До конца этого года иммигранты из бывших союзных республик должны освободить прилавки. Новый закон ограничит въезд в страну

Али сидит рядом с полированными пирамидами из красных и желтых перцев, помидоров и экзотических южных фруктов и со скучающим видом курит. Сегодня покупателей на Черемушкинском рынке мало. Вот уже три года 30-летний азербайджанец из Нахичевани торгует на московских рынках. В худшем случае молодой отец семейства будет вынужден оставить не только место работы, но, по всей вероятности, и Россию.

Новый закон предусматривает запрет на торговлю для приезжих из бывших советских республик как на рынках, так и на торговых прилавках под открытым небом. До апреля будет действовать правило переходного периода: на рынках разрешено оставить 40% продавцов иностранного происхождения. С начала недели для них уже закрыли доступ к сфере торговли алкоголем и медикаментами.

После беспорядков на этнической почве, имевших место в некоторых российских регионах и вылившихся в столкновения с иммигрантами из стран СНГ и гражданами России с Кавказа, а также после ссоры с соседней Грузией Кремль предпринял осенью ряд решительных шагов. "Черных" – так в народе называют южан со смуглой кожей – обвиняют в том, что торговля полностью находится под их контролем, а "славянскому" населению путь в эту сферу полностью закрыт. Президент Путин выступил перед общественностью с требованием открыть рынки в регионах для "коренного населения", не объяснив, однако, кого считать коренным населением и относятся ли к нему российские граждане – выходцы с юга страны. Таким образом, Кремль прибег к популизму вместо реальной политики, и верноподданные россияне убедились: национализм и расизм в России давно пришлись ко двору.

Али, похоже, относится к этому спокойно. "Россия – это Россия", – говорит он. Поживем – увидим, считает он, всегда найдется выход. Страсть бюрократов к дополнительным заработкам облегчает судьбу многих приезжих. Однако многие его коллеги с Кавказа не восприняли осенние заявления Кремля столь хладнокровно. Рядом с фруктовыми пирамидами Али – зияющая пустота. Обезлюдевшие торговые места за его спиной символизируют бесконечные просторы России. Когда-то Черемушкинский рынок был оживленным местом торговли, олицетворением слияния Востока и Запада и своего рода рудиментом не такой уж неудачной колониальной истории.

Инспекция крытого рынка еще не заглядывала к Али, но команда из двух человек уже проверяет национальность продавцов в соседнем здании – нужно выдержать норму в 40%. Продавщицы с Украины и Молдавии особенно раздражены и неохотно дают о себе информацию. Однако они лучше говорят по-русски, и они не "черные". Это придает им уверенности, но и они понимают: последнее слово еще не сказано.

Для граждан Украины новые правила повлекут за собой более серьезные ужесточения правил, поскольку вместе с запретом на торговлю в силу вступил и новый иммиграционный закон. Он должен направить в нужное русло неконтролируемый приток приезжих, и в то же время облегчить и легализовать положение иммигрантов, приехавших на работу. Вместо традиционных утомительных процедур теперь приезжающие с целью заработка должны оформить документы и отправить их по почте в Федеральную миграционную службу. Через 10 дней они автоматически получают разрешение на работу. Так, по крайней мере, предусмотрено законом. Украинцы до сих могли находиться и работать на территории РФ в течение 90 дней без всяких формальностей, однако и им с момента вступления закона в силу придется придерживаться общих правил.

По некоторым оценкам, в России в настоящее время работают от 10 до 12 млн иммигрантов. После вступления в силу закона планируется сократить их число до 6 млн. Это было бы большой ошибкой, считает независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков. Каждый шестой из тех, кто ищет работу, – иммигрант. Однако регулирование квот играет в первую очередь на руку коррупции.

"Коренное" население так и не смогло занять освободившихся осенью рабочие места. Лишь немногие россияне торгуют фруктами с юга и готовы за мизерные зарплаты проводить рабочий день на холоде и ветре. На Дальнем Востоке тоже на рынках до недавнего времени торговали китайцы и вьетнамцы, сообщает газета "Новые известия", но с тех пор, как за прилавки встали российские продавцы, цена на китайские колготки выросла вдвое.

Инопресса