На днях российские новостные агентства сообщили: в Библиотеке украинской литературы в Москве сотрудники милиции при обыске обнаружили несколько книг, которые можно отнести к экстремистским.
В пресс-службе Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу официально разъяснили, что обыск прошёл в связи с ранее возбуждённым уголовным делом по статье 282 Уголовного кодекса ("возбуждение ненависти или вражды").
В МВД также уточнили, что среди посетителей библиотеки якобы распространялась литература с элементами экстремизма. Среди подозрительных изданий были названы газета "Нацiя i Держава", а также издание "Хай ненавидять, аби любили". К распространению изданий могла иметь отношение украинская националистическая организация УНА-УНСО, заявляли правоохранительных органов.
Корреспондент Радио Свобода попросил директора Библиотеки украинской литературы Наталью Шарину рассказать о своей библиотеке и прокомментировать события последних дней.
- Нашим учредителем является департамент культуры города Москвы. Официальный статус библиотеки – государственное учреждение культуры города Москвы "Библиотека украинской литературы". У нас достаточно большой книжный фонд, около 30 тысяч экземпляров. Мы полагаем, что в библиотеке, подобной нашей, должна быть представлена и художественная, и образовательная, и историческая, и общественная литература.
Поскольку наша библиотека создана, прежде всего, для украинцев, проживающих в России, 80 процентов книг у нас на украинском языке. Большую часть книг мы закупаем на Украине в соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле.
- Могли ли в вашей библиотеке каким-то образом оказаться экстремистские издания?
- Давайте попробуем с этим разобраться. В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 114 о противодействии экстремистской деятельности на Министерство юстиции России возложена обязанность составлять и публиковать федеральный список экстремистских материалов. Этот список год от года, к сожалению, пополняется.
Признать книги экстремистскими можно только в случае, если они есть в этом списке.
Когда мы покупаем книги или выписываем периодические издания, мы обязательно сверяемся с этим самым списком.
- Но возможно, закупленные вами издания не успели попасть в официальный список... С какими издательствами вы имеете дело?
- Вся литература, находящаяся в библиотеке, издана официальными издательствами. У нас нет подпольных книг, листовок, нет никаких самиздатовских материалов. Повторю, мы работаем в четком соответствии с Законом о библиотечном деле.
- Почему же тогда у вас проводился обыск, в ходе которого были изъяты некие подозрительные издания?
- Действительно, издания, которые были в библиотеке, были изъяты. Но хочу подчеркнуть - изъяты для проведения экспертизы, с результатами которой нас никто не ознакомил. Почему, в связи с чем? Руководство города задаст все эти вопросы соответствующим структурам. Возможно, кому-то из читателей некое издание показалась подозрительным и изъятие книг связано с тем, что правоохранительные органы решили это проверить, прибегнув к экспертизе. Но, повторю, мы с результатами экспертизы не знакомы.