресторана "Триш" Лиана Аскерова. Как сообщили "Известиям" источники, близкие к следствию, на допросе она сообщила, что Френкель обратился к ней с просьбой найти людей, которые могли бы убить Андрея Козлова. За всю "операцию" Френкель пообещал $300 тыс.
"Я в шоке, этого не может быть!" - такую фразу, по словам источника, произнес Френкель, когда его ознакомили с этими показаниями Аскеровой. Он обхватил голову руками и молча раскачивался несколько минут.
По версии Генпрокуратуры, банкир познакомился с Аскеровой во время посещения ее ресторана. Она якобы не раз говорила, что имеет связи в криминальных кругах. К выполнению заказа Аскерова, считает следствие, привлекла знакомого - переехавшего в Москву из украинского Луганска бизнесмена Бориса Шафрая. Он, в свою очередь, передал заказ луганскому "авторитету" по кличке Боня - Богдану Погоржевскому. Боня не знал об истинной сумме заказа и взял всего $10 тыс. Половину оставил себе, а на оставшееся купил два пистолета и нанял троих своих земляков, промышлявших в Москве частным извозом, - Белокопытова, Половинкина и Прогляда.
Исполнители были задержаны в октябре прошлого года. Через них следствие вышло на Боню. Тот дал показания на Шафрая, которого задержали перед самым Новым годом. Однако Шафрай не стал "колоться". Он не признавал своей вины и не называл заказчиков. И тут сыщикам просто повезло. Отслеживая, кто пригласил Шафраю адвоката, оперативники выяснили, что это сделала Лиана Аскерова, на тот момент следователи ничего о ней не знали. При этом Шафрай заявил, что с Аскеровой незнаком. Это насторожило следователей, и за Аскеровой было установлено наблюдение.
Когда Аскерову задержали, у следствия скорее всего еще не было уверенности в ее причастности к преступлению. "Момент истины" наступил, когда Аскеровой сказали, что Шафрай якобы дал против нее показания. Поверив, она "поплыла" и назвала Френкеля.[...]
***
Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 16.01.2007, Алексей Френкель: Я никогда не доверял Лиане
Шамиль Джемакулов
[...] По словам защитника [Александра Ломжина], Френкель категорично заявил, что не виновен в убийстве Козлова.
Никаких денег Лиане Аскеровой, которую считают пособницей заказчика, Френкель, по его словам, не передавал. И вообще заявил, что за 15 лет работы в банковской системе не раз пересекался с Лианой Аскеровой, но никогда не доверял ей. По словам Ломжина, Френкель настаивал на том, что их с Аскеровой связывали лишь деловые отношения, ничего личного между ними не было.[...]
***
В 1993 году друзья из Чечни предложили Аскеровой брать кредиты в банках
Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 16.01.2007
Кто такая Лиана Аскерова
Александр Коц, Москва - Дербент
[...] Лиана родилась в Дагестане в 1968 году. Мать - преподаватель английского в школе, отец - почетный железнодорожник Дагестана. Лиана была еще маленькая, когда родители разошлись. Ее и брата Хафиза мать Ася Бахтияровна воспитывала одна.
- Очень хорошие были дети, - отзываются соседи Аскеровых. - Мы до сих пор не можем поверить, что это наша Лианочка. Ася воспитывала детей в строгости. Очень были вежливые. А после того, как Лиана с Хафизом в 93-м году вдруг уехали, Ася либо из дома не выходит, либо у родни где-то живет. Очень редко мы ее видим.
О причинах скоропостижного отъезда Аскеровой из Дербента нам удалось узнать по месту ее прежней работы. Оказывается, будущий фигурант по громкому делу в свое время работала государственным налоговым инспектором.
- Первые впечатления от увиденного по телевизору - чувство жалости к этой девочке, - встречает меня в Дербентской межрайонной налоговой инспекции ее замруководителя Земфира Махмудова. - В 93-м я была начальницей отдела, в котором работала Лиана. Очень смышленая девочка. Ей, не опасаясь, можно было доверить любое поручение - все сделает как надо. Но был внутри нее какой-то страх. Помню, пришла как-то и плачет навзрыд: «Тяжело жить - отец бросил, мать больная...» Потом какие-то ребята к ней из Чечни стали приезжать. Лиана говорила: «Это мои друзья». Очень доверчивая она была, вот, видимо, и попала под их влияние. Они предложили ей кредиты в банках брать. Она согласилась. Ссуды были миллионные, а поручителями у Лианы выступали ее же друзья по нашей инспекции. Набрала она кучу кредитов и в один прекрасный день исчезла. А с долгами пришлось рассчитываться поручителям. И кто бы мог подумать, ведь такая чудесная девушка была.
Воспитывалась в любви к деньгам
Влюблять в себя Лиана научилась еще в школе.
- Я у нее с пятого класса математику преподавал, - вздыхает директор школы № 115 Летиф Летифов. - Способный был ребенок, старательный. Я думал, она далеко в науку пойдет. А теперь мне больно и обидно. Она моей любимицей была, я даже свою дочь в честь Лианы назвал. Мне кажется, все оттого, что росла Лиана без отца.
Отец Лианы, Бедретдин, уважаемый человек в Дербенте - председатель Союза ветеранов труда, войны и Вооруженных сил. О бывшей семье вспоминает так:
- Я сначала машинистом работал, получал 500 рублей - большие деньги по тем временам. Но у меня же высшее образование, амбиции. Ушел, стал начальником, зарплата меньше 170 - 200 рублей. А жена все пилила: «Нам нужны деньги». Оскорбляла меня постоянно. Я не выдержал, ушел. Но семье помогал, деньги давал. Жене все мало было, и она детей начала против меня настраивать: «Это не ваш отец, он о вас плохо заботится». Вот в такой атмосфере Лиана и росла. Все время только о деньгах разговоры были. Но она все равно замечательный ребенок. Сложно поверить, что она в чем-то замешана.
«Я 2 миллиона за нее выплачивал»
А вот сотрудник Дербентской межрайонной налоговой инспекции Мутай Мутаев поверил сразу.
- Да я как ее по телевизору увидел, чуть со стула не упал, - говорит он. - Мы вместе работали в 93-м году. Лучшего коллегу и представить трудно - исполнительная, добросовестная. Везде у нее знакомые, связи. Брату с бизнесом помогала - он продуктами и рубашками торговал. Лиана вообще была безотказная. Помню, очки у нее были в импортной оправе. Я ей комплимент сделал: «Какие красивые очки». А она мне их протягивает: «Возьмите себе, Мутай Гометович». Это я потом понял, что меня разводили. А тогда-то не понимал, чего мне будет стоить дружба с этой особой. Как-то она мне говорит: «Брата надо женить, а денег нет. Хочу ссуду взять в Сбербанке. Будете моим поручителем?» Как я мог отказать. А она, оказывается, много таких кредитов взяла под поручительство друзей. Ее тут много людей проклинало. В общем, 2 миллиона старых рублей мне пришлось за нее выплачивать. С меня еще 12 миллионов как проценты хотели содрать, но большие люди вмешались, разобрались по совести. Но ладно мы, как она могла со своей матерью так поступить. Я к Асе Бахтияровне ездил, она разрыдалась. К ней много разных молодчиков здоровенных приезжали. Деньги требовали, квартиру хотели отобрать.
«Видимо, и долю убийц она присвоила»
[...] Источник «КП» в прокуратуре Дагестана считает эту версию вполне состоятельной: «Насколько я знаю, киллерам замглавы Центробанка за их «работу» деньги так и не заплатили. Скорее всего, вознаграждение получила именно Аскерова, но долю убийц она решила присвоить себе. Это очень на нее похоже...»
***
Ресторан Лианы Аскеровой находится недалеко от ВИП-банка Френкеля
Андрей Смехов
Лиана Аскерова, которую следствие рассматривает как посредника в убийстве банкира, является совладельцем московского ресторана «Триш».
Предположительно именно там Алексей Френкель попросил Аскерову помочь в поиске киллеров, поскольку сам связей в криминальных кругах якобы не имел. У женщины такие связи были, и бизнесмен знал об этом. Аскерова, как теперь выяснилось, помогла.
Корреспонденты «КП» вчера нашли упомянутый ресторан, однако он оказался закрытым по техническим причинам, о чем свидетельствует объявление на входной двери. С какого числа и на какой срок - не указывается. Ни на дверной, ни на телефонный звонки в ресторане не отвечают.
Примечательно, что «Триш» находится в трех минутах ходьбы от бывшего офиса ВИП-банка, которым владел Френкель и который закрыли после проверки, инициированной Андреем Козловым. Видимо, Алексей Френкель периодически заходил сюда перекусить...