Естественная убыль населения не отражается на числе тех, кто имеет право голосовать, свидетельствуют данные о численности избирателей, обнародованные вчера Центризбиркомом. У Росстата и ЦИК разные методы подсчета, манипуляции со списками избирателей на местах — один из наиболее распространенных способов подгонки итогов выборов под нужный результат, говорят эксперты, но даже это не объясняет масштаба разночтений.

По данным на 1 июля, на территории России зарегистрировано немногим более 107 млн избирателей, говорится в сообщении пресс-службы ЦИК. Это на 318 000 больше, чем было на 1 января 2007 г., отмечают в Центризбиркоме и обещают еще уточнить число избирателей, которые находятся за рубежом.

По данным Росстата, с начала 2007 г. численность населения в России не выросла, а уменьшилась — на 175 000 человек.

Если проследить демографический процесс на протяжении избирательного цикла (от выборов 2003 г. до выборов 2007 г.), то обнаружится: электорат сокращается значительно медленнее, чем население. По данным Росстата, убыль населения за эти четыре года составила 2,8 млн человек, а население в возрасте 18 лет и старше (избиратели) за это время сократилось со 111 млн до 91,9 млн, т. е. на 19 млн человек. За это же время убыль официально зарегистрированных избирателей составила менее 2 млн: со 108,9 млн (столько значится в протоколе выборов в Госдуму 2003 г.) до 107 млн человек.

Такая динамика необъяснима с точки зрения демографических процессов: доля трудоспособного населения за эти годы не росла, говорит завотделом демографии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев. Миграционный прирост за четыре года по статистике составил около полумиллиона человек (речь идет о получивших гражданство), считает завлабораторией анализа и прогнозирования миграции Центра демографии и экологии человека Жанна Зайончковская, что явно не покрывает темпов естественной убыли. Проблема скорее в неточности учета населения Росстатом, полагает Рязанцев: если рождаемость и смертность удается довольно точно отследить через ЗАГСы, то внутренняя миграция дает существенное искажение в учете.

Загадочные колебания численности избирателей не в первый раз ставят в тупик демографов: например, за первое полугодие 2003 г. число избирателей выросло со 108,7 млн до 110,7 млн, к декабрьским выборам снова упало до 108,9 млн, а к мартовским (2004 г.) из списков исчезло еще 800 000 избирателей: Владимира Путина выбирали уже 108,1 млн россиян.

В Центризбиркоме несовпадения не комментируют.

По закону учет и регистрация избирателей — обязанность глав муниципальных образований, объясняет член ЦИК Нина Кулясова, а ЦИК — лишь потребитель этой информации. Сведения собираются два раза в год, муниципальные данные суммируются на уровне региона, после этого глава субъекта Федерации подписывает их, заверяет печатью и представляет в Центризбирком. “Это официальная информация. Анализировать расхождения нужно, но я не берусь делать выводы”, — признается Кулясова.

Глава Независимого института выборов Александр Иванченко уверен, что списки избирателей — более точный источник сведений о количестве населения, чем официальная статистика. Загадочных скачков численности больше не будет, уверен он: в ЦИК серьезно намерены учесть недоработки прошлых выборов.

Недавно председатель ЦИК Владимир Чуров пообещал свести до 1% погрешность в учете электората. ЦИК спустил в регионы инструкцию о составлении и уточнении списков избирателей и готовится рассылать избирателям именные приглашения прийти на участки и уточнить свое место в списках.

Манипуляции со списками избирателей используются для фальсификации выборов, объясняют эксперты. Местные администрации стараются не включать перед выборами в списки вновь прибывших и тех, кто годами не ходит голосовать, — это позволяет поднять процент явки, объясняет председатель Межрегионального отделения избирателей Андрей Бузин. А дополнительные голоса обеспечивают “мертвые души” — выбывшие избиратели, которых сохраняют в списках и от имени которых голосуют, и двойники — люди, которых включают в списки по месту пребывания и не вычеркивают по месту прописки.

Но даже эти технологии не объясняют масштаб разночтений, констатирует исполнительный директор ассоциации “Голос” Лилия Шибанова.


Источник