30 марта 2011 состоялось очередное заседание правительственной комиссии по миграционной политике, на которой обсуждался проект новой Концепции государственной миграционной политики России. Детали готовящейся Концепции вызывали бурную реакцию в обществе из-за неоднозначности оценок ряда положений. Несмотря на то, что проект обсуждающейся Концепции решено вынести на широкое общественное обсуждение, найти текущий текст проекта автору данного текста не удалось. Нет его на сайте Правительства РФ, в недрах которого, под руководством первого заместителя председателя Правительства И.И. Шувалова работает соответствующая комиссия. Не найти проект и на сайте разработчика – Федеральной миграционной службы РФ. Однако из комментариев в средствах массовой информации отдельных участников обсуждения секретного проекта, по большей части лоббирующих массовую иммиграцию в Россию, стали известны отдельные положения готовящейся Концепции.
По заявлению председателя исполкома «Форума переселенческих организаций», известного борца за права иммигрантов Лилия Графовой, опубликованному в «Российской газете», в проекте Концепции чётко и ясно утверждается текущая установка нынешней миграционной политики России – иммигранты стране необходимы. Обосновывается это тем, что Россия должна сохранять численность населения на прежнем уровне.
Что якобы из-за старения населения будущие пенсионеры будут получать ещё меньшие гроши, чем получают пенсионеры сегодняшние. И якобы молодые гастарбайтеры из Азии и, страшно подумать, Африки, будут, кроме обеспечения своих многочисленных родственников, обеспечивать ещё и старость российских пенсионеров. Глупость, конечно, но заслуженные экономисты и лоббисты массовой иммиграции пишу это на полном серьёзе.
Вымирающее население России, согласно проекту Концепции, предполагается компенсировать за счёт массовой иммиграции. Повышения рождаемости граждан России Правительство Медведева-Путина-Шувалова, очевидно, не ожидает и стимулировать не хочет. Тем более, когда есть более простой путь – замещающая иммиграция. И зря наши политические оппоненты утверждают, что у России нет миграционной политики. Она есть и была все эти годы – это именно коррумпированная политика массовой иммиграции из стран СНГ. Десятилетие в стране вполне целенаправленно многие чиновники, политики, эксперты и бизнесмены скачут и потирают руки вокруг вполне осознанно созданной ими миграционной политики, выраженной в соответствующих законах, разрабатываемых и принимаемых партией власти и её национальным лидером. Соответствующие люди заработали многие миллионы на этой миграционной политике и надеются заработать ещё, пока находятся у власти. Только теперь необходимо пролоббировать увеличение этого мутного миграционного притока. Один из участников заседания правительственной комиссии, директор АНО «ОПОРА дружбы» Евгений Якубовский заявил «Российской газете», что квоты на трудовую деятельность иностранных граждан у организаций, в соответствии с проектом новой Концепцией, будут отменены. Подтверждает это и Л.Графова, отмечая, что, по мнению экспертов, озвученного на заседании, трудовых иммигрантов скоро придётся привлекать из Индии, Китая и Афганистана. Дело этими странами, очевидно, не ограничится.
Также предполагается упростить до невозможного порядок трудоустройства иностранцев в России. Возможно бизнесменам, привлекающим в страну иммигрантов и борющихся таким образом со старением населения, государству стоит приплачивать? Шутка, но движется наша власть именно в этом направлении, уже сегодня создавшая более простые условия регистрации по месту пребывания для иностранцев в сравнении с гражданами России и тратящая миллионы на сдерживание недовольства российского общества иммигрантами посредством разных программ по повышению толерантности. Неограниченное квотами привлечение гастарбайтеров из беднейших стран, очевидно, приведёт к вытеснению трудящихся граждан России из многих сфер экономики, где используется неквалифицированный и низкоквалифицированный труд. А это существенная доля отечественного рынка труда. И очевидно, что в этом процессе проигрывать будут российские трудящиеся, не способные конкурировать с дешёвым трудом гастарбайтеров, живущих в вагончике или бараке. Как относятся обычные граждане России, а не работодатели, нанимающие гастарбайтеров, к тому, что многие сферы заняты иностранцами – общеизвестно. Отношение резко отрицательное из-за низкого качества выполняемой работы, незнания языка и правил поведения в принявшем их обществе, и, в конце концов, из-за конкуренции на рынке труда. Но кроме экономического аспекта неприятия массовой иммиграции есть и ещё более существенные – культурные, политические, демографические, социально-бытовые противоречия.
Обоснована обеспокоенность общества в результате массовой иммиграции и в таких аспектах, как рост преступности, межнациональных конфликтов, болезней, снижения уровня и качества образования, в вопросах гендерного равенства, свободы религиозных взглядов, совместного жительства в условиях дефицита жилья. Лично я также сомневаюсь, что деревенская молодёжь из Таджикистана может положительно обогатить нашу культуру в России. Наоборот, придётся потратить много сил и средств на подтягивание иммигрантов из бедных стран до российского уровня. Обо всех негативных сторонах массовой иммиграции написало уже достаточно, чтобы как минимум не относиться к ней определённо положительно. Возвращаясь к сути проекта новой Концепции миграционной политики, можно утверждать, что разрабатывается очередная либерализация миграционного законодательства, когда стране требуется обратное – ограничение массовой иммиграции, введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья, дифференцированный подход к трудовой иммиграции, а также развитие собственного рынка труда за счёт повышения оплаты труда, мобильности населения, модернизации производств и обеспеченности жильём, необходимым для демографического роста.
Новая концепция миграционной политики поставит крест на этих ожиданиях миллионов российских граждан, прежде всего молодёжи. Возможно, не случайно совпадает процесс разработки именно такой Концепции миграционной политики с процессом о запрещении деятельности Движения против нелегальной иммиграции. Меньше критики, особенно перед ответственными выборами. И не случайно в сети не найти текущий проект Концепции. Не хватает в экспертном сообществе при правительственной комиссии по миграционной политике и представителей ограничительного отношения к иммиграции, выражающих, по мнению социологического опроса Левада-Центра, 66% общественного мнения. Но это уже проблема в целом отсутствия демократии в России.
Конечно ДПНИ, пока нас не запретили, сделает очередную, как говорят наши политические оппоненты, «фашистскую акцию» и пошлёт в комиссию И.И.Шувалову свой критический отзыв на предлагаемый проект Концепции миграционной политики. И даже пошлёт свои конструктивные предложения альтернативного пути развития. Однако мы не ожидаем, что в условиях диктатуры олигархических кругов и транснациональных корпораций, правительственные чиновники предпочтут прислушаться к мнению российского народа, а не эксплуататоров иностранной рабочей силы. Резюмировать хочется следующим. Деньги в стране есть. И есть возможность и без привлечения масс деревенских парней из таджикистанов создать в России высокое качество жизни для граждан, в том числе пенсионеров, с необходимой рождаемостью и экономическим ростом. Однако деньги и власть для решения этих вопросов находятся сегодня в России в руках не у тех людей.
Семён Пихтелёв, координатор ДПНИ Санкт-Петербурга