Так считает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев
Во все времена излишек дешевых рабочих рук тормозил научно-технический прогресс. В России это поняли буквально на днях...
В стране обнаружился избыток рабочей силы
Много лет подряд эксперты, политологи, бизнесмены и чиновники хором убеждали нас, что мигранты нужны России как воздух. Но гость программы «Национальный вопрос» на радио «КП», директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Леонидович Иноземцев, придерживается иного мнения. И готов его обосновать.
- Владислав Леонидович, вы недавно высказали тезис о том, что массовая миграция сдерживает рост производительности труда и консервирует отсталость страны. Что нам делать с этими консервами? Хранить? Вскрывать, пока не вздулись?
- В мире очень четко заметно, что те страны, которые сталкиваются с дефицитом трудовых ресурсов, склонны более активно внедрять и применять технические новации. Если мы сравним США и Западную Европу, то в 1950 - 1960-е годы американцы приблизительно вдвое превосходили европейцев по уровню производительности труда. К началу 2000-х годов этот разрыв сократился, а в последние годы ряд стран - Ирландия, Франция, Германия - уже превзошли США. Причина - технологический прогресс. Чем больше имеется рабочих рук, тем меньше потребность в технологических новациях. И США - отличный пример этого. За последние 20 лет численность рабочей силы США выросла приблизительно на 21%, а в Европе - только на 2%. Америка до последнего времени держалась на массовом приезде низкооплачиваемых эмигрантов из других стран. Европейцы стараются делать иначе - они обеспечивают высокий уровень социального обеспечения и стремятся к максимальному внедрению инноваций. Я думаю, что России нужно идти, конечно, по второму пути. На сегодняшний день у нас очень низкая производительность труда, она приблизительно в 4 раза ниже, чем в Штатах, в промышленности. Она более чем в 8 раз ниже, чем в Америке, в сельском хозяйстве. Поэтому у нас существует большой запас высвобождения рабочей силы. В России даже сейчас существует избыток рабочей силы. Огромное количество занято в непроизводственной сфере. У нас целая армия охранников, контролеров...
- Около 5 миллионов здоровых мужиков сидят на табуретках в офисах...
- Россия имеет возможность обойтись собственными трудовыми ресурсами.
Гастарбайтеры и обстоятельства
- Мы своими глазами видели полностью безработные города. Были в Пикалеве, Вятских Полянах, где обанкротился завод «Молот»... По данным Росстата, в России 88,5 миллиона граждан в трудоспособном возрасте. Продолжают трудиться еще 12 миллионов пенсионеров. То есть свыше 100 миллионов человек в стране либо по возрасту трудоспособны, либо по факту. Из них реально трудятся только 70 миллионов, а 30 миллионов - это наши «трудовые резервы». Плюс целая армия юристов, экономистов, пиарщиков и прочих «белых воротничков». После института они не могут устроиться на работу... Почему при наличии таких скрытых трудовых резервов в страну пошел вал трудовой миграции? Кому это было выгодно?
- Здесь нет заговора, просто сошлось множество причин. С начала 2000-х годов Россия серьезным образом оторвалась по уровню жизни от других постсоветских стран. В бывших республиках сложилась ситуация, которая реально не позволяла большому количеству людей надеяться на какие-то успехи на Родине. Тем более что там существовала более активная демографическая динамика, чем в России. Помимо этого, крупные российские предприниматели очень быстро стали понимать, что прием на работу мигрантов существенно снижает их издержки производства.
- Мы безуспешно пытались выяснить судьбу служебного жилья для дворников в Москве, натыкаясь на какие-то непонятные законы и стену молчания чиновников. Это жилье было распродано в конце 90-х. Уже тогда выяснилось, что проще завозить бесправных граждан соседних государств, готовых жить хоть в мусорном коллекторе...
- Вы сказали ключевое слово - «бесправных» граждан. На мой взгляд, вся проблема миграции, озлобленности значительной части этих людей и многих противоречий, которые возникают вокруг них, связана именно с их бесправным статусом. Нам нужно сделать этих людей обладающими правами. Потому что вместе с правами придут и обязанности, в том числе платить налоги.
Радиослушатель Кирилл:
- Первое, что мы должны сделать: обязать мигрантов класть на депозит стоимость билета на обратную дорогу. Второе - нужно со всех денег, которые мигранты отсылают домой, брать налог 40%. Но только в том случае, если мигрант не может предоставить бумагу, что он эти деньги получил как белую зарплату. За вывоз наличности уголовную статью нужно сделать. Тогда мы все налоги с них будем брать при переводе денег.
- Я категорически против всех предложенных мер по следующим обстоятельствам. У нас на сегодняшний день весь вывоз денег мигрантами, по самым оптимистическим оценкам, составляет 4 миллиарда долларов в год. По итогам 2011 года общий вывоз капитала из России будет порядка 60 миллиардов долларов. Эти деньги в значительной мере уводятся российскими предпринимателями. Я думаю, как минимум половина этих денег - это расхищенные деньги федерального и местных бюджетов. Поэтому пусть уж лучше наше уважаемое правительство задумается, почему у нас 70% экономики в офшорах... Это политика «Мир дворцам, война хижинам».
«Новые крепостные»
- Если посмотреть данные Госкомстата, численность населения России в трудоспособном возрасте в 1989 году составляла 83 миллиона человек, а в прошлом, 2010 году - уже 88,5 миллиона. То есть за последние годы у нас не падение, а рост трудоспособного населения. Причем на целых 5 миллионов человек. Как-то это совершенно не вяжется с тезисом о нехватке в стране трудовых ресурсов, как вы считаете?
- Эти трудовые ресурсы очень неравномерно распределены по стране. А с другой стороны, когда вы сравниваете ситуацию 89-го года с нынешними временами, вы не учитываете, какова была экономика Советского Союза и какая сегодня у нас экономика. Доля промышленности в занятости во времена Советского Союза составляла около 40%, а сегодня опустилась приблизительно до 22%. Большое количество людей оказались либо без работы, либо остаются занятыми на предприятиях, которые реально уже не требуют такого количества рабочей силы. Ресурсы рабочей силы у нас не уменьшились, но при этом в некоторых регионах очевидный избыток - мы слышали про моногорода, мы слышали и знаем про города с брошенными предприятиями... К сожалению, в России нет условий для перетока рабочей силы между регионами. То есть у нас нет цивилизованного рынка съемного жилья, нет единой государственной биржи вакансий, нет централизованной помощи при переезде граждан.
- И у нас никак не получается массово вернуть в страну бывших соотечественников.
- Просто сравним то, что получает репатриант в Израиле, начиная от трехмесячной оплаты ему социального жилья и заканчивая SIM-картой телефона, которую ему дают прямо в аэропорту для связи с миграционными службами, и то, что предлагается у нас, - это небо и земля. Если мы не хотим притока мигрантов из-за рубежа, нам надо вкладывать большие деньги в активизацию перетока рабочей силы внутри страны. Мы должны активно содействовать продуктивной - рабочей - миграции, допустим, из Дагестана в центральную часть России.
Кавказ нам поможет?
- А можем ли мы получить с нашего Северного Кавказа квалифицированные кадры? Или это будут внутренние мигранты - дворники и торгаши, сравнимые с гастарбайтерами, едущими к нам из ближнего зарубежья?
- Как ни странно, специалисты на Кавказе есть. Я сам был удивлен. Конкурс 25 человек на место только для будущих юристов. А вот на технические специальности в Дагестане идут учиться те, кому это действительно нужно и интересно. И получаются классные, востребованные спецы, которые сразу же после учебы уезжают в Россию или за границу. Я общался с этими ребятами. Такой вот естественный отбор получается. Нужно обеспечивать приток таких людей в Россию организованным образом. Я думаю, что это единственный шанс для того, чтобы избавить Северный Кавказ от многих противоречий, которые там существуют, и все-таки как-то примирить Россию с тем, что у нее есть этот регион.
Дмитрий СТЕШИН,Юлия АЛЕХИНА