1 февраля 2007 года в пресс-центре «РИА Новости» прошла пресс-конференция, посвященная вопросу межнациональных столкновений и недавнему митингу в защиту политзаключенных. В качестве экспертов выступили небезызвестные представители антифашистского и "правозащитного" фронта:  директор Московского бюро по правам человека Александр Семенович Брод, политолог Владимир Ильич Илюшенко, директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Изявич Мукомель, президент Московского антифашистского центра Евгений Викторович Прошечкин, эксперт по межнациональным отношениям Светлана Аркадьевна Пистрякова, президент Ассоциации чеченских общественных и культурных объедини Мавлит Юсупович Бажаев. Целью собрания этих общественных деятелей явилось обсуждение проблемы предотвращения этнических конфликтов и попытка выработки конкретных путей разрешения этой проблемы. Однако процесс диспута показал, что в этом направлении существуют определенные сложности, связанные, в первую очередь, с пониманием большинством этих людей озвученной темы.

 

Перед началом мероприятия участникам раздавались методические рекомендации, выработанные данным объединением правозащитников и антифашистов, по их мнению, способные помочь в разрешении межнациональных конфликтов. Прежде чем приступить к обсуждению этого документа и озвучению основных его тезисов, организаторы показали журналистам видеосюжет компании Russia Today о митинге против политических репрессий, проходившем 28 января на Триумфальной площади в Москве.

 

Открывший обсуждение Владимир Мукомель сразу же задал риторический вопрос: «Почему этот ролик принадлежит Russia Today, а не государственному телеканалу?». По его словам, «федеральная власть грешит искажением конкретных ситуаций», она нагнетает ситуацию там, где для этого нет повода, и действует по принципу «бей своих, чтобы враги боялись». И люди при социальном опросе поддержали идею полной депортации всех без исключения грузин именно в результате деятельности государственных СМИ.

 

Также он сообщил, что МинРегиону не хватает сил заниматься вопросом борьбы с ксенофобией, поскольку не существует программы и средств заниматься этим на региональном уровне. В правительстве говорятся правильные слова, но дальше ничего не делается. Мукомель утверждал, что надо отказываться от мысли, что проблема этнических конфликтов – дело правоохранительных органов, это дело всех секторов власти.

 

Вторым выступал Александр Брод, заметивший, что ситуация в сфере этнических конфликтов за последнее время изменилась, поскольку образовалась масса очагов в регионах, по его словам, разжигаемых специальными националистическими организациями, когда обычным бытовым конфликтам злонамеренно придавался ксенофобский характер. Произошли новые выступления политиков с ксенофобской составляющей, которые все больше вводили это явление в политическую жизнь страны. Еще одной причиной г-н Брод назвал отсутствие у правительства четкой программы по борьбе с ксенофобией. Поэтому его группой были разработаны рекомендации, которые теперь направятся в ряд органов, таких, как Комиссия по толерантности и свободы совести, Министерство образования и науки, Министерство культуры, МВД и Прокуратуру, а также губернаторам. По его словам, дело только началось, и «региональное ядро только-только формируется».

 

Александр Брод отметил, что ролик о митинге против политических репрессий был показан неслучайно, потому что там засветились основные лица, занимающиеся разжиганием межнациональной розни.

 

- Данная акция носила откровенно ксенофобский характер, - утверждал он. – И вот уже два года совместно с Московским антифашистским центром мы пытаемся обратить внимание правоохранительных органов на недопустимость подобных акций.

 

Брод упрекнул Прокуратуру в отсутствии адекватной реакции на требования антифашистов, намекая на их потворство «разжигателям розни».

 

- Почему называют их политзаключенными, хотя никакого отношения к политике они не имеют? – говорил о тех, кому был посвящен митинг 28 января главный правозащитник Москвы. – Это банальные ксенофобы, люди, которые выступают с призывами к приобретению оружия, к развалу страны, свержению государственного строя. Все это явно внеправовая, антиконституционная деятельность, и мы считаем, что подобные акции, деятельность подобных лидеров во многом и провоцируют межэтнические конфликты на федеральном и региональном уровнях.

 

Выступавший следующим Мавлит Бажаев продемонстрировал явное беспокойство по поводу тенденции к нарастанию ксенофобии и национализма в России в последнее время. Особенно волновали его акты насилия, сопровождающие это нарастание, в качестве примеров которым он привел взрыв на рынке в Москве, события в Кондопоге и недавнее столкновение армян и казаков в Новороссийске.

 

- Все это нарастает, и если мы не будем принимать какие-то меры, нас ожидают смутные времена, - говорил Бажаев.

 

Поэтому, по его мнению, необходимо проводить работу по предотвращению таких предпосылок. Кроме того, там, где появляются фашисты, появляются и антифашисты, где националисты, там люди и структуры, которые  не хотели бы, чтобы эти люди навязывали обществу свои принципы.

 

- Пример Чечни демонстрирует нам то, что может произойти в других регионах, - утверждал он.

 

По мнению же Светланы Пистряковой, причина этнических конфликтов кроется в социально-экономической неустроенности общества. Она выразила удивление из-за того, что основными местами столкновений оказываются города-мегаполисы, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Воронеж, где люди, по ее мнению, в урбанистической среде многоконфессиональности должны относиться друг к другу с особой терпимостью. Она также подвергла сомнению тот довод, что именно мигранты сами стараются отделяться от общества, собираюсь в свои замкнутые группы. Мигранты, по ее словам, составляют обездоленную и взрывоопасную группу, которая, оказываясь во внеправовом поле не по своей вине, не может адаптироваться. И именно националисты создают мнения о связи миграции с преступностью, навязывая обществу определенные стереотипы.

 

Все же она заметила, что существует такая проблема, как столкновение культур.  В то время, как во всем мире общество стало информационным, на постсоветском пространстве этот процесс происходит болезненно. Но русские всегда славились своим великодушием.

 

- И на русском народе, который составляет больше 80% населения по результатам последней переписи населения, лежит ответственность за совместную жизнь, - утверждала Светлана Пистрякова.

 

Она также выступила за то, чтобы «дух толерантности» распространялся по всем главным государственным СМИ и посредством системы образования, начиная с детских садов и заканчивая ВУЗами.

 

Владимир Илюшенко поделился своим соображением относительно того, что ксенофобия – это микроб, который разносит «тяжелую социальную психологическую болезнь», которая приводит к непредсказуемым последствиям.

 

- Лозунг «Россия для русских» - это оптимальный инструмент для развала России, - сообщил он. – Те, кто его отстаивает, искренне считают, что они патриоты, особенно юноши, но они не понимают, к чему это приведет в мультикультурной, многонациональной, многоконфессиональной стране.

 

Поэтому он считает необходимым внедрить концепцию толерантности в учебные планы ВУЗов и школ.

 

Илюшенко утверждал, что кадры правоохранительных органов заражены ксенофобией, и с ними также необходимо проводить разъяснительную работу. Как он отметил, власть плывет по ксенофобской волне, но она не сможет всегда ее сдерживать и сама будет накрыта этой волной.

 

И хотя президент часто говорит правильные слова по поводу этого явления, он неверно истолковывает его происхождение, пользуясь националистическими терминами, вроде «коренное население».

 

Его сразу же поддержал Евгений Прошечкин, ссылаясь на услышанные сегодня по радио слова В.В.Путина о том, что причина ксенофобии в том, что рынки захватывают иммигранты, не оставляя места коренному населению.

 

- А наши мальчики рвутся класть асфальт, рыть ямы, таскать кирпичи, строить коровники, а тут таджики – понаехали – не дают! – передавал позицию Президента на повышенных тонах Прошечкин. – И что остается делать? Куда податься? Ну, разумеется, взять арматурину…

 

В то же время, отметил он, очень правильные вещи говорил В.В.Путин о борьбе с ксенофобией на Лубянке. И вся проблема в том, что Прокуратура не просто не выполняет, а саботирует распоряжения об этом. Затем он привел пример ультраправого выступления на неизвестном митинге и посетовал, что прокуратура не приняла соответствующих мер.

 

Таким образом, Прошечкин пришел к заключению, что Прокуратура на стороне ксенофобов и занимается намеренным оправданием экстремистских высказывай. Поэтому МБПЧ представляется очень сложным лишний раз доказать наличие примеров экстремизма и ксенофобии.

 

После официальных выступлений правозащитные деятели предоставили возможность прессе задать вопросы. Через некоторое время прохождение пресс-конференции чуть не перешел в форму дискуссии, когда потупили вопросы от немногочисленных представителей русских организаций.

 

Представитель службы Информации ДПНИ Евгений Валяев также воспользовался возможностью получить какие-то ответы от Александра Брода. Он напомнил о проходивших недавно дебатах между депутатом Николаем Курьяновичем и членом Общественной Палаты РФ Камилжаном Каландаровым, где между людьми с расхожими политическими воззрениями имел место конструктивный диалог. Евгений поинтересовался, не считает ли г-н Брод такую практику более правильной. Александр Брод ответил, что не был на этих дебатах и читал о них только на «радикальных сайтах, которые, естественно, поддержали господина Курьяновича, который представлял их интересы».

 

- С некоторыми, мы считаем, людьми: с публицистами, с историками, которые придерживаются националистических взглядов, мы ведем полемику, - с теми, с кем это можно вести в рамках закона и здравого смысла. Лично я, думаю, и мои коллеги, не будут вести диалог с теми людьми, которые занимаются открыто погромной неонацистской деятельностью. И поэтому, так сказать, с господином Курьяновичем никакую полемику мы вести не будем, и за свои высказывания, за свои действия пусть он отвечает в соответствии с действующим законодательством.

 

Таким образом, главный правозащитник Москвы продемонстрировал свою неготовность вступить в открытый диалог с политическим оппонентом и затем, отказавшись беседовать с представителями ДПНИ, абсолютную нетерпимость, или, можно сказать, отсутствие толерантности по отношению к тем, кого не считал этого достойным.

 

Задал свой вопрос и представитель СПБ, православный публицист Юрий Агещев: «Почему мы, Русские, государствообразующий народ, должны быть толерантными к оккупировавшим нашу страну миллионам варваров, любить их, холить и лелеять, когда в России умирает в год более миллиона Русских, и при этом Русский народ не представлен даже в конституции?!» У устроителей не нашлось никаких аргументов для возражений, кроме как заявить, что они «удивлены такими взглядами Православного человека». Разумеется, по мнению правозащитников, настоящий «православный» человек должен раболепски приветствовать и встречать хлебом-солью нашествие иноплеменников. Юрий Агещев пообещал и впредь удивлять полупочтенных «правозащитников».

 

В ходе остальных ответов было также установлено, что Россия не для русских, а для граждан, что коренным населением можно считать всех, кто долго живет на конкретном месте, и поэтому можно сказать, что коренное население Москвы – это угро-финны и азербайджанцы. А в ходе очередной поучительной исторической справки Евгений Прошечкин констатировал, что именно русские патриоты являются виновными в развале Советского Союза, который они расшатали своими требованиями касательно русского народа.

 

Обсуждение завершилось, оставив твердую уверенность в том, что такая серьезная проблема, как межэтнические конфликты в России, не может быть решена, когда обсуждающие ее эксперты отказываются рассматривать сами причины возникновения данного явления с иных сторон, а вступать в диалог с носителями этих позиций не находят для себя возможным. Попытка комплексного рассмотрения ситуации даже не обсуждается, что говорит о том, что хваленая толерантность часто пропадает у правозащитников. А все причины снова сводятся к уже опостылевшему «русскому фашизму», к которому теперь приписали еще и сочувствующую Прокуратуру и милиционеров-ксенофобов.


Собкор Службы Информации ДПНИ