Уже год, как в России действуют строгие правила по выявлению особо тяжелых инфекционных заболеваний среди иностранных граждан (гастарбайтеров), прибывающих в РФ с целью устройства на временную работу. Не секрет, что большая часть из них в конце концов устраивается на работу в различные строительные организации, либо в сферу ЖКХ.

 

Попробуем выяснить, насколько строго и действенно выполняются требования закона и многочисленные ведомственные инструкции по реальному выявлению особо опасных больных, и что потом происходит с этими иностранцами. Лечат ли их в РФ? Отправляют ли их обратно на родину? Или все происходит как в известной российской поговорке о том, что у семи нянек дитя без глазу?

 

Сначала немного статистики. На сегодня, по официальном оценкам Всемирного банка, по количеству прибывающих в страну мигрантов, Российская Федерация находится на втором месте в мире после США. Причем, большая часть из них приезжает вовсе не для любования российскими красотами, а с целью любыми путями заработать деньги для себя и своей семьи, оставшейся дома. Счет гастарбайтеров уже идет на сотни и сотни тысяч. Причем в основном все это наши бывшие сограждане из стран бывшего СССР. В первой "десятке" по численности значатся приезжие из государств Средней Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана), а также из Молдавии, Украины и стран Закавказья.

 

Большая часть из них пытается заработать деньги честным трудом, нанимаясь работать либо на многочисленные российские стройки, либо устраиваясь в сферу ЖКХ (дворниками и разнорабочими). И там и там гастарбайтеры получают временную крышу над головой. Остальные идут в торговлю, либо подрабатывают где попало, по принципу "подай – принеси". И если устраиваясь дворником при ДЕЗе, иностранец еще может рассчитывать на более или менее сносные условия проживания, то жизнь в вагончике на стройке никому медом не покажется. И главная при этом беда – большая скученность, почти полное отсутствие медицинского контроля и зачастую антисанитарные условия проживания. Все это провоцирует появление у гастарбайтеров различных тяжелых заболеваний. И среди этих болезней встречаются особо опасные инфекции: брюшной тиф, туберкулез, дифтерия, ВИЧ-инфекция и другие, не менее заразные болячки. Причем, заразные они не только для приезжих, но и для окружающих россиян.

 

Конечно, большая часть из приезжих относительно здорова, но поскольку счет гастарбайтерам идет на сотни тысяч, то среди них непременно должны обнаружится десяток-другой больных. И отнюдь не гриппом, а все тем же брюшным тифом или туберкулезом.

 

И это совсем не преувеличение. После развала Союза многие страны Средней Азии с точки зрения системы здравоохранения скатились чуть ли не в XVIII век! Люди там давно позабыли, что такое поликлиника, рентген, прививки, участковый врач и бесплатная медицина. Во многих местах там вообще нет ни врачей, ни элементарных лекарств, а советская система первой медицинской помощи полностью ликвидирована. В результате, в Таджикистане наблюдается чуть ли не эпидемия брюшного тифа.

 

Но ведь из Душанбе на заработки к нам в Россию ежегодно приезжают десятки тысячи таджиков. И многие из них больны брюшным тифом. Эти приезжие устраиваются на работу на те же стройки, переносят болезнь на ногах, заражая при этом окружающих людей.

 

В результате, заболевание, о котором не слышали с 20-х годов прошлого века, вновь "широко шагает по стране". Скажем, в Подмосковье, где сегодня число приезжих гастарбайтеров зашкаливает за сотню тысяч, эпидемиологи ежегодно фиксируют не менее десяти случаев заболевания брюшным тифом уже среди коренных жителей Московской области. Один больной тифом приезжий, искупавшись в местном пруду, ставит под угрозу жизнь и здоровье сотен россиян.

 

Но хорошо, если только брюшной тиф! Нельзя забывать, что по сей день в Казахстане и Киргизии существуют природные очаги чумы. При нынешнем уровне медицинского контроля на границе, нам достаточно одного такого больного на столичной стройке, чтобы устроить массовую эпидемию для всех москвичей.

 

Но не надо думать, что заразу в Россию везут только из Средней Азии. Вовсе нет, в соседней с нами Украине и Молдове сегодня свирепствует туберкулез. А поскольку с развалом СССР развалилась и единая всесоюзная система учета и контроля больных туберкулезом, то к нам из этих стран сегодня везут не только сало и вино, но и чахотку в открытой форме. И не только чахотку, но и дифтерию с дизентерией. И поделать с этим ничего нельзя. Ведь никакого реального санитарного контроля на границе нет. И если чума, холера и желтая лихорадка входят в утвержденный международными соглашениями список запрета на въезд в страну, то до недавнего времени наличие у гастарбайтера таких заболеваний, как ВИЧ, туберкулез или брюшной тиф отнюдь не могли помешать ему легально попасть в Россию.

 

И вот, наконец, в начале прошлого года были внесены радикальные изменения и поправки в миграционное законодательство РФ. Суть их в том, что теперь любой иностранец, прибывший на работу в Россию, обязан в течении одного месяца предъявить медицинскую справку о состоянии своего здоровья. Он обязан сдать все необходимые анализы и получить официальное подтверждение об отсутствии у него особо опасных заболеваний, входящих в "черный список", утвержденный постановлением N 188 правительства РФ.

 

Наличие этих заболеваний является основанием для отказа иностранцам в выдаче разрешения на работу, либо на временное проживание на территории РФ. В перечень входят: ВИЧ-инфекция, лепра (проказа), туберкулез во всех формах, а также различные венерические инфекции.

 

Как разъяснили в Управлении ФМС РФ по г. Москве, в случае выявления у иностранного гражданина подобного заболевания, он обязан в течении 10 дней добровольно покинуть территорию РФ. Если он отказывается это делать, то подлежит принудительной депортации.

 

При этом до депортации он должен находиться в центре временного содержания иностранных граждан. Финансирование мероприятий по депортации осуществляется МВД и ФМС России, за счет средств госбюджета. Эти средства должны быть выделены на содержание иностранного гражданина в спецприемнике, оформление необходимых документов, и самого главное – на покупку проездных документов для выдворяемых лиц и должностных чиновников, сопровождающих выдворяемых, чтоб не сбежали по дороге.

 

Все поправки внесены, инструкции разработаны, бумаги подписаны. Но решает ли это проблему больных гастарбайтеров на российских стройках? Как на самом деле происходит реализация этих законов и постановлений?

 

Возьмем хотя бы Москву. На весь мегаполис имеется всего четыре центра содержания иностранных граждан. Их переделали из бывших вытрезвителей, общая площадь их невелика и принять они могут не более нескольких сотен человек. Эти центры находятся в подчинении ГУВД г. Москвы. Содержать иностранного гражданина в подобном заведении можно не более года и то только по решению суда. Причем там содержатся не только больные особо опасными инфекциями, но и масса других иностранцев, подлежащих депортации по иным причинам, нежели плохое здоровье. Например, по данным МФД РФ, за весь прошлый год из России было выдворено 7559 иностранных граждан. Из них лишь 29 человек были депортированы из-за обнаружения у них ВИЧ-инфекции, остальные выдворены по совершенно иным причинам.

 

Всего же, по информации Роспотребнадзора г. Москвы, у иностранных граждан в 2007 году было выявлено 705 случаев туберкулеза, 908 венерических заболеваний и 219 случаев ВИЧ-инфекции. Выходит, что число выявленных особо опасно больных гастарбайтеров в 2007 г. приблизилось к 2 тыс. человек, а депортировано из них менее 30! А где же остальные "особо опасные"? Скрываются или их никто особенно и не ищет? Но они же опасны для окружающих их людей. Они продолжают работать на столичных стройках и ДЕЗах, жить со здоровыми земляками в одних вагончиках и общагах, есть и пить с ними из одной посуды. Они разгуливают себе по городу, посещают одни с нами кафе и рынки, ездят в общественном транспорте, знакомятся с местными девушками. Чего тогда стоят все инструкции и постановления, если за весь прошлый год наши доблестные органы выявили, изолировали и выслали лишь три десятка особо опасных больных.

 

В чем же причина столь странного положения дел?

 

Один высокопоставленный сотрудник городского ГУВД на условиях анонимности поделился своим мнением по этому вопросу. Дело в том, что сама схема по тестированию гастарбайтеров на здоровье изначально не реализуема на практике. В самом деле, поставьте себя на место руководителя стройки среднего звена: следуя правилам, он вынужден разом отпустить с объекта на целый день чуть ли не всю бригаду целиком (человек по 10-20) – ехать через весь город, сдавать анализы. Причем поездок этих будет не одна и не две. Рабочие должны посетить два разных диспансера. Там они отстоят несколько часов в очереди, потом снова поедут туда за результатами, с паспортом в руках. Причем каждый раз требуется личное присутствие человека. Мало того, сама поездка со стройки через весь город может занять несколько часов. Да еще по дороге милицейские патрули с постоянной проверкой документов у приезжих. Можно вместо сдачи анализов угодить в КПЗ на пару дней.

 

В результате, работа на объекте сорвана, все графики летят, иностранные строители вместо работы мотаются по городу с медицинскими склянками, не зная точно, во сколько смогут вернуться назад, и т. п.

 

Мало того, оказывается, даже те гастарбайтеры, у которых уже выявили, скажем, туберкулез в открытой форме, вместо того, чтобы до выдворения из РФ, пребывать в пунктах временного содержания иностранцев, спокойно возвращаются обратно на работы, в свой строительный вагончик, в свое общежитие, и продолжают вести ту же жизнь, что и до вынесения диагноза.

 

А если и депортируют, поставив в паспорт штамп о "навечном" запрете въезда в РФ, то на родине паспорт всегда можно поменять на новый, и глядишь "навечно депортированные" и тяжело больные граждане Таджикистана или Азербайджана через пару месяцев вновь работают все на той же российской стройке или рынке. А ведь мы еще не сказали о нелегалах. На сегодня их число, по самым осторожным (и неофициальным, разумеется) оценкам сотрудников МВД и ФМС РФ, в разы превышает количество официально зарегистрированных в РФ трудовых мигрантов и их счет идет на миллионы! И их вообще никто не проверяет на состояние здоровья! Как кстати и граждан Украины и Белоруссии, для которых действует упрощенный режим трудоустройства в нашей стране.

 

В общем сегодня российские власти приняли большое количество вроде бы нужных законов и постановлений по выявлению особо опасных инфекций среди гастарбайтеров. А на выходе – всего лишь 29 депортированных. И фактический отказ в госпитализации остальных заболевших в медицинские лечебные учреждения РФ. Ни лечения, ни депортации – одни пустые разговоры о необходимости профилактики возможных эпидемий. Административная гора родила мышь...