21 декабря бойцы ОМОНа жестоко разогнали людей, собравшихся на площади Борцам за власть Советов во Владивостоке. Несколько человек получили серьезные травмы, журналистам разбили аппаратуру, около ста человек доставили в отделения милиции. Им грозят штрафы и перспектива провести Новый год за решеткой.

Зачем милиция грубо разбрасывала мирно настроенных жителей города, часть из которых с детьми просто прогуливалась в воскресный день на площади? Комментариев на этот счет пока получить не удалось. Но конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31). Так почему за свое право, подкрепленное законом, люди расплатились собственным здоровьем? Теперь можно произвести простое арифметическое действие: народ, разозленный перспективами остаться без доступных японских авто и разгоряченный невниманием властей, плюс дубинки и град ударов ОМОНа. Что в итоге? – еще большая обозленность, отчаянье и полное осознание: помощи от власти ждать нечего, надежда только на себя.

Остается только вопрос: почему людям не дали просто высказаться? Ну, собрался народ на площади, ну поводил хоровод вокруг елки. Ну, сказал бы потом пару гневных слов в камеры. Но их недовольство и паника понятны. Ведь не просто переключиться: десять лет кормил семью, продавая машины, десять лет мог позволить себе авто. А теперь ты должен искать работу в кризис на стройках саммита и годами копить на машину. Этот страх очевиден, он осязаем. Но вместо того, чтобы народ поддержать, его еще больше загоняют в угол. Но ведь в других городах горожанам дали высказаться. В Хабаровске разукрасили «Жигули» для Путина, в Новосибирске проехали колонны по городу с включенными фарами, тоже было и в Иркутске, и еще во многих городах. Везде горожанам РАЗРЕШИЛИ выразить свое мнение. Везде все прошло МИРНО. Чего добились силовики своими действиями, к чему спровоцировали? Ответ очевиден.

Кстати, приморская милиция вела себя более, чем корректно.

- Москвичи сегодня натворили дел, - рассказал нам один из милиционеров. По понятным причинам он не хочет называть своего имени. – Они теперь уедут, а мы останемся. Наши многие ведь отказывались вообще выходить против горожан. Но кто будет разбираться, кто из силовиков виноват? А народ после этой «акции» настроен решительно. Мы опасаемся, что люди будут мстить.

Юристы говорят о том, что меры, предпринятые бойцами ОМОНа, можно расценивать как незаконные. Протоколы, составленные на задержанных, можно обжаловать через суд.

Но Владивосток не спешит в суды. Владивосток замер в ожидании. А в том, что продолжение следует, сомневаться не приходится: достаточно залезть на любой городской форум и почитать оставленные там комментарии. Люди не собираются спускать с рук воскресную бойню.

Михаил Дорожко, Галина Мирошниченко

 

Когда накануне на одном из сайтов в интернете прочла: «Во Владивостоке запахло кровью», подумала, что кто-то ради красного словца сболтнул лишнего. Оказалось, нет, не лишнее. В самый раз.

 Когда на площади Борцам ко мне подошел милиционер и тихо посоветовал: «Уходите отсюда. Будет силовая акция», ответила: «Не надо нагнетать.» Оказалось, не нагнетал. Сказал, как есть.
 
Когда к памятникам стали прибывать автобусы с суровыми мужчинами в касках, бронежилетах и при дубинках, решила, что это  – «психика», мера бесконтактного воздействия на граждан. Постоит «моя милиция» на отдалении, дождется, когда все замерзнут на декабрьском ветру, и схлынет по домам отогреваться вслед за толпой. И опять не угадала.
 
Митинг был несанкционированный. Они нас должны были разогнать. Они и разогнали. Как умели. Видимо, иначе, то есть аккуратно, убедительно и профессионально, так, чтоб без крови и мата, они попросту не могут. Не способны. Не учены. Хоть и слетелись, как говорят, отовсюду – из Москвы, Хабаровска… Хоть те, кого они хватали и били, не сопротивлялись… Видимо, лояльность владивостокской милиции, не пресекшей на корню акцию недельной давности, кого-то так «накалила», что против владивостокцев двинули силовиков из других регионов.
 
Сначала власти не дали САНКЦИЮ на митинг. Потом в недрах кабинетов разработали план неадекватной акции «по обеспечению правопорядка». И, наконец, в час назначенный принялись угрюмо и зверовато выколачивать из нас наши иллюзии. Сначала – дубинками и пинками. Потом – постановлениями об административных правонарушениях и штрафами по решению суда.
 
Первый раз видела, чтоб наши суды работали в выходной день и практически ночью.  Как видно, открыто выраженная, но несанкционированная свыше позиция сегодня строго наказуема.
 
Публичная порка протестующих владивостокцев состоялась. Подействует ли урок?
 
Вечер трудного дня. По улицам трудновоспитуемого города медленно движутся колонны иномарок с зажженными фарами и дружно гудят.

Наталья Островская