Открытое письмо Президенту РФ 10 академиков РАН и активное его “раскручивание” в СМИ дают основания предположить, что очередная кампания по дискредитации Русской Православной Церкви носит заказной характер. Ей предшествовали утечки в прессе сведений о подготовке жестких мер по вытеснению из общественной жизни Церкви, влияние которой кому-то было бы выгодно нейтрализовать неким новым “госорганом по делам религий”. “Прогрессивно мыслящая общественность” может выражать свое возмущение и “ползучим клерикализмом”, и “вмешательством Русской Православной Церкви в государственные дела” в полном соответствии с провозглашенным ею же принципом “плюрализма мнений”, но не в форме же доноса первому лицу государства, напоминающем практику недавнего прошлого.
Сам собой напрашивается вопрос: “Чем же не угодила РПЦ духовным наследникам воинствующих атеистов?” Ответ на него предложил пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов, который заявил, что Русская церковь не устраивает “антицерковно настроенное меньшинство” по той причине, что она дает нравственные оценки происходящим в обществе процессам. К этому можно добавить, что к указанному “меньшинству” относятся не только воинствующие атеисты, но и прикормленные грантами с Запада разного рода “правозащитники”, недовольные возвращением церкви в общественную жизнь. Напомним в связи с этим, что в “Декларации о правах и достоинстве человека”, принятой на X Всемирном Русском Народном Соборе, было заявлено, в частности: “Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества”.
Есть причины для недовольства позицией РПЦ и у нуворишей, которые вряд ли разделяют призыв к ним недавнего XI ВРНС “критически переосмыслить свой образ жизни, свое отношение к народу” и положить конец “порочному курсу на личное обогащение в ущерб интересам государства”. Но абсолютное большинство граждан России такое вмешательство Церкви в “государственные дела” и “светскую жизнь” только приветствует.
Подписанты открытого письма Президенту РФ усмотрели также угрозу светскому образованию и науке в призыве XI ВРНС ввести в школе преподавание “Основ православной культуры”. О чем же на самом деле идет речь? В резолюции Собора “О преподавании Основ православной культуры в школе” говорится, в частности: “Знания о православии – органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры…Собор придает большое значение инициативе Совета Европы обратиться к образовательному потенциалу традиционных религий. Позиция этой авторитетной международной организации о необходимости введения в систему общего образования знаний, дающих возможность подрастающему поколению узнать о своих религиозных корнях, ясно свидетельствует, что культурологическое преподавание знаний о религии не несет никакой угрозы светскому характеру образования”. В резолюции подчеркивается также, что “подобное преподавание нужно обеспечить и для традиционных религиозных меньшинств…в целях созидания общества, терпимого к национальным и религиозным меньшинствам, преодоления экстремизма, эксплуатирующего духовно-нравственную безграмотность и факты ущемления прав религиозного большинства”. Эта резолюция вполне соответствует действующим в России законам, в частности, Закону “О свободе совести и о религиозных объединениях”, в котором признается особая роль Православия в истории России, сохранении ее традиций, в становлении и развитии ее духовности и культуры. В ней невозможно разглядеть даже под академическим микроскопом “наступление церкви на науку”.
Сегодня Русская Православная Церковь объединяет миллионы граждан – патриотов нашей Родины, которые разделяют не только нравственные оценки, которые РПЦ дает происходящим в нашем обществе процессам, но и ее авторитетное мнение, что “путь отторжения людей от их духовных корней губителен для государства и народа”. Уместно напомнить в связи с этим, что хотя все Соборы и проводятся под эгидой РПЦ, их решения не могут рассматриваться в качестве мнения и позиции только Церкви. Например, в работе XI ВРНС и его секций 5-7 марта с.г. участвовало 1910 человек, были представлены делегации из 70 регионов России, 16 стран мира, всех традиционных религиозных общин страны, а в дискуссиях приняли участие видные политические и общественные деятели, известные в стране ученые, представители творческой интеллигенции и даже некоторые министры.
Письмо 10 академиков чем-то напоминает начало кампании по борьбе с “черносотенцами” в январе 2005 года после прокатившейся по стране волне антиправительственных акций протеста. Активистов этой кампании надо было срочно объявить “экстремистами”. Поводом для ее начала послужил опубликованный на малоизвестном сайте запрос ряда депутатов Госдумы в Генеральную прокуратуру проверить деятельность еврейских религиозных и национальных организаций в связи с участившимися исками этих организаций “против лиц, в основном русских патриотов, с требованием возбудить уголовные дела по статье 282 Уголовного кодекса России, предусматривающей ответственность за разжигание межнациональной розни”.
Под скоординированным давлением российских и зарубежных “правозащитников” /А.Гербер, Л.Алексеева, Н.Щаранский, Я.Засурский, И.Райхельгауз, Г.Кантор и др./, поддержанных главными раввинами России Б.Лазаром /Федерация еврейских общин России/ и А.Шаевичем /Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России/, Государственная Дума вынуждена была принять специальное заявление, осуждающее “антисемитский запрос” в Генпрокуратуру, в котором было подчеркнуто также, что в России не должно быть места антисемитизму, национальной и религиозной розни.
Против принятия указанного заявления выступили тогда 58 депутатов из КПРФ и ЛДПР, а депутаты фракции “Родина” вообще бойкотировали заседание Госдумы, на котором оно было принято.
“Письмо 10” по своей сути не может в нынешних условиях рассматриваться вне контекста угрозы межрелигиозным отношениям. И хотя оно подписано двумя известными нобелевскими лауреатами В.Гинзбургом и Ж.Алферовым, их авторитета вряд ли достаточно, чтобы инициировать широкомасштабную кампанию против РПЦ и тем более рассчитывать на такой же “успех” как в кампании против “черносотенцев”. По всем социальным опросам, Русская Православная Церковь пользуется достаточной поддержкой не только среди православных политиков, общественных деятелей и творческой интеллигенции, но и среди большинства населения /по разным оценкам, верующими себя считают от 59% до 68% опрошенных/. Очевидно также, что не удастся приклеить к ней и ярлык “оплота мракобесия”. В то же время уже сейчас можно с уверенностью предвидеть, что участие в этой затее Ж.Алферова, который является одним из “имиджевых лиц КПРФ”, не прибавит этой партии голосов избирателей.»