Российские власти продолжают тихую революцию на законодательном фронте. Следуя уже сложившейся традиции – узаконивать практически все сложившиеся в постсоветской России практики, чиновники предлагают отменить квоты на привлечение в страну гастарбайтеров – дешевой и бесправной, а потому популярной рабочей силы. Правда, если квоты отменят, говорить о бесправности уже не получится – нелегальную миграцию сделают легальной.

Об этом говорили в среду, 30 марта на заседании правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Там был рассмотрен проект новой Концепции миграционной политики. Этот проект разработан Федеральной миграционной службой (ФМС).

Суть проекта проста: сейчас границы России со странами, традиционно поставляющими на российский рынок труда дешевую рабочую силу, фактически открыты. А вот с правом на работу в РФ приезжим приходится помаяться: сейчас в стране действует система квот, выделяемых каждому региону и распределяемых между работодателями. 

Чтобы взять на работу негражданина РФ, работодатель должен добыть себе специальное разрешение ФМС. Когда такие разрешения оказываются в дефиците, вступает в действие коррупция, а в результате одни компании вместо россиян предпочитают массово нанимать гастарбайтеров, а другие не могут добыть себе квоту для нужнейших иностранных специалистов – ученых или менеджеров. Вероятно, именно эту ситуацию ФМС и предлагает исправить, узаконив «свободный найм» рабочей силы из-за рубежа. 

Хотя есть еще один способ – наоборот, отгородиться от мигрантов, организовав визовый режим на границе со многими государствами СНГ. Но по целому ряду причин такой способ власти не устраивает.

«Комиссия правительства по миграционной политике, которая и рассматривает документ, работает в плановом порядке, с привлечением множества профильных ведомств, - рассказал «СП» глава пресс-службы ФМС Константин Полторанин. – Рассмотрение концепции длится месяцами, а принята она будет минимум к концу года»

Напомним, сейчас квота на иностранных работников в России составляет на 2011 год 1 млн 754 тысячи разрешений. Однако большинство исследователей считают, что еще больше мигрантов остаются не охваченными официальной статистикой – а всего их в стране не менее 4–5 млн человек. 

За последние годы отношение россиян к трудовым мигрантам дрейфует от нейтрального к неприязненному. Помимо известных выходок неонацистов, потихоньку набирает силу бытовая ксенофобия – вызванная, отметим, вполне реальными неудобствами и эксцессами со стороны мигрантов. А вот отношение к гастарбайтерам российских властей весьма неопределенно: риторика высоких чиновников варьируется от почти ксенофобской до радикально интернационалистической. 

Вероятнее всего, причина тому – многоплановость самой проблемы. Отнестись к трудовой миграции однозначно практически невозможно. С одной стороны, наличие нелегальных мигрантов в их нелегальном статусе – это потерянные для бюджета налоги и искаженная статистика. Чтобы вывести этих людей в «белую зону», как раз имеет смысл легализовать всю трудовую миграцию, что и предлагает ФМС. 

С другой стороны, исследователи всё чаще упоминают демографический аспект проблемы. «Мы можем, конечно, притвориться, что Россия может обойтись и собственной рабочей силой – но вообще-то демографическая яма это не миф, - рассказывала обозревателю «СП» профессор, специалист по трудовым ресурсам Наталья Зубаревич. – Это может быть грустно, но приходится признать: если страна хочет развиваться, то рабочие руки мы можем только импортировать. Другой вопрос, – какой квалификации должны быть эти рабочие руки». По расчетам некоторых экспертов, ежегодно России стоило бы принимать на ПМЖ по нескольку сотен тысяч человек.

Масштабы этого явления, следовательно, столь велики, что не могут не пугать многих россиян. Так, в интервью «СП» депутат Госдумы РФ Владимир Никитин, занимающийся в парламенте проблемами миграционной политики, крайне жестко охарактеризовал нынешние действия правительства:

«СП»: - Своевременны ли реформы миграционного законодательства, отказ от квотирования мигрантов?

- Квотный принцип, конечно, тоже имеет изъяны. Поскольку в какой-то мере он тоже способствовал коррупции. Квоты-то быстро заканчиваются, особенно в Москве и Подмосковье – а там уже чиновники решают проблемы бизнеса с пользой для своих карманов. 

Так что квотный принцип этот не вполне совершенен. Но думаю, что нам в целом надо разработать концепцию миграционной политики. А концепции еще нет.

«СП»: - В чем она должна состоять?

- Как председатель подкомитета по миграционной политике, я еще в прошлом созыве инициировал заседание комитета, чтобы показать: не решив общих проблем, трудно решать частные вопросы. Должна была быть концепция. Я убеждал, что сначала надо определиться с общей политикой, а уж потом создавать программы переселения, программы трудовой миграции и так далее. А главное – надо определиться, что такое Россия и кто является субъектом ее национальных интересов.

Нынешняя концепция исходит из того, что Россия – часть западной цивилизации. Поэтому долгое время – уже десятилетия – у нас проходила политика, исходящая из двух предпосылок. Во-первых, нужно было как можно меньше принимать соотечественников из-за рубежа, славянской национальности; во-вторых, как можно больше в славянские регионы направить лиц другой национальности.

«СП»: - Но зачем?

- Чтобы усложнить этническую структуру в славянских регионах. Размыть русское ядро. Эта политика проводилась десятилетиями и закончилась тем, что фактически внутренний рынок захвачен этническими группировками. Это очень четко видно как в Москве, так и по всей России. Люди, которых посылали – имеют менталитет рыночный, торгашеский. И задача им ставилась такая: чтобы именно эти люди воздействовали на менталитет коренных жителей, которые к наживе не привыкли. В основном были другие принципы: что не в деньгах счастье, не деньги главное.

Сейчас эта трагедия дала свои результаты, и мы имеем то, что имеем. Всплески национальной агрессии в Кондопоге, в Ставрополе и другие – это тревожный сигнал о том, что нельзя вот так проводить миграционную агрессию, и ни в коем случае нельзя давать мигрантам обосабливаться от коренного населения, создавать свои структуры.

А вот в задачах миграционной политики на среднесрочную перспективу, которые были выражены в соответствующем документе, прямо написано, что главная задача – в воспитании толерантности, в создании поселений типа чайна-таунов. Это началось в 2001 году и продолжается по сей день.

«СП»: - Какие могут быть альтернативы?

- Мы давно предлагали: давайте мы возьмем наших русских соотечественников, ведь в мире было 4 млн желающих приехать в Россию. Для них была разработана программа переселения – но что это за программа! Она рассматривает человека исключительно как рабочую силу и привязана к рабочему месту. Есть место – тебя возьмут. Независимо от того, что человеку, может быть, и не нужно рабочее место. Люди приехали бы к родственникам, на свою родину; но этого не предусмотрено. А ведь многие хотят к нам, но власти не дают добро. 

Закон о гражданстве – абсолютно антирусский. Абсолютно. Во всех странах, законодательство которых мы изучали, есть возможность стать гражданином страны, признав свою национальность. У нас нет этого основания «по признанию». Большинство поэтому годами ждут получения гражданства.

В то же время, мы набираем миллионы людей, не связанных с нашей Родиной ранее. Эта бросовая рабочая сила наводняет нашу столицу и Подмосковье. Абсолютно порочная политика!

«СП»: - Как вы считаете, насколько удачной будет реформа?

- Мы много видели таких реформ; думаю, что через год она уже будет пересмотрена, потому что не содержит никакого комплексного решения. Чтобы решать комплексно, нужно иметь концепцию. Всё должно быть взаимоувязано. Нужно четко знать, в какие регионы нам надо посылать мигрантов, в какие не надо посылать. А сейчас правительство подготовило программу заселения центральной России выходцами с Кавказа! Полмиллиона человек – в том числе 100 тысяч ингушей! Это грамотная политика?

Нет, это провокационная политика. Ясно, что эти люди сплоченные, и через некоторое время в русских регионах они начнут командовать всем и всеми. А коренные жители будут, скорее всего, на положении полурабов. 

Как видим, ряд экспертов полагает, что одной из целей нынешней миграционной политики может быть изменение менталитета населения России – с помощью точечных инъекций в русскую среду носителей более активного, «торгашеского», мировоззрения. Между тем, по крайней мере, формально – практически все чиновники заявляют, что мигрантам необходима качественная адаптация. И проводить ее чиновники ФМС предполагают не совсем обычным путем – не при помощи «центров абсорбции», как это делается в Израиле для репатриантов, а посредством сети российских представительств за рубежом. 

Предполагается, что в таких центрах (к примеру, в Таджикистане или Азербайджане) потенциальных мигрантов будут обучать русскому языку, а также основам законодательства страны проживания и даже давать некоторые профессиональные навыки. Одной из таких систем, уже действующих во многих странах мира, можно назвать сеть центров «Русский мир» - они не являются напрямую государственными.

Между тем, в России за последние годы появились наработки и противоположного характера – так, власти Москвы в бытность мэром города Юрия Лужкова разработали целый набор мероприятий для адаптации иностранцев к жизни в Москве. Такой документ, под названием «Кодекс москвича», был представлен в прошлом году, однако радикальные изменения в московской политике, связанные со сменой градоначальника, отодвинули эти вопросы на второй план.

Пока же можно лишь отметить, что полноценная адаптация иммигрантов для цивилизованной жизни в России оказалась весьма сложной процедурой. И пока она не будет освоена, отмена квотирования гастарбайтеров может стать источником слишком сильных социальных потрясений.

Мы приводим некоторые цитаты из доклада «Основные положения Проекта Концепции государственной миграционной политики Российской федерации на период до 2025 года»:

«Численность населения в трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011-2025 на 10,4 млн человек. Чтобы полностью компенсировать естественные потери, масштабы приема постоянных мигрантов должны в течение рассматриваемого периода достигать в среднем 425 тыс. человек в год.

Режим регулирования трудовой миграции в современных условиях предполагает:

- уведомительный порядок миграционного учета иностранных граждан по месту пребывания (с возможностью отправки документов по почте, либо электронной регистрации), осуществляемый самими мигрантами, либо принимающей стороной;

- свободное передвижение по территории России;

- упрощенное прохождение натурализационных процедур (получения вида на жительство и гражданства);

- налоговые льготы и тому подобные преференции.

Основные направления и принципы интеграции иммигрантов заключаются в следующем:
- обеспечение свободы в выборе места пребывания и жительства мигрантам, законно находящимся на территории Российской Федерации;

- противодействие всем формам дискриминации мигрантов;

- содействие в обучении языку, изучении культуры народов Российской Федерации, в получении навыков социальной коммуникации и правовой грамотности;

- развитие государственно-частного партнерства в интеграции иммигрантов, поддержка и развитие сети общественных организаций, чья деятельность направлена на интеграцию мигрантов».