Профессор Салагаев в конце 1980-х был одним из организаторов «Народного фронта в защиту перестройки». Сейчас он выступает за защиту русской культуры в Татарстане, где половина населения – русские, которые, впрочем, даже не упомянуты в республиканской Конституции республики. Дискриминация русских, крящен и татар, не поддерживающих пантюркизм, соседствует в республике с расцветом исламского экстремизма. Об этом и многом другом он рассказал в интервью корреспонденту РИА «Новый Регион».
«Новый Регион»: Александр, расскажите, как появилось «Общество русской культуры»?
Александр Салагаев: Все началось в 1988 году, когда у нас в Казани образовался «Народный фронт в защиту перестройки». Так мы отобрали название «Народный фронт» у татарских националистов. В Прибалтике, Закавказье все «НФ» были этнические: литовские, эстонские и так далее. А у нас русские и татарские демократы вместе это дело организовали, и выступали против коммунистического режима за демократизацию общества. Потом соседи выдвинули меня в городской совет народных депутатов, и я был членом президиума горсовета, председателем комиссии по делам молодежи и спорта. Перестройка завершилась, а в 1993 году оказалось, что русская культура забыта, даже Масленица не проводилась, как и другие мероприятия, а все было направлено на поддержку татарской культуры. Вот мы и создали «Общество русской культуры». Но полтора года назад Налоговая служба исключила нас из реестра юридических лиц, предполагаю – по указанию аппарата президента республики. Судились – районный суд выиграли, но апелляционный суд – там, по-видимому, было давление сверху – отменил это решение. Ждем рассмотрения кассационной жалобы, впрочем, по закону организация может существовать и без юридического лица.
«Новый Регион»: Вы выступаете с сугубо культурных позиций или политических? Националистически настроенная молодежь и ОРК: отдельно, или есть точки соприкосновения?
Александр Салагаев: Да, прежде всего, с культурных позиций; но, знаете ли, культура – это, как говорил еще Ленин: «Когда какой-то вопрос обостряется – он становится политическим». Когда мы говорим о русской культуре, и вопрос не решается, власти фактически противодействуют, приходится использовать политические средства – митинги, пикеты. Раньше, до 2011 года, тогда мы с властями сотрудничали, ОРК политических акций не проводило. Но началось прямое противодействие людям, которые выступали за увеличение часов преподавания русского языка: пришлось идти в политику.
О молодежи: мы поддержали фанатов ФК «Рубин» в 2011 году, когда их избили антифа; они как-то к нам влились. Во всяком случае, участвуют в наших политических мероприятиях. Конечно, не все, там есть люди с явными взглядами «национал-социалистическими», стараемся держаться от них подальше.
«Новый Регион»: ОРК и другие русские организации работают под давлением татарских организаций и чиновников?
Александр Салагаев: Татарские организации лают в интернете, но мешать не могут, а вот по поводу чиновников – совершенно справедливо. В целом, русское движение ослаблено властями. Мероприятия блокируются, так Русский Марш разрешили не к 4 ноября, а гораздо позже, и на окраине города, в заводском районе. Есть умышленная политика СМИ: практически игнорируют наши инициативы. Как республиканские, так и региональные представительства федеральных. Холдинг «ТатМедиа» фактически перекупил местные издания и ряд представительств центральных СМИ. Информационная дисблокада.
Чиновники пошли еще и таким путем – открыли карманные организации русских, которые забалтывают существующие проблемы. Вот открыли марионеточную «русскую» структуру, куда стекся ряд работников культуры и учителей, фольклористы, такие, в общем, лоялисты. Чиновники помогают им финансово, предоставляют помещения в Доме дружбы народов. Так на недавней конференции по русскому языку, основную проблему – недостаточное преподавание русского языка, просто заболтали. Карманные деятели рассуждали о том, что язык засоряется словами паразитами и т.д. Подобное относится и к крященам, которые не согласны с политикой в отношении их народа.
«Новый Регион»: Если говорить о давлении на русских националистов, например, на молодежные группы оно оказывается?
Александр Салагаев: Конечно. Например, заканчивается следствие о драке националистов из ФК «Рубин» с кавказцами на улице Баумана. Инициатор дела – городское ЦПЭ, где руководитель узбек, а один из ведущих сотрудников – азербайджанец, майор Сейран Гасанов. Эшники давно вели дело против фанатов, и оно разваливалось. Подстроили 30 декабря 2013года провокацию; нападение кавказцев, далее – надавили на задержанных. Сергей – парень девушки, которую задели кавказцы, дал показания, что фанаты, дескать, спровоцировали драку, потом еще один парень это «подтвердил». Под стражей Сергей Журавлев и Игорь Монахов. Я общался с родителями ребят, и вижу целенаправленное желание посадить парней. Чего ждать от судебного процесса? Суд, думаю, «не может» изменить формулировку обвинения (хулиганство и нанесение тяжких телесных повреждений), он либо подтвердит ее, либо откажет; в последнем я сомневаюсь. Скорее всего, посадят на несколько лет.
«Новый Регион»: Как воспринимают русские региона то, что живут, прямо говоря, под юрисдикцией татар?
Александр Салагаев: Это не очень явно проявляется среди рабочих и в иных сферах, но всплывает в культурной среде. Или в правоохранительных органах, когда русские сталкиваются с ними, то видят: на восемьдесят процентов – татары. Прокуроры, судьи, начальники ОВД, как правило, титульный этнос. Русскому трудно найти справедливость, или что-то выиграть в суде. Вот тогда люди задумываются. Или тот же русский язык; наши обращаются в роно, Министерство образования, а там сидят лица татарской национальности и всячески блокируют обращения. Так-то на бытовом уровне дискомфорт не ощущается. У большинства русских здесь все еще имперское мышление; они с интересом обсуждали, например, отдадут Курильские острова Японии или нет, и не говорят о тех проблемах, что касаются их непосредственно. Теперь у них эйфория от присоединения Крыма. Но, все-таки, пора думать о местных неурядицах, а не идти на поводу у манипуляций СМИ.
«Новый Регион»: Насколько логично возродить Казанскую область, для восстановления этнической справедливости?
Александр Салагаев: Нет, нужна не Казанская губерния, а скорее всего, актуально говорить об уравнении статусов регионов. Казанская губерния не ограничивалась границами республики Татарстан, а включала в себя и нынешнюю Марийскую и Чувашскую республики. Возрождение невозможно, нужно равноправие. Беда РФ: она держится на вертикали власти; ассиметричная этнофедерация, где субъекты имеют разные статусы и права. Татарстан – я не вспоминаю уже про Чечню или Ингушетию – наделен гораздо более значительными правами, чем любая из русских областей. Мы вот говорим – федеративный договор, но заключено, аж целых четыре вида договоров: с республиками, краями, автономными округами и областями. Договора противоречивого содержания. В республиках суверенитет идет от суверенитета титульного этноса; так в Конституции Татарстана написано: основа государства – воля татарского народа и многонационального народа Татарстана. В областях же – основа власти – федеральное правительство, воля народа как-то не фигурирует. Разница и в финансовых потоках. Федерация держится на вертикали Путина; при смене руководства – все посыплется, возможно.
«Новый Регион»: Исламизация Татарстана, насколько глубоко зашел этот процесс?
Александр Салагаев: Серьезная проблема – исламизм. Начиная с девяностых годов, по сто человек из республики отправлялись на учебу в Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию – монархии, где официальная религия – ваххабизм. Приезжают проповедники и миссионеры. В довесок, экс-президент Шаймиев инициировал политику: в каждой деревне по мечети; их построено свыше тысячи, что есть материальная основа исламизации. Республика получила ощутимое влияние ваххабизма; традиционное татарское духовенство борется, но перспектив в этом серьезных не имеет. Функционируют ячейки «Партии исламского возрождения» (Хизб-ут-Тахрир), «Исламского Джамаата», ваххабитские мечети и так далее…
«Новый Регион»: Кто результативней раскачивает лодку – пантюркистские нацисты, как «Правые татары» и «Азатлык», или исламисты?
Александр Салагаев: Мне кажется – ваххабиты, они выступают радикально против светской власти. Если «Правые татары» и прочие сепаратисты за светскую, хотя и татарскую, власть, то исламисты – за халифат, иное они отрицают. Теоретически, если сепаратисты придут к власти, ваххабиты потом их сметут. Отношения между этими группировками интересные: «Правые татары» и «Азатлык» не имеют источников финансирования, и они ищут разные возможности для поддержки, вот и берут деньги у исламистов. В итоге: помогают ваххабитам организовывать митинги, пикеты, приходят на исламистские мероприятия. Получается, легализуют экстремистские силы.
«Новый Регион»: Недавнее осуждение банды исламистских террористов за поджоги церквей – начало борьбы с экстремистами, или «галочный» процесс?
Александр Салагаев: Власти Татарстана видят угрозу в ваххабитском экстремизме и серьезно с ним борются, все-таки они их конкуренты. Исламисты не оставляют выбора, выдвигая требования халифата, теологического государства. Системно идет борьба с распространением ваххабитской литературы, и так далее. Хотя, если сравнить давление на исламистов и преследования русских националистов, то, например, активистам по делу РНЕ, включая женщину, в 2006 году дали по 6-7 лет колонии, хотя они просто собирались и болтали. Такими же сроками наградили участников «Партии исламского возрождения» и других исламистов, на счету которых было по несколько убийств. Не все так однозначно. Сторонники исламизма проникли в коридоры власти, есть они и в правоохранительных органах. Логика их лоббистов обычно умещается в то, что – они наши братья, мусульмане. Громкие дела с рук им не сходят, нельзя замолчать, но многое адептам исламского экстремизма стараются замять или спустить на тормозах.
«Новый Регион»: «Азатлык» и прочие сепаратисты выступают в поддержку крымских татар. Фактически, это два разных этноса: какая солидарность здесь?
Александр Салагаев: Тюркская солидарность. Казань позиционирует себя представителем всех татар; под этнонимом они собирают всех – хоть сибирских татар, которые не имеют отношения к казанским, хоть крымских, потомков половцев. Президент Татарстана Рустам Минниханов любит становиться в позу главы всех татар: создан «Всемирный конгресс татар». Работает грандиозная татарская программа, строятся мечети в российских регионах, в центре Киева выкуплен особняк для татарской общины Украины на деньги республики Татарстан. Где Минниханов ни ездит, везде «собирает» татар, как, например, в Малайзии, где в вузе он навестил, аж пять учащихся там татар. В Казани с русскими организациями он как-то не встречается, в отличие от прошлого президента Шаймиева; с ним, мы – ОРК, виделись раз пять.
«Новый Регион»: По аннексии Крыма: обострятся ли там факторы экстремизма и исламизма? Возможно, что там Кремль начнет опираться именно на меньшинство – на татар, по аналогии с российскими регионами?
Александр Салагаев: Возможно, что привилегии – бюджеты, должности, получат крымские татары, а русских начнут вытеснять из Крыма. Влияние Казани на Кремль достаточно сильное, а татарские исламисты и сепаратисты Татарстана поддерживают крымских татар. Если Украина – государство, где есть национальные меньшинства, но без своих территориальных образований, на общих правах, то Россия – федеративная республика. Эмиссары из Казани уже были в Крыму. В целом, общество Татарстана, я думаю, поддерживает присоединение Крыма. Скорее всего, влияние исламистов в Крыму теперь увеличится.