В свежем номере газеты "Саратовский взгляд" опубликовано интервью с Андреем Поповым. Дагестанский узник рассказал новые подробности своего нахождения в "кавказском плену", попытках бегства, а также поделился дальнейшими планами на жизнь.
-Андрей, расскажите хоть какую-то конкретику о Дагестане. Где вы работали, что делали?
-Там все находятся в качестве рабов. Мы изготавливали кирпичи, это самый большой и адский труд. Ни один человек не пожелает злейшему врагу такого испытания. Я стоял на ленте – это самое тяжелое место. Каждый кирпич в сыром виде весит 28 килограммов. Каждый человек должен был перекидывать не меньше десяти тысяч кирпичей за день, и все вручную. Сами подумайте, какое здоровье я им оставил и что у меня со здоровьем сейчас. 11 лет – это не шутка.
-Почему вам не удавалось сбежать?
- Там все куплено. Абсолютно все.
-И правоохранительные органы?
- Конечно. Они все за это большие деньги получают.
-Как была организована охрана завода?
-Там находятся бригадиры, это местные жители, молодые пацаны, здоровые все, против них идти бесполезно, потому что забьют просто насмерть.
- А были случаи, когда забивали насмерть?
- При нас не забивали, но вечером, допустим кто-то убегает, его находят, избивают, а утром просыпаешься – его уже нет. У бригадира спрашиваешь: а где этот человек? – Убежал. Но вы сами подумайте, человек в полуметровом состоянии, как он убежит? Пропали без вести…
Я пытался два раза бежать, но меня ловили и очень сильно избивали. Я из-за чего выжил, потому что у меня какая-то надежда оставалась, что вернусь домой. И вот я вернулся…
-Как вам все-таки удалось бежать?
-Мне помог человек со стороны, видимо, у него были связи в Дагестане. Это дагестанец, я не могу назвать его имя, так как его могут свои же просто-напросто забить. Он не одного человека вытащил оттуда, и, дай Бог, не последнего. Когда меня освободят и снимут все обвинения, я тоже займусь этим и буду вытаскивать людей. Чего бы мне это не стоило – законными, незаконными методами, я буду как-то вытягивать пацанов. Как именно, пока не знаю, сейчас я нахожусь в части, если бы был дома, уже бы что-то планировал. Но буду бороться, пока все это не прекратиться и все эти заводы не закроются.
- Как думаете, следствие по вам будет объективным?
-Я надеюсь, но говорят, что следствие пока все путает не в мою сторону, а хотят все поставить на сторону государства, будто бы я сам убежал. Хотят все это прикрыть. Но я не считаю себя виновным и буду добиваться, чтобы все обвинения с меня были сняты, потому что я знаю, что прав.
Журналистам "Взгляда" также удалось узнать официальную позицию по этому делу помощника уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, начальника пресс-службы МВД РФ, полковника милиции Олега Ельникова и начальника пресс-службы МВД Дагестана Вячеслава Гасанова.
По словам советника уполномоченного по правам человека в РФ Григория Бондарева, с подобными историями к омбудсмену официально не обращались, но то, что они реальны, для правозащитников не новость.
"Военнослужащих и не военнослужащих под разными предлогами похищали, завлекали на объекты, и люди оказывались фактически в рабстве… Необходимо тотальное расследование деятельности подобных производств в Дагестане, как и вдругих местах. Но главное сейчас позаботиться о здоровье Андрея Попова, подлечить и привести в нормальное состояние, после чего выяснить его действительный статус. То, что его после всего этого могут еще и заставить дослуживать, неправильно даже с точки зрения здравого смысла: ему тридцать, а по нашему законодательству призывной возраст ограничен 27 годами", - сказал г-н Бондарев.
Начальник пресс-центра МВД РФ Олег Ельников, выслушав историю Попова от журналиста, сообщил, что расследование подобных случаев не входит в компетенцию министерства. "Мы не имеем права лезть в то, что касается военных. Этим занимается военная прокуратура. Если будет достоверно доказано, что его удерживали в неволе, то все документы будут переданы в гражданские подразделения. Пока все, что я услышал, тянет на 126 статью УК "Похищение человека". Но до объявления результатов проверки его объяснения все равно считаются словами", - высказался Ельников.
Начальник пресс-службы МВД Дагестана Вячеслав Гасанов рассказал, что пока запросов по делу Попова из военно-следственной прокуратуры к ним не поступало. Но поскольку звонки с вопросами идут регулярно, ведомство взяло на себя инициативу пока неофициально проверить кирпичные заводы. По утверждению Гасанова, в МВД прикладывают все усилия, но ничего не находят. В частности, силовики выезжают на заводы и опрашивают рабочих на предмет добровольности их нахождения на объектах.
"Также мы спрашиваем, знают ли они Андрея Попова. Там его никто не знает. Но проверены еще не все кирпичные заводы", - сказал Гасанов.