Ситуация не просто опасная, а критическая!” Не каждый день услышишь такую фразу из уст бесстрастного руководителя Службы региональной безопасности. Однако проблема незаконной миграции достигла той точки накала, когда даже на самых верхах о ней заговорили с гневно-истерическими нотками.
Счет нелегалов в Московской области уже сегодня идет на сотни тысяч. А в свете финансового кризиса, когда замороженные стройки выплевывают на улицы толпы рабочих, проблема постепенно перерастает в настоящую катастрофу. В лучшем случае у нас станет больше безработных, но реальнее всего — Подмосковье захлестнет гигантская криминальная волна.
Как у любой медали, обратная сторона есть у облегченной не так давно процедуры регистрации иностранных граждан. Правда, увидели ее чиновники почему-то только сейчас, когда подсчитали, что из 450 тысяч мигрантов, получивших по упрощенной схеме разрешение на работу в Московской области на 2008 год, треть испарилась. То есть, конечно, эти 150 тысяч якобы легальных работников живут и скорее всего неплохо себя чувствуют в нашем регионе, только не платят ни копейки налогов, не проходят медосмотр и в случае чего “невидимы” для милиции и других контролирующих органов.
Самый простой расчет показывает, что из-за “людей-невидимок” бюджет ежемесячно теряет около 200 млн. рублей налогов. И это при средней зарплате в 10 тысяч рублей, хотя известно, что на стройках получают в два, если не в три раза больше. За год эта сумма достигает 2,5 млрд. рублей!
— Это сколько дорог, мостов и другой инфраструктуры можно построить! — возмущается зампред правительства Московской области Сергей Кошман. — Подобный порядок не ослабляет кадровый голод в Московской области, а только осложняет ситуацию. Сегодня не всем из почти 4,5 тысячи подмосковных работодателей, подававших заявки, удалось получить разрешение для своих работников. Квота растрачена непонятно на кого. Пока мы строго не увяжем отношения мигранта и работодателя, ни о каком контроле за миграцией не может быть и речи.
Если получивших разрешение на работу мигрантов посчитали более-менее точно, то о количестве нелегалов можно говорить весьма приблизительно. Хотя официально озвученная цифра в 700 тысяч человек уже наводит на глубокие раздумья. Это четыре подмосковных города! Хорошо, если нелегалы сидят за забором на какой-нибудь федеральной стройке (чаще всего, кстати, во время проверок их там и находят) или кормятся сезонными работами в коттеджном поселке. Гораздо хуже, когда зарабатывать на жизнь незаконные мигранты начинают чистым криминалом. А такие случаи нередки.
— В последнее время они не просто совершают преступления, а группируются в организованные банды, — сообщил и.о. начальника управления региональной безопасности Московской области Василий Афанасьев. — Приметой времени стали подпольные бригады. Внутри них царит строгая иерархия. Главари жестоко расправляются с неугодными.
“Летуны”, как правило, создают подпольное производство товаров народного потребления и перемещаются по области.
Недавно такую бригаду выгнали из Ногинска — так через две недели она объявились в Щелковском районе. Секрет прост. В руки милиционеров попадают рядовые гастарбайтеры. Верхушка остается на свободе и очень быстро восстанавливает свой криминальный бизнес.
Бригада нелегальных мигрантов проживает чуть ли не в каждом садоводческом товариществе. Только ленивый дачник не воспользовался их дешевым трудом. Но одно дело — личная дача, другое — боевая техника. Дошло до того, что для ее обслуживания командиры частей привлекают малограмотных приезжих, как, например, происходило в одном из военных городков под Балашихой.
— Сотрудников УФМС туда не пускали с проверкой всеми силами, — вспоминает Афанасьев. — Нам пришлось писать письмо главкому внутренних войск. Пока мы пытались зайти, всех нелегалов попрятали по казармам. И этот цирк творился на военном объекте!
Но даже рядовых нелегалов не так просто выдворить из страны, даже имея на то полные законные основания. За 9 месяцев из Подмосковья отправили восвояси всего 1000 человек. Подобная статистика выглядит как насмешка над работой миграционной службы. Задержанных мигрантов попросту негде держать.
— В настоящее время по предварительной договоренности мы отправляем их в московские учреждения. Конечно, если есть места, — рассказал начальник Управления Федеральной миграционной службы по Московской области Олег Молодиевский. — Но и там все переполнено. Ведь на установление личности через посольство страны, откуда приехал иностранный работник, уходит от двух до трех месяцев.