Розничные цены на основные продукты питания – муку, сахар, молочные продукты, за последние две недели выросли минимум на 20-30%, и этот рост продолжается. Задействование Госрезерва в условиях достаточно хорошего урожая, да еще сразу после уборочной - дурная примета. «Великая энергетическая держава» оказалась самообманом дилетантов.
Мировой ресурсно-демографический кризис: нужны ли нефтедоллары на подводной лодке?
Продовольственная безопасность («food security», более точный перевод – «продовольственное обеспечение») - обеспечение гарантий физической и экономической доступности продовольствия для населения, издавна считается главной обязанностью государственной власти. Во всяком случае, власти, претендующей хотя бы на самосохранение.
При этом чем дальше, тем меньше зависимость продовольственного рынка от естественных колебаний местных условий и больше – от социально-экономиченской политики страны в целом. Не случайно международное право возлагает ответственность за продовольственное обеспечение не на торговцев продовольствием или производителей пищевого сырья, а именно на правительства, формирующие макроэкономическую и социальную политику.
Неуклонный рост мировых цен на мировом продовольственном рынке – за второй срок нашего президента они выросли со 150 до 300 долларов за тонну - не столько сговор монополистов, сколько прямое следствие быстро набирающего обороты глобального ресурсно-демографический кризиса.
Поэтому любые надежды на снижение или стабилизацию мировых цен на зерно в условиях его нарастающего физического дефицита заведомо беспочвенны. Не менее беспочвенны надежды на импортные закупки за нефтедоллары: мировой рынок зерна нестабилен и сам является источником опасной нестабильности для слишком открытых экономик. Да-да, речь идет именно о России.
Продовольственная независимость: счастливая Аравия и странная Россия
Характерно, что после первой войны в Ираке ( 1991г.), в ходе которой резко выросли цены на зерно, а в Германии возник ажиотажный спрос и даже пришлось вводить нормирование ( карточную систему), Саудовская Аравия приняла мудрое решение – не жалея нефтедолларов, добиться самообеспечения зерном и основными продуктами питания. Потому что в случае кризиса де нефтедоллары станут просто бумагой.
И сегодня родина ваххабизма экспортирует не только терроризм, но и зерно, излишек которого в урожайные годы доходит до 3 млн.т. И не зависит от мировой коньюнктуры.
Что же касается ельцинской России, то в ходе т.н. «рыночных реформ» она пошла в диаметрально противоположном направлении, а именно: принудительное банкротство аграрного производства и смежных отраслей ( сельхозмашиностроение) и замещение собственного производства продовольственным импортом. И этот курс настойчиво сохраняется вот уже 15 с лишним лет, независимо от смены правительств и президентов.
В чем смысл? Известно, что разработанный американскими советниками план «рыночных реформ»,воплощенный руками Ельцина и его окружения, имел целью ( на этот счет американская доктрина безопасности весьма категорична: не допустить создания государства, сопоставимого по своей мощи с Союзом), а максимально быструю скупку ( приватизацию) общенародной собственности и стратегических активов (торговли, промышленных предприятий, ТЭК, кредитно-финансовой системы, а потом – и ЗЕМЛИ) узким кругом т.н. «стратегических собственников» ( олигархов). Учитывая астрономическую стоимость общенародных активов (многие триллионы долларов), для этого потребовались две вещи: временно обесценить эти активы, остановив внутреннее производство а, с другой стороны – накачать будущих олигархов деньгами. Для накачки «стратегических собственников» была использована хорошо известная с колониальных времен компрадорская ( колониальная) схема: экспорт сырья, потерявшего внутренних потребителей, и ввоз на зачищенный от собственных производителей внутренний рынок импортного ширпотреба. В том числе - массовый завоз и продажа импортного продовольствия, создавший добрую половину крупных состояний. И – плотно посадивший Россию на иглу продовольственной зависимости от стран НАТО.
Характерная деталь: проект ФЗ «О продовольственной безопасности» дважды разрабатывался и принимался Госдумой ( 2 и 3 созывов), получал триумфальное одобрение еще губернаторского Совета Федерации, согласовывался с правительством и Совбезом, после чего дважды ( это рекорд) отклонялся Ельциным без мотивировки.
Первый «звоночек» прозвучал в 1998 году, когда задержка оплаты продовольственного импорта вызвала масштабный продовольственный кризис – с пустыми полками и многократным ростом цен, которые так и не снизились после «стабилизации».
Второе действие продовольственной трагикомедии начинается сейчас, накануне двойных выборов: выстроенная на компрадорской схеме «Великая энергетическая держава» оказалась полностью зависимой от внешних поставщиков продовольствия, капризов погоды и даже от собственных зерновых трейдеров, слишком хорошо интегрированных в мировой зерновой рынок.
В итоге приходится констатировать, что тридцатипроцентным ростом розничных цен накануне выборов дело не ограничится: любые правительственные меры, включая активно обсуждаемое в верхах использование зерна из Госрезева для интервенций, дадут эффект не раньше, чем через месяц, а к этому времени продовольственный кризис перейдет в открытую фазу. Естественно, прекращение рыночных интервенций после выборов вызовет как минимум откат цен на прежний уровень.
Кстати, само по себе задействование Госрезерва в условиях достаточно хорошего урожая, да еще сразу после уборочной - весьма нехороший признак.