Некоторые заметки о том, как проходил фактически заключительный день судебного слушания по делу Никиты Тихонова и Евгении Хасис.

В прениях выступает адвокат Никиты Анатолий Жучков. Судья постоянно его перебивает. Затем выступает адвокат Евгении Геннадий Небритов. Никаких доказательств вины Евгении в деле по факту нет, как и вины Никиты, но и доказательства их невиновности суд во внимание не принимал. Небритов пытается говорить о фактах, доказывающих невиновность Евгении, судья Замашнюк постоянно прерывает его замечаниями "Этот вопрос мы не исследовали", "Говорите о тех доказательствах, которые есть, а не о тех, которых нет". То есть, нельзя говорить о том, чего не исследовало следствие, потому что это как раз доказывает полную невиновность Евгении и Никиты.

Во время речи Геннадия Небритова прокурор Сухова в унисон комментирует его слова. Судья её не останавливает. Адвокат Никулочкин: "Можно ли прекратить бубнить?" Просит объявить Суховой предупреждение. Судья, конечно, не объявляет. Сухова, вроде, умолкает. Заканчивается речь Геннадия Небритова тем, что он замолкает и какое-то время молчит. Судья спрашивает: "Ещё есть у вас, что сказать?" - "Да" - отвечает Небритов и молчит. Судья снова: "Есть у вас, что сказать?" - Небритов: "Да" и молчит, ещё раз судья: "Есть, что сказать? "Теперь всё" говорит Небритов.

Речи адвокатов Жучкова и Небритова будут опубликованы в ближайшее время.

Никита и Евгения стараются держаться бодро, но выглядят не очень хорошо. Они просят отложить их выступления в прениях до следующего дня. Судья возражает, ссылаясь на то, что, согласно полученной им медицинской справке они могут принимать участие в судебном заседании. "Вас же никто не заставлял вскывать себе вены" - говорит Замашнюк.

После перерыва Евгения и Никита выступают в прениях. Евгению судья перебивает постоянно. Евгения говорит, что всех будет судить Высший суд и там будет справедливое решение. Замашнюк: "Это к делу не относится". Даже присутвтсующие в зале суда либералы изумлены этой фразой. Интересная деталь - во время речи в прениях Никиты Тихонова в ответ не его слова, что он не совершал убийства одна из либеральных дам, присутствующих в зале, кривится и пожимает плечами - "Ну и что".

После выступления в прениях должен быть диалог между сторонами, так называемые реплики. Прокурор Локтионов заявляет, что обвинение выступать с репликами не будет. "Хорошо", - говоит судья, явно радуясь скорому завершению процесса, - "Тогда реплик не будет. Перерыв". После этого адвокат потерпевших Жеребенков сразу теряет интерес к процессу и пишет заявление о том, что просит продолжать процесс без него. Судья это заявление принимает, и мы более не видим Жеребенкова.

После перерыва адвокаты обвиняемых заявляют протест на действия судьи в связи с тем, что судья лишил их возможности задать вопросы обвинению по прениям. "Им нечего сказать, а нам есть, что" - адвокат Васильев. "Я хочу сказать, что председательствующий в понедельник позволил прокурору Локтионову сказать, что за стеклом сидит зло. Так вот, я хочу сказать, что за прокурорским столом сидит неправда" - адвокат Никулочкин. "Я бы мог что-то сказать, то смысл?..." - адвокат Небритов. Адвокат Жучков, видимо, ввиду большого опыта, и говорить ничего не стал. Таким образом, судья и прокурор подыграли друг другу, существенно сократив время судебного заседания и избавив обвинение от крайне неудобного для обвинения и суда диалога перед присяжными.

Подсудимые выступили с последним словом. Евгения, несмотря на то, что судья постоянно её прерывал, рассказала, что у Никиты нет никаких "нацистских" татуировок. Оба заявили о своей невиновности. Евгения сказала, что, если их судят за убеждения, то пусть суд об этом заявит и придумает соответствующую статью.

Судья предложил на обсуждение 21 вопрос для присяжных. Время 19-30. Замашнюк порывается обсуждать их прямо сейчас. Он очень торопится с тем, чтобы вердикт присяжных был вынесен до выходных. Видимо, опасается, что на выходных присяжные выйдут из-под влияния психологической обработки и вынесут оправдательный вердикт или просто не вернутся в процесс.

После жалобы адвоката Жучкова на ужасное самочувствие судья Замашнюк согласился перенести обсуждение вопросов на четверг. Перед тем, как закончить заседание, попенял "некоторым лицам из группы поддержки обвиняемых" за необъективное освещение процесса и сообщение недостоверных сведений об участниках процесса.

В четверг присяжные получат вопросы и вынесут вердикт.

Елена Денежкина, уполномоченный представитель Правозащитного центра "Русская власть"