Сижу, пригорюнившись. В жизни не красила волос, неужто теперь заставят в принудительном порядке? Может, все ж таки сжалятся, дадут спокойно дожить до седины, каковая и сокроет предосудительную масть? В отношении глаз я более спокойна – все ж таки скорее серые, а не вовсе голубые. Но с волосами – горе мне, горе.
Другой бы кто еще мог отвертеться: я-де лицо частное, какой с меня спрос? Но ежели человек, бесстыдно носящий белокурые волосы на своей голове, появляется то на телевидении, то на конференции какой – тут уж злой умысел не оставляет сомнений.
Я не брежу. Вернее сказать – брежу не я.
В рекламе олимпийского комплекса «Горки-город» английская The Guardian обнаружила пропаганду «неогитлеризма». На двух плакатах изображены мужчина и женщина (сноубордист и фигуристка) в белых костюмах (коньки и сноуборд – красные). Молодые, спортивные (интересно было бы посмотреть на спортсменов пожилых и неспортивных), а главное – светловолосые и голубоглазые. Да это ж просто Лени Рифеншталь какая-то! Нагло малевать среди бела дня на плакатах голубоглазых блондинов!
Экспертное заключение газете дает, надо отметить, не девочка в красных шнурках, подрабатывающая после занятий в центре «Сова», а вовсе даже солидная особа, куратор Государственной Третьяковской галереи госпожа Деготь, историк искусств. Что же поведала упомянутая дама гардианцам? Что авторы плакатов, безусловно, «вдохновлялись нацистским искусством». На фоне такого зловещего обвинения доводы о том, что вообще-то довольно трудно полностью выпарить из олимпийской эстетики художественный вклад упомянутой Лени, звучат, конечно, бледно, хотя даже самый продвинутый десталинизатор, кажется, еще не призывал срывать московские высотки и замуровать метро. Шалишь, не увернешься! Кто-то уже принялся всерьез тестировать на благонамеренность все творчество авторов проекта. Господа хорошие, речь не обо всем творчестве. Речь конкретно о том, предосудительно ли изображать голубоглазых блондинов на рекламных плакатах. Именно об этом и ни о чем другом.
По мнению госпожи Деготь, работа с нацистской эстетикой сама по себе не преступна, но в данном случае речь идет о «коммерческом проекте, открыто эксплуатирующем потенциальную притягательность, которую нувориши находят в нацистской стилистике».
Вот уж не ведала прежде, что широкие массы нуворишей до того падки на нацистскую стилистику, чтоб на их потребу создавались специальные коммерческие проекты. Неужто нувориши без исключения все такие? Включая даже нуворишей еврейского происхождения? Просто жуть берет.
Либо же зловещий проект сварганили под неких вполне конкретных нуворишей, чьи имена нам еще предстоит узнать? На последние нехорошие подозрения наводит «обеспокоенность», выраженная советником президента РФ по правам человека господином Федотовым.
В действительности мы наблюдаем типичный (хотя с некоторыми интересными нюансами) пример давно известного явления, именуемого «положительной дискриминацией». Пример до того выразительный, что, хочется надеяться, более разумные потомки поместят его на страницы хрестоматий – куда-нибудь в раздел «Парадоксы общественного сознания первой четверти XXI столетия». Рисовать блондинов нехорошо, потому что они не брюнеты. Рисовать европейцев плохо, потому что они не азиаты.
Политкорректная мысль не стоит на месте. Вчера возмутились бы просто тем, что оба из пары спортивных молодых людей – европейцы. Вот если бы сноубордист – белый и блондин, а фигуристка – негритянка, оно бы и ладно. (Даром что в принимающей гостей стране негров покуда особо не рождалось.) Но сегодня на плакатах нет места уже ни одному блондину.
Но не в том даже дело, что положительная дискриминация – явление абсолютно безумное. Дело в полной неготовности нашего общества к столкновению с нею. К чему автор проекта упоминает о своих нисколечко не «ультраправых» взглядах? Во-первых, обвиняют его в «неогитлеризме», а молодой рекламщик сам ставит знак равенства между оным новоявленным чудищем и правыми взглядами, иметь каковые ни в коем разе не противозаконно. А во-вторых, должен бы взять да и сказать: почему я обязан оправдываться? Идите все лесом, плакаты я нарисовал хорошие, а в политических воззрениях ни перед кем не отчитываюсь.
Но ведь и «обеспокоенность» власть имущих это ровно та же дезориентированность, что и у рекламщика. Если мы, при изменившейся-то западноевропейской конъюнктуре, когда Марина Ле Пен намерена самым законным образом бороться за президентское кресло, продолжим искать у себя дома национал-социализм (либо позволим это всяким разным гардианцам), то скоро мы окажемся единственной в Европе страной, где этот самый национал-социализм вообще когда-либо был и ныне есть. Тогда скоро в школьные учебники внесут, что свирепую Россию возглавлял Адольф Гитлер, свергнутый впоследствии Иосифом Сталиным, с которым достойное европейское сообщество, утомленное войной, вынуждено было заключить мир, хотя и понимало, что фашизм (он же коммунизм) в этой стране отнюдь не избыт.
Поздно кричать, когда тебя уже бьют всей деревней. Раньше надо думать. Не думаем.
Во Львове (иное государство, между прочим) совершают нападение на ветеранов войны. Наша первая реакция? Правильно. Кричим со всех экранов о том, что надо «получше закрутить гайки». У себя дома, конечно, где же еще.
Сдается, мечта некоторых политиков – подверстать под «фашизм» вообще любые проявления недовольства населения в любых сферах. Что, конечно, очень удобно. Но для сего необходимо поддерживать в обществе определенный градус безумия. Чтоб не только правые боялись, как бы не угодить в «неогитлеристы», но чтоб от этого не был гарантирован даже вполне левый представитель юной богемы с обычной для этого круга постмодернистской кашей в голове. Чтоб каждый нувориш трепетал: а правильная ли в его особняке стилистика?
Вот только, усердствуя подобным манером, мы подрываем себя изнутри и ослабляем снаружи.
Демарш The Guardian – признак плохой. Мы столь громко кричали о «нацизме» нашего народа, что нас, кажется, услышали.