Skype согласен на сотрудничество с Федеральной службой безопасности. Интернет-сервис, считающийся защищенным от прослушки, готов поделиться частью информации о своих пользователях. Спор о законности работы Skype в России вне контроля ФСБ продолжался больше года, сообщает «Газета.ру».
Компания Skype может частично раскрыть данные своих пользователей по запросу ФСБ, сказал представитель пресс-службы Skype в России Арсений Расторгуев.
Ранее в четверг директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников заявил, что у ФСБ будут «рабочие контакты» с Google, Skype и «другими представителями интернет-сообщества». Контакт с сотовыми операторами, работающими на территории России, имеется, добавил он. Спецслужба имеет право и должна иметь доступ к кодам и шифрам сетей сотовых операторов, «для того чтобы контролировать с учетом возникающих данных о возможных противоправных действиях конкретных лиц», заключил Бортников.
Сотрудничество Skype c правоохранительными органами будет, насколько это технически и юридически возможно, заявил «Газете.Ru» Расторгуев. «Должна быть правильная юридическая процедура, а не просто телефонный звонок с просьбой: «А дайте-ка нам». И это должно укладываться в то, что Skype технически может сделать», – рассказал Расторгуев.
В мае корпорация Microsoft договорилась о покупке Skype за $8,5 млрд. И в начале июня президент Microsoft в России Николай Прянишников выразил желание передать российским спецслужбам исходные коды Skyре, содержащие алгоритмы шифрования. «Общий подход Microsoft в России – сотрудничество и партнерство с государством», – объяснял он.
Сделка о покупке Skype не закрыта, поэтому непонятно, относится ли принятие решений о передаче исходных кодов Skype к полномочиям Николая Прянишникова, говорит представитель Skype. Но сервис использует «стандартные алгоритмы шифрования», ключи к которому генерируются на компьютере пользователя, добавил Расторгуев. Пресс-служба Microsoft в четверг отказалась от комментариев.
ФСБ хотели бы получить технологии шифрования, чтобы иметь доступ и контролировать эти интернет-сервисы, говорит директор по стратегическому развитию «СКБ Контур» Петр Диденко. Когда два пользователя открывают интернет-браузер и заходят в почтовый сервис Gmail, то они передают информацию по зашифрованному соединению, но ФСБ не знают от него ключа. А по закону, если в России что-то шифруется, то ФСБ и другие спецслужбы должны иметь возможность дешифровать эти данные по желанию, объясняет он.
«ФСБ хотела бы прочитать письмо в процессе передачи», – рассказал Диденко.
Если Google получает официальные запросы от иностранных правоохранительных органов, то в соответствии с договором о взаимной правовой помощи американская компания Google Inc. предоставляет запрашиваемую информацию, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. На сайте Google Transparency report данных об обращениях от российских спецслужб нет, подробности в пресс-службе Google не сообщили.
В России порядок работы сотовых операторов с ФСБ описан в законах «О связи» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Сотрудничество со спецслужбами в рамках СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий) – одно из условий выдачи лицензии на оказание услуг связи. Именно нежелание подключиться к СОРМу в 2007 году задерживало выход на российский рынок смартфона Blackberry с зарубежными криптосредствами, рассказывали эксперты.
«Если посмотреть руководящие документы по телематике, выясним, что Skype передает данные с целью передачи голосовой информации. Skype очень похож на оператора связи, тем не менее СОРМ с ФСБ Skype не подписывал», – говорит Диденко.
Технически Skype и Google могут предоставить возможность ФСБ «слушать все, что к вам приходит с территории Российской Федерации», но в этом случае речь будет идти о социальной перлюстрации, указывает Диденко. По его словам, российские интернет-операторы с 1993 года работают в рамках системы оперативно-розыскных мероприятий в интернете (СОРМ-2).