Несколько тысяч добровольных помощников милиции с красными повязками охраняют в Москве покой своих сограждан, ежедневно выходя на дежурство. В ряды дружины влился и корреспондент Агентства национальных новостей.

…Женщину силой запихивали в автомобиль. На ее отчаянные крики и мольбы о помощи никто внимания не обращал. Люди отвыкли помогать. А кавказцы, выскочившие из машины, друг другу помогали: один держал даму за руки, другой – за ноги, третий – готовился нажать на газ. Вот такой «коллективизм».

Это не «беспредельные» девяностые годы. Это обычный рабочий день в Москве: весна, 2007 год. Милиции, как всегда, рядом почему-то не оказалось.

Вдруг материализовался кулак. Потом второй. Буквально за минуту они и решили дело. Предвкушавших веселое развлечение бандитов отнесло в разные стороны. Водитель, ринувшийся было на выручку, далеко не убежал. После подсечки вспахал асфальт головой.

Приостывшие кавказские «орлы» удивленно смотрели на крепких мужиков, молча вязавших им руки. На куртках у мужиков – красные повязки. Московские дружинники.

«Э-э-э…. Слющай. Что ти творишь?» – пискнул один из «орлов».

«Картину Репина «Не ждали», - последовал ответ. – Лежи смирно и улыбайся. Милиция подходит».

Добровольная народная дружина (ДНД) была создана в нашей стране в 1958 году по инициативе трудящихся Ленинграда. К 1985 году в СССР функционировало 282 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 13 млн. добровольцев. В конце 90-х годов организация практически прекратила своё существование. Сейчас в Москве осталось около 16 тысяч человек (в каждом районе по штату - 120 человек).

Как рассказал корреспонденту Агентства национальных новостей начальник штаба народной дружины Юго-Западного административного округа Москвы Александр Поспелов, и сейчас, несмотря на отсутствие идеологического стержня в обществе, находятся люди, которые хотят сделать жизнь немного лучше, чем она есть. Хотя найти людей, работающих не за страх, а за совесть, сейчас сложно.

«В период безденежья мы ощущали приток добровольцев, которые имеют единственную льготу – бесплатный проезд. А как только уровень благосостояния начал расти, люди стали уходить. Но ядро сохранилось, - говорит начштаба НД ЮЗАО. - Например, пенсионеры, для которых бесплатный проезд решающего значения не имеет. Но последние полтора года пошла обратная тенденция. Народ опять начал идти. Радует то, что работает не только старое поколение, закаленное в боях за революцию, но и молодежь».

В летний период дружинники патрулируют улицы, обеспечивают безопасность водоемов; действуют вместе с сотрудниками по делам несовершеннолетних. Опять же, возможны стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации. Нет такого массового мероприятия, где не было бы дружинников…

Если бы в московском парке Тропарево развод милиции увидел общевойсковой офицер, его бы хватил инфаркт. После такого построения офицерский и сержантский состав милиции еще бы полмесяца - а может и больше – рубил бы строевым шагом и учился бы стоять по команде «Смирно!».

«Здравствуйте товарищи!» – приветствует личный состав начальник.
«Здра-у-жел-ау-тов-ау…», - нестройным эхом откликаются товарищи. Вот и повод для шуток со стороны народной дружины.
«Вот ведь отъелись-то! – восклицает кто-то из дружинников, глядя на упитанные фигуры. – Да первая шеренга даже отжаться десять раз не сможет, животы мешать будут».
«А вот этот, справа, худющий как моя жизнь…»
«Он, наверно, только что в милицию пришел, не успел живот наесть».

Рядом прошли омоновцы с собаками и скрылись в лесу. В их адрес никто ничего не сказал. После постановки заданий руководство – милицейское и окружное - напутствовало всех сразу - милицию, дружину, чоповцев и МЧС: «Надо сделать так, чтобы этот праздник люди провели цивилизованно, как в западных странах. А посмотрите на себя: как вы выглядите!?…

Вид действительно не безупречный. Можно сказать, немного расстраивающий и несерьезный.

Дружинников на празднике - чуть больше полсотни человек. На подобие строя – гражданские все-таки, не понимают ничего – никто не обращал внимания. Да и на разношерстный состав тоже: от мала до велика - молодые люди, девушки, взрослые, пенсионеры. Даже семьями некоторые пришли.

Выстоять с 9 утра до 11 вечера без еды - дело практически нереальное. Поэтому мчсовцы нас кормят из полевых кухонь. Вот только еды на всех не хватило – милиционеры успевали первыми. Несколько минут - и голодные дружинники возвращаются на посты не солоно хлебавши. «Обжоры в фуражках», - такую нелестную характеристику получают сотрудники милиции от женщины, которой достался лишь чай.

Следующую кормежку дружинники не «прощелкали». Заранее заняли «передовые позиции». Но в это время к раздаче продефилировал со свитой сам префект округа. Поэтому очередь быстренько разогнали, несмотря на робкие наши протесты: «Мы тоже есть хотим!»

Праздник прошел без осложнений, «цивилизованно», как и мечтало начальство. Вход к сцене оградили металлическими стенками. А центральный проход поочередно охраняли женщины-офицеры. Из тех, про которых говорят, что они на ходу коня остановят. Доведись ужу мимо них проползти, так он заплакал бы, бедняга, от безысходности…

Рок-фестиваль «Крылья» проходил на территории Тушинского аэродрома в Москве. Милиция задержала около 200 человек. Большинство задержанных находились в нетрезвом состоянии. Серьезных происшествий зафиксировано не было. За порядком на «Крыльях» каждый день следили 3 тысячи сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск.

Такова сухая статистика, которую дали средства массовой информации. Другие – их довольно мало – дали подробности. Как вела себя толпа, что и как исполняли выступавшие.

Но никто ни слова не сказал о дружинниках. Обидно! Их, конечно, заметили, но не журналисты, а полупьяная толпа, неприкаянно бредущая по улице к метро после окончания представления. А заметив, удивленно посмеивалась, радостно или разъяренно выкрикивая всякие скабрезности («пастухи», «сектанты») и другие нецензурные словечки. Глядя на это стадо, воющее «мама – анархия, папа – стакан портвейна», приходила на ум стихотворная строка: «Печально я гляжу на наше поколенье…». О чем думали другие дружинники, могу только догадываться. Со стороны кажется, что это родители, ждут своих возвращающихся с новогодней елки детей. Мол, где тут мой сорванец, не видели? Но сорванцы - буйные, полуголые, размалеванные, грязные, накрашенные, плюющиеся, сопливые - текли потоком к метро: с песнями, матом, сигаретами в зубах и бутылками пива.

Были, конечно, и нормальные люди. Они-то знали: люди с красными повязками на руках здесь ради них. Ради этой «свободной молодежи» новой России, чтобы она доехала до дома живой и невредимой. Ради того, чтобы они на следующий год без проблем полетели на «Крылья», не омраченные терактом наподобие того, что случился в 2003 году. Тогда две террористки-смертницы устроили кровавую вакханалию: погибли 14 человек.

День Москвы также прошел благополучно. Всего за два дня в праздничных мероприятиях, посвященных 860-летию Москвы, приняли участие 2,7 млн. человек. По данным ГУВД, за два дня торжеств не было задержано ни одного человека.

В обеспечении безопасности горожан участвовали 21,5 тысячи сотрудников правоохранительных органов и народных дружинников. Были задействованы конная милиция, кинологи с собаками, а также два вертолета и дирижабль. За 1 и 2 сентября в столице были проведены более пяти тысяч крупных мероприятий, посвященных Дню города.

Ох, и нелегко дались дружинникам эти дни! Каково простоять впроголодь несколько часов на ногах, следить за обстановкой, за выпивающими не всегда безалкогольные напитки молодыми людьми! Того и гляди – обольют чем-нибудь. Или пивом, или побочным продуктом от его употребления…

А в октябре на Октябрьской площади столицы был еще митинг в день принятия конституции СССР 1977 года.

Дождь лил как из ведра - на замерзших дружинников, милицию и самих митингующих. Лил он и на Владимира Ильича Ленина. Он единственный, кто не промок. Памятникам зонтики не нужны.

Вождь мирового пролетариата смотрел куда-то вверх. Он вспоминал, наверное, былые годы, когда на митинги приходили не 50 человек почтенного возраста, которым даже было холодно кричать «Ура!»… Но дружина продержалась мужественно. Был бы штурм или потасовка - глядишь, согрелись бы.

Помощники милиции уверены: их должны наделить не только правами сотрудников правоохранительных органов - например, получать у граждан и должностных лиц необходимые объяснения, применять в необходимых случаях физическую силу, проверять документы и проводить досмотры личного имущества, но и льготами - оплачиваемым отпуском, статусом госслужащего, надбавками к зарплате. Есть еще и куча других приятных мелочей: питание во время несения службы, те же бесплатные туалеты, развоз по домам в позднее время после конца дежурства.

Но власти, стремясь обеспечить безопасность, в то же время не стремятся за это платить.

Владимир Путин вроде бы обнадежил: «Нужно активнее привлекать к охране правопорядка граждан и общественные организации. Не подлежит сомнению, чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные работники способны не только снизить уровень преступности на улицах, но и заниматься ее профилактикой». Об этом президент России заявил в июне 2007 года на заседании Госсовета в Ростове-на-Дону.

Глава государства указал: этот вопрос должен быть детально обдуман (!), и местные законодатели должны более четко определить статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев надо находить новые стимулы!

Но не все так просто. Между словами президента и реальными действиями Государственной думы – целая пропасть.

Так, депутат, член комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков в августе на пресс-конференции заявил, что парламентарии уже в осеннюю сессию примут закон, регламентирующий деятельность народных дружин. Один из первых таких документов дошел в 1999 году через Госдуму и Совет Федерации до президента страны Бориса Ельцина. Но тот наложил на него вето. Остальные законопроекты не выходили дальше стен Думы.

Да и напутствие Владимира Владимировича кануло в лету. Геннадий Гудков заявил журналистам, что о нем и не знает: «Я видимо, где-то прослушал. Может, в отпуске был. Обязательно узнаю, что имел в виду президент».

Уже 17 субъектов Российской Федерации приняли законы о дружинах, на основании которых те и работают. Причем, некоторые из этих документов противоречат федеральному законодательству. А в некоторых регионах дружины существуют без всякой законодательной основы.

Гудков отметил, что с федерального бюджета нагрузку нужно снять. А обязанность по содержанию и предоставлению льгот переложить на региональные и муниципальные власти. Но если, например, дружинник получит ранение или погибнет, то, в соответствии с документом, компенсацию выплатят из федерального бюджета. Законопроект не дает дружинникам никаких властных полномочий. Эти люди, по словам Гудкова, должны работать при «наличии сотрудника органов внутренних дел, либо при наличии его письменного согласия». Оружия у дружинников быть не должно.

Первое впечатление от законопроекта, несмотря на красивые словеса – его расплывчатость именно в ключевых вопросах: финансирование, полномочия и ответственность.

У нас хотят как всегда - дешево и сердито. Безопасность обеспечивать и без всяких полномочий для дружинников. Да еще свалить все на хилые плечи региональных и муниципальных властей.

А как же? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Геннадий Гудков настаивает: люди от такого серьезного стимула (преступность-то какая) готовы сами себя охранять. Вот и пусть охраняют. Дайте им такое право с повязкой на руке кричать: «Граждане! Да что же это делается? Человека убивают! Мили-и-ц-и-и-я-яаа!» И после такого пассажа годик или два ходить по инстанциям, добиваясь выплаты компенсации за разбитые зубы. А тот, кто вместо крика вступится, к примеру, за женщину, получит пару «горячих» от подоспевших милиционеров и сядет. На годик или на два. И, боже упаси, накостылять какому-нибудь кавказцу или азиату из республик бывшего Советского Союза - припишут расовую ненависть и увеличат срок.

Бывший комсомолец Гудков должен помнить постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1969 «О мерах по усилению борьбы с преступностью» для дружинников был установлен в качестве меры поощрения дополнительный оплачиваемый отпуск, лучшие дружинники отмечались почётными грамотами, денежными премиями и ценными подарками. В союзных республиках был учреждён нагрудный знак «Отличный дружинник». Жизнь, здоровье, честь и достоинство дружинников охранялись законом. Согласно УК РСФСР и УК других союзных республик, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию члена народной дружины при исполнении им своих обязанностей по охране общественного порядка, оказание ему сопротивления, оскорбление и посягательство на его жизнь карались в уголовном порядке (УК РСФСР, ст. 1911, 1912, 1921).

Но то были другие времена. Тогда армия и милиция защищала жизнь, достоинство и интересы народа. Сейчас богатых охраняют нанятые ими телохранители, бедных – а таковых у нас большинство - никто не охраняет. Но ни в одном «гражданском обществе» люди на халяву, за здорово живешь не работают. В этом помогает им государство. Но за рубежом дружина хорошо финансируется! Есть разница.

Народная дружина – форма проявления гражданской ответственности, к которой со страниц газет и телеэкранов каждый день нас призывают президент, политики и общественные деятели всех мастей. Но они забывают, что с энтузиазмом можно сделать многое, но только на одном энтузиазме далеко не уедешь.

… Тех кавказцев милиция увела в отделение, следом двинулись и остальные участники ЧП. Давать показания. Дружинники свою задачу выполнили на «отлично».
 
Александр Теляшев