Спустя 9 лет после старта программы «Молодой семье — доступное жильё» её участники так и не получили квартир и практически оказались на позициях «обманутых дольщиков».
Недавно арбитражный суд Москвы отказал в иске Межрайонного молодёжного жилищно-строительного кооператива (ММЖСК) Северного округа к правительству столицы о взыскании более 62 млн рублей, вложенных в возведение жилого дома.
В результате 74 семьи, принявшие участие в программе «Молодой семье — доступное жильё», после семи лет ожидания остались ни с чем.
Вырубили… пайщиков
Лишь 14% молодых семей столицы живут в отдельных квартирах. Остальные 86% либо снимают, либо ютятся с родителями. Вот почему инициатива столичного правительства, прозвучавшая в 2002 г., — помочь в приобретении жилья — вызвала у молодых энтузиазм. И в 2004 г. создали первые два кооператива — в Северном и Северо-Западном округах. Город обещал помочь построить квартиры по себестоимости, для чего собирался не брать налог (НДС) и бесплатно подключить коммуникации. Но даже в этом случае полностью оплатить будущие квартиры молодые не могли. Поэтому решили, что члены ММЖСК оплатят половину стоимости домов, а вторую половину — новые
пайщики, которым достанется следующий дом.
— Теперь понимаю, — признаётся один из потерпевших Сергей Даниленко, — что эта схема сильно смахивала на пирамиду.
— Попасть в такой кооператив было нелегко, — продолжает Наталья Борисова. — Нас тщательно проверяли: чтобы оба супруга были моложе 35 лет, нуждались в улучшении жилья, но не числились в очереди. Патронаж экс-мэра Ю. Лужкова и депутатов Мосгордумы внушал доверие к программе. При такой солидной поддержке трудно было заподозрить обман.
Наталье сравнительно повезло — она внесла лишь вступительный взнос. А вот Николай Баранов уже оплатил целиком двухкомнатную квартиру, вложив 1,8 млн руб. Ещё больше рискнул Сергей Даниленко: его тёща обменяла «двушку» на однокомнатную.
Участок для кооперативного дома Департаментом природопользования и охраны окружающей среды был признан непригодным для строительства из-за необходимости большой вырубки деревьев. Мэрия предложила другой — он оказался в федеральной собственности. Пока префектура отыскала третий, запретили предоставлять земельные участки без конкурса кому бы то ни было. Но может ли тягаться за землю с инвестиционными гигантами некоммерческая организация?
Кто ответит?
Когда стало ясно, что дома не будет, часть пайщиков забрали деньги. И к исходу семи лет существования кооператив практически обанкротился! В 2008 г. Ю. Лужков распорядился выдать пострадавшим пайщикам компенсацию, размер которой определяли три разных департамента. К согласию они так и не пришли. Поэтому решать пришлось суду. Но кто-то может выиграть у городских чиновников?
— Нам нужна не компенсация, — убеждена Наталья Борисова, — а квартиры. Правительство Москвы нам их обещало — пусть держит слово.
Геннадий Сушков, председатель правления ММЖСК, считает, что при желании новых властей можно провести специальный конкурс на предоставление участка для социальных программ (а программа «Молодой семье — доступное жильё» задумана именно как социальная) и спасти людей. Ведь построили всё-таки, хоть и не без проблем, по той же схеме дом в Северо-Западном округе. А вообще, по данным столичного Департамента жилья и жилищной политики, с 2002 г. в новые квартиры въехало свыше 16 тыс. молодых семей, в том числе более 900 — в прошлом году. Да и в обозримом будущем программу не закроют.
— Мы реализуем все обязательства, которые взял на себя город, — заявил Сергей Собянин, мэр Москвы. — Поэтому не уменьшаем объём жилья, предоставляемый по соцпрограммам, а увеличиваем. Молодые семьи не исключение.
Обратившись по этому вопросу с письмом к генеральному прокурору РФ, Андрей Клычков, депутат Мосгордумы, рассказал «АиФ»:
— У меня лично возникает закономерный вопрос — как могло приниматься решение по возведению дома, если заранее было очевидно, что он станет точечной застройкой? Зачем надо было сталкивать лбами участников программы и жителей микрорайона? Вполне вероятно, что условия, по которым реализация проекта была бы невозможна, создали преднамеренно. И, как часто бывает, никто не понёс за это ответственности. Беда этих людей в том, что они поверили государству и решили участвовать в программе «Молодой семье — доступное жильё», которая в итоге оказалась совсем не такой, какой её изначально принимали и преподносили власти. Мы не первый год помогаем пострадавшим семьям, и, по имеющейся у меня информации, в ближайшее время в законодательство будут внесены изменения. Они закрепят внеконкурсное выделение участков для организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Кто поможет этим людям? Мы постараемся.