Весной заготовка папоротника, летом - поиски женьшеня, а затем - сбор соснового гриба - ценные дикоросы в Приморской тайге незаконно жители Китая добывают практически весь год. Без стеснения рыбачат и охотятся.
Незаконная добыча и контрабанда на границе приносит громадный ущерб, который каждый год оценивают в несколько миллионов рублей. С нарушителями борются и русские пограничники и стражи Поднебесной, однако поток желающих незаконно заработать в приморском лесу не иссякает.
Наталья Рондалева, руководитель пресс-группы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю: «В 2010 году Пограничным управлением в рамках уголовных дел было изъято шкур тигра, частей животных (медведя, пятнистого оленя), жира дальневосточной лягушки на сумму почти в 3 миллиона рублей. Хотя речь идет скорее даже не об экономическом, а об экологическом ущербе».
В прошлом году на русско-китайской границе задержали больше полусотни нарушителей. С начала две тысячи одиннадцатого попался двадцать один китаец. Выявляют и тех, кому закрыли въезд в Россию, а они возвращаются с новыми документами.
Среди этих заключенных контрабандистов и браконьеров невозможно определить лидера китайской общины, руководителя одного из крупнейших торговых центров Владивостока. Син Хайлун, он же Син Шулун, как и все здесь, подчиняется режиму. А еще несколько месяцев назад он был уверен, что за колючей проволокой колонии, он - влиятельный человек, не окажется. Не смогут доказать незаконное пресечение границы.
Син Шулун, заключенный колонии поселения №37: «Если нельзя, консульство не даст визы, пограничники не пустят, УФМС меня не зарегистрирует. Я все по порядку сюда, а потом ФСБ меня поймали. Больше не знаю. Судья дал 2,5 года. Много дал».
За многочисленные правонарушения для Син Хайлуна - руководителя крупного торгового центра «Китай Город», въезд в Россию закрыли весной 2008, на пять лет. Но уже через несколько месяцев он пересек границу, по другим документам. Теперь он звался Син Шулун и стал на два года старше. А место работы не сменил. Продолжились и нарушения - несоблюдение требований пожарной безопасности, незаконное строительство и нелегальная работа иностранцев - это только то, что удалось доказать в «Китай-Городе».
Татьяна Синицына, специалист отдела информации и общественных связей управления МВД России по Приморскому краю: «Син Хайлун являлся владельцем одного из торговых центров и одним из неформальных лидеров китайской общины во Владивостоке. Вел достаточно насыщенную общественную жизнь, неоднократно давал интервью местным СМИ. Син Хайлун неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов в связи с нарушением законодательства».
В 2009 году Син Шулуна задержали. Предъявили одиннадцать фактов незаконного пересечения русско-китайской границы и возбудили уголовное дело. Китаец нанял дорогих адвокатов, которые профессионально затягивали дело - меняли защитников и требовали личного присутствия всех свидетелей. В своих силах не сомневались.
Сергей Кан, старший помощник прокурора Октябрьского района, государственный обвинитель: «В целях уклонения от уголовной ответственности защитниками подсудимого неоднократно заявлялись ходатайства о прекращении уголовного дела, в связи с отсутствием состава преступления. Вместе с тем, после доказательств обвинения, которые подтверждали факт совершения преступлений он полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном».
Запретить въезд в Россию могут любому иностранцу. Процедура сложная, но если несколько раз нарушаешь законы в страны, в которой ты гость, границу закрывают на несколько лет - от трех до пяти.
Евгений Салионов, начальник отдела иммиграционного контроля УФМС России по Приморскому краю: «Кому могут закрыть въезд из числа наказанных в административном порядке. В принципе любому иностранцу, кто был наказан два раза в течение трех лет. Причем закон не разделяет наказания - это может быть за незаконную трудовую деятельность, а может быть просто за нарушение правил перехода улицы».
О том, что иностранцы запрет о въезде нарушают, меняя документы, известно. Но доказать в суде, что новый паспорт делают специально для того, чтобы въехать в Россию, до сих пор не удавалось.
Евгений Салионов, начальник отдела иммиграционного контроля УФМС России по Приморскому краю: «Ему раз, и закрыли въезд! и он не может эти свои интересы осуществлять. Соответственно он заинтересован в том, чтобы любыми способами сюда приехать. И они нашли такой способ - меняют личные данные, установочные - достаточно изменить одну букву в фамилии и одну цифру в дате рождения и все - программа у пограничников их пропустит. Не узнает, что ему закрыт въезд, и он въезжает».
По итогам опроса на сайте «Первого интернет-телевидения Приморья» большинство его посетителей против того, чтобы сажать незаконопослушных иностранцев в российские тюрьмы. Около 80% отдали свой голос за то, чтобы государство усилило меры по их выявлению и депортации. Но выдворив один раз нет гарантии, что нарушитель не вернется с другими документами.
Наталья Рондалева, руководитель пресс-группы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю: «Чаще всего ими используются подложные документы, которые они «одалживают» у своих родственников или знакомых, используя внешнее сходство. Используется и другой способ, когда граждане КНР официально или неофициально меняют в Китае свои установочные данные и уже по новым документам пытаются въехать в Россию».
Китайские граждане, которые обзавелись российским бизнесом и не соблюдают законы, такую лазейку используют давно. А приезжая вновь и вновь - редко становятся законопослушнее. Например, возбужденных уголовных дел за нарушение государственной границы в этом году 36, но 26 возбудили в отношении одного и того же гражданина Китая.
Татьяна Синицына, специалист отдела информации и общественных связей управления МВД России по Приморскому краю: «Спектр статей уголовного кодекса, инкриминируемых гражданам китайской народной республики, ограничивается в основном статьями экономической направленности - это дача взятки, сбыт контрафактной продукции и контрабанда».
Евгения Колесникова, корреспондент: «Границу «закрывают» конкретному человеку, а не его документам и чтобы вернуться в Россию данные меняют преднамеренно. На доказательство этого в суде потратили почти два года. И обвинительный приговор стал первым и пока единственным в российской практике».
Такое решение уже стало показательным. Один раз доказали, удастся и потом, а выкрутиться в этот раз не удалось даже влиятельному человеку. Син Хайлун проработал в России семнадцать лет, стал одним из создателей крупнейшего китайского торгового центра. Сейчас он скромничает насчет своей роли в управлении «Китай-Городом», а наказание считает слишком суровым. Съемочную группу уверял, что паспорт заменил легально - имена не выдумывал, вторым - Син Шулун - его ласково называли родители в детстве. А год рождения просто перепутали.