Баку постепенно превращается в «голубую зону», где данное поведение становится и рассматривается как престижное. Имеются подозрения, что некоторые журналисты и комментаторы в России, а также люди, которые вовлечены в оборот политической сферы, связанные с Азербайджаном, вербуются азербайджанцами именно на базе гомосексуальных предпочтений.

В Советском Азербайджане гомосексуальные отношения были широко распространены в среде партийных и советских работников. Трудно было сделать быструю карьеру в партийных органах без участия в данных отношениях. В связи с этим, в партийных кругах, да и вообще в определенных общественных кругах существовал символ этих отношений, так называемая «голубая ванна». Что примечательно, эта «голубая ванна» существовала в реальности, и находилась в одной из квартир родной сестры Гейдара Алиева, известной по прозвищу Фаэтон-ханум. В этой квартире, расположенной на проспекте Кирова в Баку, совершались всевозможные огрии, в которых участвовали влиятельные представители партийных органов, а также молодые люди, желающие стать секретарями или инструкторами райкомов, занять должности в Центральном комитете коммунистической партии Азербайджана. Среди партийных функционеров Азербайджана существовал ярлык, который приклеплялся тем коллегам, которым пришлось пройти этот ритуал посвящения – «гагаш».

По словам одного из видных работников правоохранительных органов Советского Азербайджана, Гейдар Алиев, конечно же, знал про эти оргии и не пытался прикрыть эту «практику», хотя он, имея информацию об этом, все же принимал это во внимание при некоторых назначениях, в которых он был заинтересован в специальном порядке. Вместе с тем, еще задолго до появления «голубой ванны», в Советском Азербайджане данная практика была широко распространена. По сведениям, «патроном» этих инициаций являлся видный государственный и партийный деятель Азербайджана Алиш Лемберанский, который был своим человеком в кругах богемы, собственно, где и происходили вовлечения в такого рода отношения молодых, перспективных людей. На одном из пленумов ЦК Азербайджана, Гейдар Алиев собирался открыто выступить с сообщением по поводу данной роли А. Лемберанского в функционировании такого рода порядка и вовлечения молодых амбициозных людей в этот стиль поведения. Достоверно известно, что в тексте выступления Г. Алиева содержались факты по поводу патронирования А. Лемберанским «голубого» элитарного сообщества в Баку. Но, буквально в последний момент, председатель президиума Верховного совета Халилов умоляя отговорил Г. Алиева от этой затеи. И все-таки, Г. Алиев сказал достаточно экстравагантную вещь – о том, что «данная тема является большой для А. Лемберанского». Представляет интерес то, что сам Алиш Лемберанский был абсолютно традиционной ориентации, что говорит о том, что его интерес к «голубой» сфере имел значение с точки зрения влияния на власть и систему управления в Азербайджане. Помимо его интереса к «голубой» сфере в Баку он был хорошо информирован о склонностях такого и иного рода московской элиты.

(…) Имеется все больше информации о постепенной утрате власти Ильхамом Алиевым, что связанно с его не способностью управлять, в виду не адекватного поведения. В окружении И. Алиева принято называть это поведение «истеричным», и его близкие и подчиненные уже научились направлять его настроения. 
Скорее всего, реальными правителями Азербайджана являются руководитель администрации президента Рамиз Мехтиев и Министр национальной безопасности Азербайджана, генерал-лейтенант Эльдар Махмудов. Наряду с ними положение в Азербайджане непосредственно контролируют члены семьи И. Алиева. Тем не менее, нет сомнений в том, что И. Алиев нуждается в контроле, и причиной тому его нервно-психическое состояние. Люди, которые никак не связанны с оппозицией, но располагающие информацией из «первых рук» и имеющих доступ к администрации, утверждают, что И. Алиев параноик и часто пребывает в психо-моторных припадках. В окружении президента давно решили, что это не должно оказывать влияния на положении в стране, и располагают всеми необходимыми диагнозами. Считается, что причина такого состояния И. Алиева – неуравновешенность его сексуального поведения.

Как отмечала несколько лет назад азербайджанская пресса в связи с намеченными на середину октября президентскими выборами в Азербайджане, разгорелось сразу несколько скандалов.

(…) «В ответ на публикации в проправительственной прессе, касающиеся сексуальных предпочтений лидера Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимова, редактор газеты “Азадлыг” Ганимат Заидов написал статью под названием “Голубая история Ильхама Алиева”. В ней он рассказывает историю Алиева, картежника и “гомосексуалиста”. Согласно статье, гомосексуалистом Ильхам Алиев стал в конце 80-х годов, еще будучи в Москве, где был картежником. Напомним также случай, связанный с молодым азербайджанцем Назимом Манафовым, который трагически погиб, а его семья была выдворена из Азербайджана и получила огромную компенсацию. По сведениям, 27-летний Назим Манафов был партнером Ильхама Алиева.

Баку постепенно превращается в «голубую зону», где данное поведение становится и рассматривается как престижное. Это стало бедствием для семей и родителей. Данные заведения заполнены рядовыми военнослужащими и курсантами военных училищ, многими другими молодыми людьми, нуждающихся в средствах. Примечательно, что гомосексуальные отношения рассматриваются в Азербайджане не только как фактор внутренней политики. Имеются сведения, что азербайджанские бизнесмены пытаются установить контроль над клубами «голубого свойства». Они приобрели многие клубы и иные заведения такого свойства в Тбилиси, Киеве, Москве, Петербурге, Волгограде и в Варне. Например, в клубе «Розовое фламинго» в Варне был завербован депутат Европарламента от Болгарии Евгений Кирилов, известный своей гомосексуальной ориентацией.

Вполне возможно, что азербайджанская специальная служба задалась целью распространить влияние и установить необходимые контакты с политическими и общественными кругами в различных странах на базе именно гомосексуальных предпочтений. Видимо, это стало национальной идеей, которая обусловлена специфичной этнической психологией и стереотипами поведения.

Примечательно, что работники таких клубов, принадлежащих азербайджанцам, являются, как правило, людьми грузинской национальности. Это бармены, официанты, сутенеры, медицинские работники, охрана и т.д. В Грузии, по крайней мере, двое политиков, связанных с азербайджанскими структурами, имеют данную сексуальную ориентацию, и пользуются услугами азербайджанцев. Даже в электронных сетях Грузии можно заметить, что весь «голубой сектор» в стране контролируется азербайджанцами. По крайней мере, три наиболее респектабельных развлекательных учреждений в Тбилиси и одно в Батуми, принадлежит азербайджанцам. 
Данные учреждения, как правило, курирует офицер службы безопасности, работающий в посольстве Азербайджана. Данное явление пока трудно объяснить, но совершенно ясно, что наряду с меркантильными интересами, поставлена задача осуществление контроля над определенными кругами в Грузии. То же самое наблюдается в России и Украине. Помимо соответствующих учреждений, Азербайджан пытается взять под контроль и виртуальную «голубую» сферу, приобретая и ставя под контроль гей-сайты. Естественно, это «золотое дно» для азербайджанской разведки, способ вербовки кадров.

Гомосексуализм, все больше становится составным и лояльным элементом поведения в Азербайджане. Большая часть опрошенной азербайджанской молодежи не считает грехом гомосексуальность, внебрачный секс и даже проституцию. “Главными” грехами, если судить по результатам опроса, проведенного социологической службой “ADAM”, являются ложь (47 %), воровство (42 %), насилие (34 %) и взяточничество (25 %). Гомосексуальность признали “грехом” только 13 % респондентов.

Несколько лет назад в Баку состоялся симпозиум по вопросу и практике кровесмешения в связи с тем, что азербайджанский этнос испытывает серьезные проблемы из-за высокого процента кровесмешения, которое достигает в Азербайджане 25%, а в сельской местности 35%. Участники данного симпозиума утверждали, что распространение гомосексуальных отношений в Азербайджане в столь широких масштабах, во многом связанно с феноменом кровесмешения. То есть, что утверждается прослеживание такой корреляции.

Примечательно, что в Азербайджане происходит очень давний спор относительно того, какому из этносов, составляющих нынешнее население этой страны, более всего присуще гомосексуальное поведение. В основном этот спор происходит между тюркским населением и татами. Действительно, гомосексуальное поведение с давних времен принято и хорошо известно среди татского населения небольших городков Апшеронского региона. Например, «столицей» гомосексуализма в Азербайджане считается город Маштаги, расположенный на Апшероне, вблизи Баку. В этом городке (около 60 тысяч жителей) проживают преимущественно таты. Вместе с тем, данное поведение распространенно и имеет место в любом районе Азербайджана. Однако, если раньше это считалось общественно не принятым, то сейчас становится престижным, и даже элементом элитарных, роскошных развлечений. Туристический бизнес в Баку уже имеет непременный «голубой сектор», и это в значительной мере связанно с туристическими посещениями «прославленных» и «традиционных» в этом поведении стран.

Уголовный кодекс Азербайджана основан на советском УК, правда, в него были внесены существенные изменения. Так, например, в стране нет смертной казни. Но мужеложство так и осталось наказуемо. Ст. 113 предусматривает за добровольный сексуальный акт до 3-х лет лишения свободы. В той же статье предусмотрено до 5 лет за насильственный акт. По слухам весьма могущественные силы в Азербайджане лоббируют внесение изменений в законодательство, чтобы полностью признать данные предпочтения правомерными.

Игорь Мурадян
Иравнук де Факто, Ереван