Басманный суд Москвы рассматривал вчера одно из самых скандальных дел последнего времени - о признании сборника "Нелюбимая страна", составленного из статей члена партии "Яблоко" Андрея Пионтковского, экстремистской литературой. Формально заседание по делу было третьим по счету, а фактически первым, так как два предыдущих не состоялись из-за неявки ответчика: он находился в командировке.
Дело тянется уже полгода. 28 апреля прокуратура Западного административного округа Краснодара вынесла предупреждение местному отделению "Яблока" за распространение "Нелюбимой страны". Правда, предупреждение так и не вступило в силу, так как партия обжаловала его в суде. В июле прокуратура Хамовнического района Москвы, где зарегистрирован центральный офис "Яблока", и Басманного района, где живет Андрей Пионтковский, провели проверки по факту распространения книги в столице. Басманная прокуратура довела дело до суда. Обвинение базировалось на двух экспертизах: лингвистической, проведенной экспертом Краснодарского УВД Сергеем Федяевым, и социально-психологической, проведенной профессором Московского государственного областного университета Татьяной Шульгой. Ссылаясь на эти документы, представитель прокуратуры Ольга Алифанова заявила, что в "Нелюбимой стране" разжигается ненависть и ведется пропаганда неполноценности "граждан еврейской, американской, русской и других национальностей".
"Вы можете процитировать цитаты из книги, в которых разжигается вражда?" - спросил Алифанову адвокат Юрий Шмидт. Такой же вопрос задал Андрей Пионтковский. Гособвинитель отказалась отвечать. В качестве эксперта защита вызвала профессора Санкт-Петербургского педагогического университета имени Герцена Александра Кобринского. Он тоже не нашел ответа на этот вопрос в заключениях экспертов обвинения. "Я впервые вижу экспертное заключение по книге, в котором нет ни одной цитаты, нет ни одной ссылки на текст", - сказал он о заключении Федяева.
Кобринский прошелся и по заключению Шульги. Она утверждает, что употребление словосочетания "возбуждение расовой и межнациональной розни" само по себе является разжиганием вражды. "Я не поленился и посмотрел, где в книге Пионтковского это есть. Оказалось, там цитата из речи президента Путина: "Карьера политика, пытающегося в России разжигать межнациональную рознь, должна заканчиваться". Вот и все", - заметил Кобринский. Он также обратил внимание, что текст экспертиз составлен с огрехами: например, не указано, какие вопросы ставились Шульге в качестве задач исследования.
Прокурор Алифанова не пыталась оспорить выводы приглашенного защитой эксперта, а кроме того, не требовала проведения новой комплексной экспертизы. Это сделала судья Светлана Климова, отвергнув предложение Юрия Шмидта о прекращении дела ввиду безосновательности обвинения. Защита предлагала провести новую экспертизу на базе кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ и в Институте филологических исследований СПбГУ. Но судья решила, что экспертизу проведут в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте. "Радует одно: новая экспертиза продлится не один месяц, а значит, снять нашу партию с выборов за распространение экстремистской литературы просто не успеют", - сказал корреспонденту "Газеты" Андрей Пионтковский.