Казаки продолжают выяснять отношения с представителями армянской диаспоры, теперь не только на Северном Кавказе, где их конфликты давно стали обыденностью, даже те, где звучат выстрелы, но и на Урале. И если на Юге обходится без громких взаимных обвинений – постреляли и разошлись, – то на Урале представители казачества действуют шире. В частности, они обвиняют армянскую диаспору «в захвате реальных рычагов власти и их подмене», «в захвате региональной экономики и подчинении муниципалитетов своим интересам» – а это уже не тянет на рядовую межэтническую разборку, согласитесь.
Армяне не остаются в долгу и пишут заявления в полицию: казаки-де организуют массовые армянские погромы. Обе стороны апеллируют к уральскому полпреду президента, но тот откровенно дистанцируется, не давая право-охранительным органам подсказки: кого, собственно, хватать и тащить? Пока власть с правоохранителями делают вид, что ничего особенного не происходит, казаки и армяне запасаются оружием: местная пресса уже подсчитала примерное содержание арсеналов и забила тревогу, ведь запасов может хватить на продолжительный вооружённый конфликт.
Массовые выступления запланированы на конец января: казаки обещают раз и навсегда очистить родную землю от «захватчиков», а армяне, в свою очередь, собираются подтянуть родню из других регионов. 31 января казаки объявили «днём гнева». Что это означает – не объясняют, мол, сами всё увидите.
Вообще-то на Урале проживают представители нескольких национальных диаспор: помимо армян есть и азербайджанцы, и дагестанцы, и даже китайцы. Но у казаков ни с кем из них конфликтов не возникало. Да что там конфликтов – правоохранительные органы ни разу не зафиксировали даже вялой драки на межэтнической почве. А тут не просто драка – тут двусторонняя подготовка к вооружённому противостоянию, если верить уральским СМИ, не меньше. Полиция рапортует о предотвращённых погромах и задерживает казаков сотнями – таких задержаний не практикуют даже на Юге. Что происходит? И куда, собственно, смотрит власть?
А началось всё прошлой осенью в 120 километрах от Екатеринбурга, в небольшом городке Артёмовском, где проживает в том числе и большая группа армян. Именно муниципалитет этого городка диаспора и «подчинила своим интересам». Городок управляется по новой, немного странной схеме: там два формальных руководителя – председатель городской Думы и глава администрации города, «сити-менеджер». Летом должен был закончиться конкурс на эту должность, но основного кандидата обвинили в протекционизме по отношению к армянской диаспоре и победителя, таким образом, не выявили. Армяне, вероятно, потеряв в ходе кампании немалые средства, дали волю чувствам, укрощать которые прибыли воины оренбургского казачества. Дошло до оружия, и утихомирить конфликтующие стороны послали спецназ. Действовали его бойцы, что называется, решительно, даже чересчур, но почему-то исключительно против казаков. А губернатор Свердловской области Александр Мишарин, который, кстати, вырос в Артёмовском, действия спецназа одобрил, мол, против вооружённых людей так и надо: «А вы думали, они на пуантах будут танцевать «Лебединое озеро»?»
Правда, вооружены казаки на тот момент были так себе: шесть травматических пистолетов, карабин «Сайга-410», обрез гладкоствольного охотничьего ружья 16-го калибра и восемь бейсбольных бит. Но правоохранители сигнал сверху услышали и пообещали действовать ещё решительнее. Что, в свою очередь, возмутило руководство казачества.
Атаман Оренбургского войскового казачьего общества, а по совместительству вице-премьер правительства Свердловской области Владимир Романов в весьма резкой форме выступил в поддержку своих сторонников. И пообещал правоохранителям, что особо ретивым придётся столкнуться с «народным негодованием», выраженным «в бытовой форме». Формулировка вышла расплывчатая, но, видимо, доходчивая: теперь добрая половина спецназовцев накануне мероприятий по разгону выясняющих отношения армян и казаков резко заболевает. А атаман Среднеуральского отдельского казачьего общества Виктор Сёмин, в свою очередь, вообще считает, что имела место провокация в отношении казаков и устроили её армяне, подключив знакомых правоохранителей: «У задержанных были разрешения на отобранное у них оружие, а показательное разоружение устроили для того, чтобы дискредитировать казаков. Свердловские полицейские, не разобравшись в местной специфике, направили свои силы против одной из сторон… Ввиду того что казаков публично оскорбили, приравняв их к бандитам, дискредитировали в глазах населения само движение, казаки решили так же публично разобраться в сложившейся ситуации».
На публичную разборку казачество пригласило полпреда президента в Уральском ФО Евгения Куйвашева, губернатора Александра Мишарина, прокурора Свердловской области Юрия Пономарёва, начальника ГУ МВД РФ Михаила Бородина, начальника свердловского УФСБ Бориса Козиненко и регионального омбудсмена Татьяну Мерзлякову. Естественно, высокие официальные лица от встречи предпочли уклониться.
На встречу с казаками пришли только депутаты городской думы Геннадий Виноградов и Александр Малых. Зато представители полиции проинформировали общественность, что, по их мнению, столкновение между казаками и армянами спровоцировала «борьба за лидерство на территории проживания» – ни больше ни меньше. «О каком лидерстве может идти речь, если мы здесь живём десятилетиями, веками, а они приезжают, качают деньги и уезжают к себе в Армению?» – возмущается атаман Виктор Сёмин. Естественно, точку в конфликте правоохранители не поставили, скорее плеснули масла в огонь. При более чем странном отношении высоких чиновников. Теперь казаки готовят «день гнева», и власти придётся окончательно определиться. И, если местное коренное население почувствует, что «определились» не в их пользу, конфликт может перерасти из межэтнического в политический. Хорошо ли это, да ещё накануне президентских выборов?
Впрочем, вооружённые разборки казаков и армян бывали на Урале и раньше – правда, власти и правоохранители в них не фигурировали вообще. Скажем, в селе Кичигино Увельского района Челябинской области – там весной прошлого года произошёл бытовой конфликт между группой армян и двумя казаками. Пьяная сцена в баре закончилась тем, что на помощь армянам подтянулись представители местной этнической ОПГ в количестве 18 человек, а затем и 60 казаков во главе с атаманом Денисом Котельниковым. Прокурору Увельского района Вячеславу Уфимцеву конфликт тогда удалось «разрулить», но, по его же словам, удаётся такое «не в каждом районе». И везде копится взаимная ненависть. А власти, которые, казалось бы, должны были потушить тлеющие межэтнические пожары, заняли выжидательную позицию. Наблюдают. Авось и не разгорится.
Казаки подчёркивают особую странность в отношениях свердловской полиции и национальных диаспор. Скажем, в недавних силовых акциях в торговом комплексе «Таганский ряд» уральской столицы полицейские особо не церемонились с представителями национальных диаспор – китайской, узбекской и вьетнамской. Обошли стороной торговые точки одной-единственной диаспоры – догадайтесь какой. Само собой, подобная избирательность действий не только даёт почву для любопытства, но и в значительной степени объясняет настрой казачества. Который можно сформулировать коротко: «В Краснодарском крае всё начиналось точно так же». А привело всё это, стоит напомнить, к масштабным погромам, в которых участвовали тысячи человек, в том числе и казаков. В 2002 году столкновения в Славянске-на-Кубани, а в 2005-м – в Новороссийске. Последний конфликт удалось сдержать лишь благодаря титаническим личным усилиям Дмитрия Козака, на тот момент полпреда в ЮФО.
Впрочем, по мнению представителя общественной организации «Союз армян России» Гагика Мхитаряна, власти ведут себя совершенно оправданно, не давая межэтническому конфликту перейти в иную, более опасную фазу. «Конфликты на бытовой почве неизбежны, когда рядом живут представители двух и более различных национальностей, – считает Мхитарян. – Но мы – меньшинство, а следовательно, в защите нуждаемся именно мы». Что же касается казачества, то атаман Виктор Сёмин политику властей называет странной: «Казаки всегда были нетерпимы к несправедливости, чувствовали её нутром и не прощали. Если мы и впредь будем ощущать эту несправедливость, нам ничего не останется, как бороться против неё всеми доступными нам средствами».
В общем, пока стороны друг друга не слышат, а власть не спешит становиться арбитром в противостоянии. А значит, «день гнева» действительно близок.
Армяне не остаются в долгу и пишут заявления в полицию: казаки-де организуют массовые армянские погромы. Обе стороны апеллируют к уральскому полпреду президента, но тот откровенно дистанцируется, не давая право-охранительным органам подсказки: кого, собственно, хватать и тащить? Пока власть с правоохранителями делают вид, что ничего особенного не происходит, казаки и армяне запасаются оружием: местная пресса уже подсчитала примерное содержание арсеналов и забила тревогу, ведь запасов может хватить на продолжительный вооружённый конфликт.
Массовые выступления запланированы на конец января: казаки обещают раз и навсегда очистить родную землю от «захватчиков», а армяне, в свою очередь, собираются подтянуть родню из других регионов. 31 января казаки объявили «днём гнева». Что это означает – не объясняют, мол, сами всё увидите.
Вообще-то на Урале проживают представители нескольких национальных диаспор: помимо армян есть и азербайджанцы, и дагестанцы, и даже китайцы. Но у казаков ни с кем из них конфликтов не возникало. Да что там конфликтов – правоохранительные органы ни разу не зафиксировали даже вялой драки на межэтнической почве. А тут не просто драка – тут двусторонняя подготовка к вооружённому противостоянию, если верить уральским СМИ, не меньше. Полиция рапортует о предотвращённых погромах и задерживает казаков сотнями – таких задержаний не практикуют даже на Юге. Что происходит? И куда, собственно, смотрит власть?
А началось всё прошлой осенью в 120 километрах от Екатеринбурга, в небольшом городке Артёмовском, где проживает в том числе и большая группа армян. Именно муниципалитет этого городка диаспора и «подчинила своим интересам». Городок управляется по новой, немного странной схеме: там два формальных руководителя – председатель городской Думы и глава администрации города, «сити-менеджер». Летом должен был закончиться конкурс на эту должность, но основного кандидата обвинили в протекционизме по отношению к армянской диаспоре и победителя, таким образом, не выявили. Армяне, вероятно, потеряв в ходе кампании немалые средства, дали волю чувствам, укрощать которые прибыли воины оренбургского казачества. Дошло до оружия, и утихомирить конфликтующие стороны послали спецназ. Действовали его бойцы, что называется, решительно, даже чересчур, но почему-то исключительно против казаков. А губернатор Свердловской области Александр Мишарин, который, кстати, вырос в Артёмовском, действия спецназа одобрил, мол, против вооружённых людей так и надо: «А вы думали, они на пуантах будут танцевать «Лебединое озеро»?»
Правда, вооружены казаки на тот момент были так себе: шесть травматических пистолетов, карабин «Сайга-410», обрез гладкоствольного охотничьего ружья 16-го калибра и восемь бейсбольных бит. Но правоохранители сигнал сверху услышали и пообещали действовать ещё решительнее. Что, в свою очередь, возмутило руководство казачества.
Атаман Оренбургского войскового казачьего общества, а по совместительству вице-премьер правительства Свердловской области Владимир Романов в весьма резкой форме выступил в поддержку своих сторонников. И пообещал правоохранителям, что особо ретивым придётся столкнуться с «народным негодованием», выраженным «в бытовой форме». Формулировка вышла расплывчатая, но, видимо, доходчивая: теперь добрая половина спецназовцев накануне мероприятий по разгону выясняющих отношения армян и казаков резко заболевает. А атаман Среднеуральского отдельского казачьего общества Виктор Сёмин, в свою очередь, вообще считает, что имела место провокация в отношении казаков и устроили её армяне, подключив знакомых правоохранителей: «У задержанных были разрешения на отобранное у них оружие, а показательное разоружение устроили для того, чтобы дискредитировать казаков. Свердловские полицейские, не разобравшись в местной специфике, направили свои силы против одной из сторон… Ввиду того что казаков публично оскорбили, приравняв их к бандитам, дискредитировали в глазах населения само движение, казаки решили так же публично разобраться в сложившейся ситуации».
На публичную разборку казачество пригласило полпреда президента в Уральском ФО Евгения Куйвашева, губернатора Александра Мишарина, прокурора Свердловской области Юрия Пономарёва, начальника ГУ МВД РФ Михаила Бородина, начальника свердловского УФСБ Бориса Козиненко и регионального омбудсмена Татьяну Мерзлякову. Естественно, высокие официальные лица от встречи предпочли уклониться.
На встречу с казаками пришли только депутаты городской думы Геннадий Виноградов и Александр Малых. Зато представители полиции проинформировали общественность, что, по их мнению, столкновение между казаками и армянами спровоцировала «борьба за лидерство на территории проживания» – ни больше ни меньше. «О каком лидерстве может идти речь, если мы здесь живём десятилетиями, веками, а они приезжают, качают деньги и уезжают к себе в Армению?» – возмущается атаман Виктор Сёмин. Естественно, точку в конфликте правоохранители не поставили, скорее плеснули масла в огонь. При более чем странном отношении высоких чиновников. Теперь казаки готовят «день гнева», и власти придётся окончательно определиться. И, если местное коренное население почувствует, что «определились» не в их пользу, конфликт может перерасти из межэтнического в политический. Хорошо ли это, да ещё накануне президентских выборов?
Впрочем, вооружённые разборки казаков и армян бывали на Урале и раньше – правда, власти и правоохранители в них не фигурировали вообще. Скажем, в селе Кичигино Увельского района Челябинской области – там весной прошлого года произошёл бытовой конфликт между группой армян и двумя казаками. Пьяная сцена в баре закончилась тем, что на помощь армянам подтянулись представители местной этнической ОПГ в количестве 18 человек, а затем и 60 казаков во главе с атаманом Денисом Котельниковым. Прокурору Увельского района Вячеславу Уфимцеву конфликт тогда удалось «разрулить», но, по его же словам, удаётся такое «не в каждом районе». И везде копится взаимная ненависть. А власти, которые, казалось бы, должны были потушить тлеющие межэтнические пожары, заняли выжидательную позицию. Наблюдают. Авось и не разгорится.
Казаки подчёркивают особую странность в отношениях свердловской полиции и национальных диаспор. Скажем, в недавних силовых акциях в торговом комплексе «Таганский ряд» уральской столицы полицейские особо не церемонились с представителями национальных диаспор – китайской, узбекской и вьетнамской. Обошли стороной торговые точки одной-единственной диаспоры – догадайтесь какой. Само собой, подобная избирательность действий не только даёт почву для любопытства, но и в значительной степени объясняет настрой казачества. Который можно сформулировать коротко: «В Краснодарском крае всё начиналось точно так же». А привело всё это, стоит напомнить, к масштабным погромам, в которых участвовали тысячи человек, в том числе и казаков. В 2002 году столкновения в Славянске-на-Кубани, а в 2005-м – в Новороссийске. Последний конфликт удалось сдержать лишь благодаря титаническим личным усилиям Дмитрия Козака, на тот момент полпреда в ЮФО.
Впрочем, по мнению представителя общественной организации «Союз армян России» Гагика Мхитаряна, власти ведут себя совершенно оправданно, не давая межэтническому конфликту перейти в иную, более опасную фазу. «Конфликты на бытовой почве неизбежны, когда рядом живут представители двух и более различных национальностей, – считает Мхитарян. – Но мы – меньшинство, а следовательно, в защите нуждаемся именно мы». Что же касается казачества, то атаман Виктор Сёмин политику властей называет странной: «Казаки всегда были нетерпимы к несправедливости, чувствовали её нутром и не прощали. Если мы и впредь будем ощущать эту несправедливость, нам ничего не останется, как бороться против неё всеми доступными нам средствами».
В общем, пока стороны друг друга не слышат, а власть не спешит становиться арбитром в противостоянии. А значит, «день гнева» действительно близок.