- Сколько времени вы работаете над этой проблемой?
- Мы уже давно занимаемся разработкой концепции метакультуры, как такого межкультурного взаимодействия, основанного на взаимных «дарах» культур друг друга. Вот уже три года в Москве проводятся чтения, я вот сейчас вернулся из Японии, где был пятый метакультурный симпозиум, на котором собрались в основном деятели науки, культуры, искусства. Так, одна из проблем с которой сталкиваются наши соседи – они культурно задыхаются, особенно японцы.
- Несколько лет назад вы поднимали вопрос о вхождении иммигрантов в духовное и культурное пространство России. Существует ли сейчас эта проблема?
- Да, мы дважды обсуждали эту проблему в Москве, на «Международных Рождественских чтениях», которые организовывала Московская Епархия. Сейчас мы немного отошли от этого вопроса, но сам по себе он значимости не утратил. Правда существует ряд проблем, с реализацией задуманного. - А в чем суть проблемы? - Нас на Дальнем Востоке мало и это одна из причин того, что у нас нет собственного ресурса для экономического развития. Для того чтобы экономически развиваться, нужен рынок сбыта, а на всем Дальнем Востоке 6 млн. человек. Для любого масштабного производителя, это ничто, поэтому здесь невозможна реализация крупных проектов. В результате получается, что, не вступая в сотрудничество со своими сопредельными странами, мы не можем экономически развиваться. Поэтому основная проблема состоит в том, чтобы наладить выгодное экономическое сотрудничество со странами Восточной Азии.
- В чем конкретно состояла ваша программа, по решению проблемы иммигрантов?
- Мы выступали за то, чтобы прежде чем человек приступит к работе, он должен пройти культурную адаптацию. Немножко научиться русскому языку, немножко понять наши законы, немножко получить нашего образования, потому что в большинстве это необразованная рабочая сила. Но мы не нашли должной поддержки этим начинаниям. Просто главная ошибка в том, что все считают, что иностранная рабочая сила составляет конкуренцию нашей. А на самом деле, кто пойдет мести улицы у нас? Есть даже исследование на эту тему, в котором речь ведется о зависимости численности иностранной рабочей силы и величиной безработицы в районах Приморского края. И доказано, что чем больше иностранной рабочей силы, тем меньше безработицы среди нашего населения. Ведь они занимают ниши неквалифицированного труда, увеличивают рынок потребления и создают рабочие места для более квалифицированных рабочих, это известный экономический закон.
- На ваш взгляд, что может решить возникшую проблему с взаимодействием культуры разных стран?
- Принята государственная программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, в ней есть подпрограмма о развитии Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР. На нее выделено порядка 150 млрд. рублей. Главная проблема города в том, что наша инфраструктура не соответствует международному уровню. Но это материальная сторона проблемы, нужны не только здания, дороги и прочее, но и соответствующая культурная атмосфера. И наша программа состоит в том, чтобы трансформировать культурную среду города. Для этого во Владивостоке должны постоянно проходить мероприятия международного уровня, более двух в месяц. Разного рода форумы, выставки, фестивали, симпозиумы, благодаря которым общественная жизнь города могла бы «бурлить». Вторым обязательным условие является привлечение населения, в особенности молодежи к участию в этих мероприятиях. Мы должны быть не только пассивными зрителями, но и выполнять определенную роль. Просто каждое мероприятие такого уровня должно сопровождаться конкурсами, проектами, для населения Владивостока.
- На ваш взгляд, на сколько наша молодежь готова взаимодействовать с другими культурами, и вообще насколько они толерантны к другим?
- Подоплека – человек свои проблемы пытается выместить на ком – либо. На этих чтениях мы будем разбирать проблему толерантности. Мы не против этой концепции, но она заводит нас в тупик. Здесь надо просто прислушаться к другим. Быть толерантным – быть терпимым, но ведь человек не хочет, чтобы его терпели, он хочет хорошего отношения к себе. До тех пор пока будут требовать терпеливого отношения к иностранцам, вы его не получите. Решение всех проблем стоит в смене постановки вопроса: какие дела могут нас объединить, и как мы можем взаимодействовать. Сама идея толерантности закрывает суть проблемы – мы должны сотрудничать, и более того эта идея имеет чужое для нас происхождение. И нынешнее ситуация нетерпимости и озлобленности лишнее тому подтверждение. Мы предлагаем толерантность заменить содружеством или содействием.