Вывеска содержит фразу «Православие или смерть», ее суд признал экстремистской. Однако настоятель прихода с прокуратурой не согласен и табличку не снимает.

Александр Сухов уже подал апелляционную жалобу в областной суд, а при необходимости обратится и в Верховный суд России, говорит архиепископ Софроний, архиерей Санкт-Петербургской и Северо-русской епархии РПЦЗ, к которой принадлежит Свято-Покровский приход. По словам архиепископа, изначально прокуратура поднимала перед судом два вопроса: первый — по признанию самого священника экстремистом, второй — по признанию надписи «Православие или смерть» экстремистской. Суд увидел экстремизм только в вывеске.

По словам архиепископа, вывеска эта висит на воротах прихода уже лет 15 и прежде никого не смущала. По его мнению, в высказывании, которое вызвало столько шума, нет ничего экстремистского: «Оно говорит о духовном состоянии человека, а не физическом. Я знаю, что в Греции над одним из монастырей эта вывеска до сих пор висит — и греки не считают это экстремизмом».

Сам архиепископ никогда не слышал, чтобы экстремисты использовали эту фразу, — «она всегда принадлежала православным». Однако лозунг «Православие или смерть!» год назад действительно был включен в федеральный список экстремистских материалов, размещенный на сайте Минюста (пункт 865).

Но архиепископ Софроний говорит, что Свято-Покровской приход не в первый раз сталкивается с прокуратурой. Его епархия подчиняется Русской православной церкви за границей и отсюда, считает он, все проблемы. «Мы давно поняли, что прокуратура к нашей епархии и к этому приходу предвзято относится. Все началось с того, что этот священник (Александр Сухов. — А. Д.) вышел из подчинения Московского патриархата и стал подчиняться нашему, патриархату зарубежной церкви».

Полгода назад в приходе даже устроили обыск, рассказывает архиепископ: «Где-то в Волхове в неизвестном месте нашли неизвестную взрывчатку, неизвестными людьми изготовленную, — примерно так было написано в деле, которое нам показали. У нас даже его копия есть. И прокуратура подумала почему-то, что эту взрывчатку сделали в этом приходе. Они искали там следы пороха — естественно, ничего не нашли». Во время обыска, говорит архиерей, не раз намекали, что все бы было хорошо, если бы приход подчинялся патриарху Кириллу.

Напомним, что в 2007 году РПЦ за границей и РПЦ Московского патриархата подписали акт об объединении, однако не все с этим решением оказались согласны. «Мы и процентов 70 приходов зарубежной епархии это объединение не признали — и там до сих пор не поминают патриарха Кирилла», — говорит Софроний. По его словам, Московский патриархат не решает многие задачи, которые ставятся перед Церковью.

«Первый вопрос, который нас разделяет, — коммунизм, я имею в виду совместное моление с инославными церквями. Мы терпимо относимся к другим верованиям, но вместе молиться — это запрещено нашей верой и другими верованиями тоже. В 1965 году был создан Всемирный совет церквей, и Московская патриархия состоит в этом совете. Мы просили, чтобы она вышла из этого совета — они этого не сделали».

Второе препятствие, удерживающее представителей зарубежного патриархата от объединения — принцип служения государству: «РПЦ Московского патриархата явно служит сложившемуся режиму, — считает архиепископ. — Мы называем это сергианством — по имени патриарха Сергия, который в 1927 году издал указ, повелевавший церкви служить власти». Есть также ряд других, менее принципиальных вопросов, по которым зарубежная РПЦ не согласна с московской.

Кстати, на воротах Свято-Покровского прихода в деревне Дудачкино рядом с надписью «Православие или смерть» есть еще одна вывеска, с цитатой из Ивана Грозного: «Служить Богу и уничтожать врагов России». Пока, по словам архиепископа Софрония, прокуратуру она не беспокоит.