Глава 1. Мрачные тайны арменоцида и сербоцида
Глава 2. Непризнанные параллели между непризнанными государствами
Глава 3. Ходжалы, Сребреница, Вуковар: что произошло на самом деле
Глава 4. Виртуальные геноциды как инструменты фальсификации истории
Глава 2. Непризнанные параллели между непризнанными государствами
Глава 3. Ходжалы, Сребреница, Вуковар: что произошло на самом деле
Глава 4. Виртуальные геноциды как инструменты фальсификации истории
Глава 6. Почему азеротурецкие агрессоры проиграли войну
Почему же азербайджанцы, разыграв "турецкий гамбит" и создав себе виртуальный геноцид в Ходжалы, в отличие от хорватов и бошняков, не смогли добиться военной победы? Здесь свою роль сыграла целая совокупность факторов, каждый из которых в отдельности, может быть, не повлиял бы на исход войны, но в сумме они стали спасительными для карабахских армян.
1. Статус нации. В СФРЮ сербский народ был государственнообразующим. Соответственно, расчленяя Югославию, Запад с самого начала поддерживал только антисербские сепаратистские силы - хорватов, мусульман и албанцев. В СССР армяне сами были сепаратистской силой, и поэтому на первом этапе конфликта получили поддержку Запада. В 1992 году, в связи с достигнутой целью - развалом СССР, международные структуры, ранее безоговорочно поддерживающие стремление армян к воссоединению Нагорного Карабаха и Армении, утратили всякий интерес к данному вопросу. Западные лидеры приклеили к карабахским армянам ярлык "сепаратисты", однако часть западного общественного мнения по инерции осталась проармянской, и поэтому Баку не смог добиться никаких выгод в информационно-идеологическом плане.
2. Роль России. Весной 1992 года, в период осложнения ситуации на нахичеванском участке армяно-азербайджанской границы, существовала вероятность военного вмешательства Турции. Исходя из сложившейся непредвиденной ситуации, 20-го мая 1992г., Главнокомандующий Вооружёнными силами СНГ маршал авиации Евгений Шапошников предупредил турецкую сторону, заявив, что "если туда добавится ещё одна сторона, то мы можем оказаться на грани третьей мировой войны". Так как у России всё-таки было ядерное оружие, а на территории Армении находились российские пограничники, это заявление немного отрезвило Анкару и позволило удержать турок от прямой интервенции. Турции пришлось ограничиться военной помощью (поставки оружия и боеприпасов, отправка в Азербайджан турецких офицеров, наёмников и добровольцев) и "игрой мускулами" (скопление турецких механизированных и танковых формирований на границе с Арменией). В Боснии ситуация была противоположной - самолёты Турции и других стран НАТО обеспечивали режим "бесполётной зоны", вели разведку сербских позиций с воздуха, снабжая информацией хорватов и мусульман, и осуществляли бомбардировки. Ответственность за начало натовской агрессии против сербов опять-таки несёт Россия, которая, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, позволила принять все антисербские и антиюгославские резолюции. Определённую роль здесь сыграло то обстоятельство, что во времена Варшавского договора Югославия не входила в сферу влияния СССР, а на её территории не было советских войск. Поэтому министр иностранных дел Козырев (больше известный под кличками "дорогой Андрей" или "Мистер Да") очень успешно справился со своей задачей - отдать Югославию на растерзание нео-усташам и натовцам.
3. Национальное единство. Во время распада СССР армянские коммунисты сразу перешли на умеренные националистические позиции, и это позволило армянам, с некоторыми оговорками, сплотить все свои силы в борьбе за Нагорный Карабах. У сербов же постоянно шла грызня между лидерами, придерживающимися четническо-националистических и коммунистическо-интернационалистских взглядов. В Сербии Воислав Шешель выступал против Слободана Милошевича. В Республике Сербской - Радован Караджич против Ратко Младича (ставленника Милошевича), а в Республике Сербская Краина - Милан Бабич против Горана Хаджича и Милана Мартича (тоже ставленников Милошевича). И хотя сербы постоянно говорили "Само слога Србина спасава" ("Только единство спасёт сербов"), никакого единства между ними не было, что и стало одной из причин поражения. Некоторое сходство с сербской проблемой состоит в том, что во время Карабахской войны президентом Армении был Левон Тер-Петросян, женатый на еврейке Людмиле Фраимовне Плисковской. Это стало причиной политического конфликта с радикальными националистами из "Дашнакцутюна" и попыткам Тер-Петросяна "выкрутить руки" Нагорно-Карабахской Республике. Например, 14 июня 1993 года Тер-Петросян посетил Степанакерт и потребовал от карабахских армян вывести свои войска из Кельбаджарского района в соответствии резолюцией СБ ООН. К счастью, карабахцы его просто-напросто "послали" (попросили месячную отсрочку) и развернули победное наступление, завершившееся освобождением Мардакерта, Агдама и других городов. Можно сказать, что люди из окружения армянского президента, власти НКР, страх армянского народа перед угрозой повторения геноцида и сама обстановка существования на узкой полоске земли между Турцией и Азербайджаном не позволили Тер-Петросяну в полной степени "реализовать себя" как предателя. До уровня Слободана Милошевича, который по тайной договорённости с Франьо Туджманом сдал Сербскую Краину, Левон Тер-Петросян явно не дотягивает.
4. Отказ от миротворчества. В марте 1992 года Нагорный Карабах посетил Сайрус Вэнс, который незадолго до этого добился вывода Югославской Народной Армии из бывшей Социалистической Республики Хорватия и размещения войск ООН вдоль границ Сербской Краины. Личный представитель генерального секретаря ООН прибыл в Степанакерт с практически теми же предложениями, но карабахские армяне их отвергли и, как позже выяснилось, поступили очень благоразумно. Во всех четырёх случаях нападения нео-усташей на Сербскую Краину - операция "Масленица" (январь 1993), операция "Медачки джеп" (сентябрь 1993), операция "Блесак" (май 1995) и операция "Олуя" (август 1995) - "миротворцы" ООН разбегались как тараканы, простите, эвакуировались или укрывались на своих блок-постах, подставляя под удар беззащитное сербское население. В Боснии же "миротворцы" из западных и мусульманских стран вели разведку, передавая НАТО координаты сербских военных объектов, и под видом гуманитарной помощи поставляли мусульманам оружие, боеприпасы и моджахедов. Один из вопиющих случаев такого пособничества произошёл в сентябре 1992 года, когда "миротворцы" ООН доставили из Хорватии в боснийский город Тузла Аймана аз-Завахири (второе лицо "Аль-Каиды"). В то время заместителю Усамы бен Ладена позарез нужно было попасть в лагерь по подготовке моджахедов и проинструктировать "воинов Аллаха" как отрезать сербским "кафирам" головы.
5. Роль ООН. После того, как сараевские мусульмане 27 мая 1992 года расстреляли мусульманскую же очередь за хлебом на улице Васе Мискина и обвинили в этом сербов, Совет Безопасности ООН при поддержке России (воздержались только Китай и Зимбабве) ввёл удушающие санкции против Союзной Республики Югославии (Сербии и Черногории). Очередная мусульманская провокация в апреле 1993 года ("артиллерийский обстрел школы в Сребренице") привела к ужесточению санкций и началу операции по патрулированию Дуная катерами Западноевропейского союза (до этого Саддам Хусейн в обход эмбарго поставлял сербам нефть и нефтепродукты). Результат удушающих санкций 1992-1996 годов для СРЮ был катастрофический: полностью обесценился югославский динар, уровень промышленного производства упал более чем наполовину, снизилась рождаемость, а уровень смертности увеличился на 16 тысяч человек в год (нехватка продовольствия, лекарств и медицинского оборудования; отсутствие отопления; психологические стрессы, самоубийства). В 1993-1995 гг. СБ ООН также при поддержке России принял резолюции, разрешающие НАТО бомбить территорию Республики Сербской и Сербской Краины и предусматривающие отправку в Боснию "сил быстрого реагирования ООН" для участия в военных действиях на стороне хорватов и мусульман.
Во всех четырёх резолюциях СБ ООН по Карабахскому конфликту Армении удалось избежать какого-либо упоминания о санкциях, однако её экономическое положение было ничем не лучше. Блокада со стороны Азербайджана и Турции лишила Армению электроэнергии и продовольствия. Северная соседка Грузия из-за конфликтов в Южной Осетии-Абхазии и гражданской войны между сторонниками Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе находилась в состоянии постоянного кризиса, и её газопроводы, шоссейные и железные дороги часто перекрывались, а то и подрывались азербайджанскими спецслужбами. Электричество подавалось по 2 часа в сутки, была введена карточная система распределения продуктов. Ввиду голода и холода, землетрясения 1988 года, разрушившего около трети страны, а также стремительного обрушения экономики и начавшейся массовой безработицы, начался исход населения из Армении. Только за две зимы 1992-1993 и 1993-1994 гг. Армению покинули не менее полумиллиона человек. В этих условиях биологическое выживание Армении смогли обеспечить только иранские товары, доставляемые по единственной извилистой высокогорной дороге. Снабжение Армении электроэнергией достигло достаточных объёмов в 1996 году, после вызвавшего много споров возобновления работы Мецаморской атомной электростанции.
6. Позиция Ирана. Иран сыграл огромную роль в уничтожении югославского государства. Ещё в январе 1983 года Алия Изетбегович совершил тайный визит в Иран на празднование очередной годовщины "Исламской революции", и таким образом положил начало иранско-бошняцким связям. В мае 1991 года Изетбегович совершил уже официальный визит в Тегеран и заручился его поддержкой в будущей войне против сербов. Сразу после начала войны Иран занял враждебную и непримиримую позицию по отношению к сербам. 16 июля 1992г. иранский меджлис "осудил геноцид над мусульманами в БиГ, проводимый сербами-христианами" и назвал боснийскую войну "катастрофическим развитием событий в европейской республике, населённой мусульманами". В ноябре 1992 года, иранский аятолла, ответственный за Европу и Северную Америку, Ахмад Джаннати во время проповеди в Тегеранском университете сказал: "В Боснии не нужны мирные переговоры. Это всё равно, что вести переговоры с сионистским государством". В январе 1993 года, когда началась хорватско-мусульманская война в центральной Боснии, президент Ирана Рафсанджани обратился к хорватам и мусульманам с призывом прекратить взаимные распри, так как "Босния и Хорватия имеют общего врага и должны преодолеть разногласия с тем, чтобы бросить все свои силы против сербов". Одними словами и призывами Иран не ограничивался. В годы войны в рядах боснийских мусульман находилось 300-400 инструкторов из "Корпуса Стражей Исламской революции". Иранские спецслужбы способствовали прибытию в Боснию около трёх тысяч мусульманских добровольцев, среди которых были боевики "Хезболлы" и "Хамаса". Иранско-арабские моджахеды при поддержке натовских бомбардировок убивали сербов и изгоняли их с исконно сербских земель. Сербским военнопленным отрезали головы, снимали на видео, а видеокассеты отсылали в Тегеран, чтобы "отчитаться" перед своими спонсорами. После завершения хорватско-мусульманской войны Иран также восстановил своё сотрудничество с Хорватией. 27 апреля 1994г., возвращаясь на Air Force One с похорон Ричарда Никсона, Билл Клинтон после совещания с заместителем госсекретаря Строубом Тэлботом и советником по национальной безопасности Энтони Лэйком принял беспрецедентное решение начать регулярные поставки иранского оружия на Балканы. С 29 апреля по 2 мая 1994 года, хорватский премьер-министр Никица Валентич и боснийский вице-премьер Эдиб Буквич находились в Тегеране и после консультаций с президентом Али Акбаром Рафсанджани заключили трёхстороннее соглашение на поставки оружия. Силы НАТО, в то время полностью контролировавшие Адриатику и воздушное пространство над бывшей Югославией, закрывали глаза на то, как "Боинги-747" из Ирана не менее трёх раз в неделю приземлялись в аэропорту Загреба или на острове Крк с людьми, оружием, боеприпасами и военной техникой. Позже всё это передавалось боснийским мусульманам, но Хорватия забирала с каждого самолёта 30% оружия в качестве "налога". Очевидно, что иранское оружие было использовано хорватами во время этнических чисток в Западной Славонии (май 1995), Книнской Краине (август 1995) и Босанской Краине (сентябрь-октябрь 1995). Таким образом, являющиеся друг другу врагами США и Иран, на Балканах были союзниками в политике нео-усташского геноцида сербов.
Отношение Ирана к далёким еретикам-суннитам из Боснии и к соседним единоверцам-шиитам из Азербайджана было диаметрально противоположным. Оголтелая сербофобия Исламской Республики, которая выражалась в сравнении сербов с сионистами, резко контрастировала с позицией "Армения - не Израиль, а азербайджанцы - не палестинцы". Если в Боснии Иран поддерживал джихад против православных сербов, то в Карабахском конфликте Иран пытался играть роль посредника и примирить враждующие стороны. Но по странному стечению обстоятельств обе посреднические миссии Ирана были провалены. Первая миссия - визит министра иностранных дел Ирана Али-Акбара Велаяти в Баку, Гянджу и Ереван 25-28 февраля 1992 года - была провалена из-за падения Ходжалы. Вторая миссия - визит Левона Тер-Петросяна и Ягуба Мамедова в Тегеран и подписание коммюнике по основным принципам мирного соглашения 7 мая 1992 года - также провалилась, на этот раз, из-за падения Шуши. После этого Иран прекратил свои посреднические миссии, но сохранил своё благожелательное отношение к армянам. Исламская Республика категорически воспрепятствовала усилиям Азербайджана и Турции объявить на весь мусульманский мир джихад армянам и придать Карабахской войне религиозный окрас. Именно в этот тяжелейший период блокады со стороны Азербайджана, Грузии и Турции 42-километровый участок армяно-иранской границы стал единственно стабильным выходом Армении во внешний мир. 400-километровая трасса, связывающая блокадную страну с Ираном, получила название "Дорога жизни", а иранское продовольствие фактически спасло армян от голодной смерти. Официальный Тегеран также смотрел сквозь пальцы на изгнание азербайджанцев из районов, прилегающих к НКР. Например, после того, как в конце августа 1993 года армяне, заняв Физули и Джебраил, начали штурмовать Кубатлы, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти в своём письме генсеку ООН Бутросу Гали потребовал от Организации Объёдинённых Наций принятия "решительных мер с целью прекращения армянской агрессии в Азербайджане". Позже Велаяти выступил по телевидению и призвал ООН "заставить армянские вооружённые силы отойти к международно признанным границам" [Правда, 1 сентября 1993]. В конце октября 1993г. армяне заняли Зангеланский район и тысячи азербайджанцев скопились на берегу пограничной реки Аракс, рассчитывая перебраться в Иран. Находившийся в это время в Баку и ведший переговоры с Гейдаром Алиевым президент Ирана Рафсанджани позвонил Тер-Петросяну и "заручился его обещаниями остановить агрессивные действия" [Правда, 3 ноября 1993]. Понятно, что все заявления Ирана носили декларативный характер, и поэтому армяне их всегда игнорировали. Иранские "угрозы" предназначались исключительно для мусульманского мира - с целью спасти от краха и разоблачения лживый тезис о "мусульманском братстве".
Столь же различно отношение Тегерана к пропагандистским мифам бошняков (Сребреница) и азеров (Ходжалы). В 16-ю годовщину "геноцида в Сребренице", внешнеполитическое ведомство Исламской Республики распространило заявление, в котором говорилось: "Иран ... осуждает молчание и халатное отношение тогдашнего руководства западных государств и ряда международных организаций и считает этот геноцид доказательством проведения Западом политики двойных стандартов и авантюристской политики в отношении вопроса прав человека". Вообще-то такое заявление является доказательством диагноза "шизофрения" у правящих кругов Ирана. Иран сам вместе с Западом резал по живому Югославию и теперь, чтобы скрыть это сотрудничество, прикрывается западным мифом о Сребренице - дескать, христианский Запад не хотел появления мусульманского государства в Европе и поэтому помогал христианам-сербам убивать боснийских мусульман. Не менее шизофреничным выглядит сообщение от информационно-аналитического центра РУСИРАН: "некоторые европейские государства пытаются скрыть масштабы этого ужасающего преступления в мировой истории". На самом деле, это европейские государства выдумали миф об "ужасающем преступлении в мировой истории" для оправдания натовской агрессии и оккупации Балкан. Чтобы ещё сильнее унизить сербский народ, 15 января 2009 года Европейский парламент провозгласил 11 июля "днём памяти геноцида в Сребренице, где силы боснийских сербов в 1995 году убили 8 тысяч гражданских лиц". Все эти исторические факты очевидны и лежат на поверхности, почему же власти Ирана в упор их не замечают?
Покорность, с которой Иран принял на веру западный миф о Сребренице, резко контрастирует с сенсационными разоблачениями от представителя духовного лидера Ирана, имама-джумы города Ардебиля аятоллы Сеида Хасана Амели. В мае 2011 года он рассказал, что для пресечения активности Ирана на стороне Азербайджана в ходе карабахской войны и подготовки госпереворота израильская разведка создала в Турции организацию "Эргенекон". Осуществление этой миссии было поручено турецкому генералу Вели Кючюку. "Для удачной реализации госпереворота необходимы были большие потери на фронте, нужна была в прямом смысле тяжёлая трагедия. Именно в таких условиях шла постановка ходжалинской трагедии. Я много говорил об этом в своих проповедях и меня обвиняли в том, что я виню в этом азербайджанский народ. Но я имел в виду не весь народ, а политиков-предателей", - заявил аятолла Амели и добавил, что эта трагедия оставила пятно на репутации азербайджанского народа. Имам-джума города Ардебиля считает, что за падением Ходжалы, свержением Муталибова и приходом к власти Эльчибея, на самом деле, стоит "Моссад", отмечая, что после госпереворота "всё изменилось: прекратилось сотрудничество, была отвергнута помощь, арестованы иранские военные, которые прибыли по приглашению азербайджанской стороны для сотрудничества в совместном штабе. Было очень странно, что их допрашивали следователи, прибывшие из Турции и Израиля" [voskanapat.info, 12 мая 2011]. Подытоживая сказанное аятоллой Амели, можно сказать, что возникшее при режиме Эльчибея военное сотрудничество между Израилем и Азербайджаном сильно ухудшило иранско-азербайджанские отношения.
Почему же азербайджанцы, разыграв "турецкий гамбит" и создав себе виртуальный геноцид в Ходжалы, в отличие от хорватов и бошняков, не смогли добиться военной победы? Здесь свою роль сыграла целая совокупность факторов, каждый из которых в отдельности, может быть, не повлиял бы на исход войны, но в сумме они стали спасительными для карабахских армян.
1. Статус нации. В СФРЮ сербский народ был государственнообразующим. Соответственно, расчленяя Югославию, Запад с самого начала поддерживал только антисербские сепаратистские силы - хорватов, мусульман и албанцев. В СССР армяне сами были сепаратистской силой, и поэтому на первом этапе конфликта получили поддержку Запада. В 1992 году, в связи с достигнутой целью - развалом СССР, международные структуры, ранее безоговорочно поддерживающие стремление армян к воссоединению Нагорного Карабаха и Армении, утратили всякий интерес к данному вопросу. Западные лидеры приклеили к карабахским армянам ярлык "сепаратисты", однако часть западного общественного мнения по инерции осталась проармянской, и поэтому Баку не смог добиться никаких выгод в информационно-идеологическом плане.
2. Роль России. Весной 1992 года, в период осложнения ситуации на нахичеванском участке армяно-азербайджанской границы, существовала вероятность военного вмешательства Турции. Исходя из сложившейся непредвиденной ситуации, 20-го мая 1992г., Главнокомандующий Вооружёнными силами СНГ маршал авиации Евгений Шапошников предупредил турецкую сторону, заявив, что "если туда добавится ещё одна сторона, то мы можем оказаться на грани третьей мировой войны". Так как у России всё-таки было ядерное оружие, а на территории Армении находились российские пограничники, это заявление немного отрезвило Анкару и позволило удержать турок от прямой интервенции. Турции пришлось ограничиться военной помощью (поставки оружия и боеприпасов, отправка в Азербайджан турецких офицеров, наёмников и добровольцев) и "игрой мускулами" (скопление турецких механизированных и танковых формирований на границе с Арменией). В Боснии ситуация была противоположной - самолёты Турции и других стран НАТО обеспечивали режим "бесполётной зоны", вели разведку сербских позиций с воздуха, снабжая информацией хорватов и мусульман, и осуществляли бомбардировки. Ответственность за начало натовской агрессии против сербов опять-таки несёт Россия, которая, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, позволила принять все антисербские и антиюгославские резолюции. Определённую роль здесь сыграло то обстоятельство, что во времена Варшавского договора Югославия не входила в сферу влияния СССР, а на её территории не было советских войск. Поэтому министр иностранных дел Козырев (больше известный под кличками "дорогой Андрей" или "Мистер Да") очень успешно справился со своей задачей - отдать Югославию на растерзание нео-усташам и натовцам.
3. Национальное единство. Во время распада СССР армянские коммунисты сразу перешли на умеренные националистические позиции, и это позволило армянам, с некоторыми оговорками, сплотить все свои силы в борьбе за Нагорный Карабах. У сербов же постоянно шла грызня между лидерами, придерживающимися четническо-националистических и коммунистическо-интернационалистских взглядов. В Сербии Воислав Шешель выступал против Слободана Милошевича. В Республике Сербской - Радован Караджич против Ратко Младича (ставленника Милошевича), а в Республике Сербская Краина - Милан Бабич против Горана Хаджича и Милана Мартича (тоже ставленников Милошевича). И хотя сербы постоянно говорили "Само слога Србина спасава" ("Только единство спасёт сербов"), никакого единства между ними не было, что и стало одной из причин поражения. Некоторое сходство с сербской проблемой состоит в том, что во время Карабахской войны президентом Армении был Левон Тер-Петросян, женатый на еврейке Людмиле Фраимовне Плисковской. Это стало причиной политического конфликта с радикальными националистами из "Дашнакцутюна" и попыткам Тер-Петросяна "выкрутить руки" Нагорно-Карабахской Республике. Например, 14 июня 1993 года Тер-Петросян посетил Степанакерт и потребовал от карабахских армян вывести свои войска из Кельбаджарского района в соответствии резолюцией СБ ООН. К счастью, карабахцы его просто-напросто "послали" (попросили месячную отсрочку) и развернули победное наступление, завершившееся освобождением Мардакерта, Агдама и других городов. Можно сказать, что люди из окружения армянского президента, власти НКР, страх армянского народа перед угрозой повторения геноцида и сама обстановка существования на узкой полоске земли между Турцией и Азербайджаном не позволили Тер-Петросяну в полной степени "реализовать себя" как предателя. До уровня Слободана Милошевича, который по тайной договорённости с Франьо Туджманом сдал Сербскую Краину, Левон Тер-Петросян явно не дотягивает.
4. Отказ от миротворчества. В марте 1992 года Нагорный Карабах посетил Сайрус Вэнс, который незадолго до этого добился вывода Югославской Народной Армии из бывшей Социалистической Республики Хорватия и размещения войск ООН вдоль границ Сербской Краины. Личный представитель генерального секретаря ООН прибыл в Степанакерт с практически теми же предложениями, но карабахские армяне их отвергли и, как позже выяснилось, поступили очень благоразумно. Во всех четырёх случаях нападения нео-усташей на Сербскую Краину - операция "Масленица" (январь 1993), операция "Медачки джеп" (сентябрь 1993), операция "Блесак" (май 1995) и операция "Олуя" (август 1995) - "миротворцы" ООН разбегались как тараканы, простите, эвакуировались или укрывались на своих блок-постах, подставляя под удар беззащитное сербское население. В Боснии же "миротворцы" из западных и мусульманских стран вели разведку, передавая НАТО координаты сербских военных объектов, и под видом гуманитарной помощи поставляли мусульманам оружие, боеприпасы и моджахедов. Один из вопиющих случаев такого пособничества произошёл в сентябре 1992 года, когда "миротворцы" ООН доставили из Хорватии в боснийский город Тузла Аймана аз-Завахири (второе лицо "Аль-Каиды"). В то время заместителю Усамы бен Ладена позарез нужно было попасть в лагерь по подготовке моджахедов и проинструктировать "воинов Аллаха" как отрезать сербским "кафирам" головы.
5. Роль ООН. После того, как сараевские мусульмане 27 мая 1992 года расстреляли мусульманскую же очередь за хлебом на улице Васе Мискина и обвинили в этом сербов, Совет Безопасности ООН при поддержке России (воздержались только Китай и Зимбабве) ввёл удушающие санкции против Союзной Республики Югославии (Сербии и Черногории). Очередная мусульманская провокация в апреле 1993 года ("артиллерийский обстрел школы в Сребренице") привела к ужесточению санкций и началу операции по патрулированию Дуная катерами Западноевропейского союза (до этого Саддам Хусейн в обход эмбарго поставлял сербам нефть и нефтепродукты). Результат удушающих санкций 1992-1996 годов для СРЮ был катастрофический: полностью обесценился югославский динар, уровень промышленного производства упал более чем наполовину, снизилась рождаемость, а уровень смертности увеличился на 16 тысяч человек в год (нехватка продовольствия, лекарств и медицинского оборудования; отсутствие отопления; психологические стрессы, самоубийства). В 1993-1995 гг. СБ ООН также при поддержке России принял резолюции, разрешающие НАТО бомбить территорию Республики Сербской и Сербской Краины и предусматривающие отправку в Боснию "сил быстрого реагирования ООН" для участия в военных действиях на стороне хорватов и мусульман.
Во всех четырёх резолюциях СБ ООН по Карабахскому конфликту Армении удалось избежать какого-либо упоминания о санкциях, однако её экономическое положение было ничем не лучше. Блокада со стороны Азербайджана и Турции лишила Армению электроэнергии и продовольствия. Северная соседка Грузия из-за конфликтов в Южной Осетии-Абхазии и гражданской войны между сторонниками Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе находилась в состоянии постоянного кризиса, и её газопроводы, шоссейные и железные дороги часто перекрывались, а то и подрывались азербайджанскими спецслужбами. Электричество подавалось по 2 часа в сутки, была введена карточная система распределения продуктов. Ввиду голода и холода, землетрясения 1988 года, разрушившего около трети страны, а также стремительного обрушения экономики и начавшейся массовой безработицы, начался исход населения из Армении. Только за две зимы 1992-1993 и 1993-1994 гг. Армению покинули не менее полумиллиона человек. В этих условиях биологическое выживание Армении смогли обеспечить только иранские товары, доставляемые по единственной извилистой высокогорной дороге. Снабжение Армении электроэнергией достигло достаточных объёмов в 1996 году, после вызвавшего много споров возобновления работы Мецаморской атомной электростанции.
6. Позиция Ирана. Иран сыграл огромную роль в уничтожении югославского государства. Ещё в январе 1983 года Алия Изетбегович совершил тайный визит в Иран на празднование очередной годовщины "Исламской революции", и таким образом положил начало иранско-бошняцким связям. В мае 1991 года Изетбегович совершил уже официальный визит в Тегеран и заручился его поддержкой в будущей войне против сербов. Сразу после начала войны Иран занял враждебную и непримиримую позицию по отношению к сербам. 16 июля 1992г. иранский меджлис "осудил геноцид над мусульманами в БиГ, проводимый сербами-христианами" и назвал боснийскую войну "катастрофическим развитием событий в европейской республике, населённой мусульманами". В ноябре 1992 года, иранский аятолла, ответственный за Европу и Северную Америку, Ахмад Джаннати во время проповеди в Тегеранском университете сказал: "В Боснии не нужны мирные переговоры. Это всё равно, что вести переговоры с сионистским государством". В январе 1993 года, когда началась хорватско-мусульманская война в центральной Боснии, президент Ирана Рафсанджани обратился к хорватам и мусульманам с призывом прекратить взаимные распри, так как "Босния и Хорватия имеют общего врага и должны преодолеть разногласия с тем, чтобы бросить все свои силы против сербов". Одними словами и призывами Иран не ограничивался. В годы войны в рядах боснийских мусульман находилось 300-400 инструкторов из "Корпуса Стражей Исламской революции". Иранские спецслужбы способствовали прибытию в Боснию около трёх тысяч мусульманских добровольцев, среди которых были боевики "Хезболлы" и "Хамаса". Иранско-арабские моджахеды при поддержке натовских бомбардировок убивали сербов и изгоняли их с исконно сербских земель. Сербским военнопленным отрезали головы, снимали на видео, а видеокассеты отсылали в Тегеран, чтобы "отчитаться" перед своими спонсорами. После завершения хорватско-мусульманской войны Иран также восстановил своё сотрудничество с Хорватией. 27 апреля 1994г., возвращаясь на Air Force One с похорон Ричарда Никсона, Билл Клинтон после совещания с заместителем госсекретаря Строубом Тэлботом и советником по национальной безопасности Энтони Лэйком принял беспрецедентное решение начать регулярные поставки иранского оружия на Балканы. С 29 апреля по 2 мая 1994 года, хорватский премьер-министр Никица Валентич и боснийский вице-премьер Эдиб Буквич находились в Тегеране и после консультаций с президентом Али Акбаром Рафсанджани заключили трёхстороннее соглашение на поставки оружия. Силы НАТО, в то время полностью контролировавшие Адриатику и воздушное пространство над бывшей Югославией, закрывали глаза на то, как "Боинги-747" из Ирана не менее трёх раз в неделю приземлялись в аэропорту Загреба или на острове Крк с людьми, оружием, боеприпасами и военной техникой. Позже всё это передавалось боснийским мусульманам, но Хорватия забирала с каждого самолёта 30% оружия в качестве "налога". Очевидно, что иранское оружие было использовано хорватами во время этнических чисток в Западной Славонии (май 1995), Книнской Краине (август 1995) и Босанской Краине (сентябрь-октябрь 1995). Таким образом, являющиеся друг другу врагами США и Иран, на Балканах были союзниками в политике нео-усташского геноцида сербов.
Отношение Ирана к далёким еретикам-суннитам из Боснии и к соседним единоверцам-шиитам из Азербайджана было диаметрально противоположным. Оголтелая сербофобия Исламской Республики, которая выражалась в сравнении сербов с сионистами, резко контрастировала с позицией "Армения - не Израиль, а азербайджанцы - не палестинцы". Если в Боснии Иран поддерживал джихад против православных сербов, то в Карабахском конфликте Иран пытался играть роль посредника и примирить враждующие стороны. Но по странному стечению обстоятельств обе посреднические миссии Ирана были провалены. Первая миссия - визит министра иностранных дел Ирана Али-Акбара Велаяти в Баку, Гянджу и Ереван 25-28 февраля 1992 года - была провалена из-за падения Ходжалы. Вторая миссия - визит Левона Тер-Петросяна и Ягуба Мамедова в Тегеран и подписание коммюнике по основным принципам мирного соглашения 7 мая 1992 года - также провалилась, на этот раз, из-за падения Шуши. После этого Иран прекратил свои посреднические миссии, но сохранил своё благожелательное отношение к армянам. Исламская Республика категорически воспрепятствовала усилиям Азербайджана и Турции объявить на весь мусульманский мир джихад армянам и придать Карабахской войне религиозный окрас. Именно в этот тяжелейший период блокады со стороны Азербайджана, Грузии и Турции 42-километровый участок армяно-иранской границы стал единственно стабильным выходом Армении во внешний мир. 400-километровая трасса, связывающая блокадную страну с Ираном, получила название "Дорога жизни", а иранское продовольствие фактически спасло армян от голодной смерти. Официальный Тегеран также смотрел сквозь пальцы на изгнание азербайджанцев из районов, прилегающих к НКР. Например, после того, как в конце августа 1993 года армяне, заняв Физули и Джебраил, начали штурмовать Кубатлы, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти в своём письме генсеку ООН Бутросу Гали потребовал от Организации Объёдинённых Наций принятия "решительных мер с целью прекращения армянской агрессии в Азербайджане". Позже Велаяти выступил по телевидению и призвал ООН "заставить армянские вооружённые силы отойти к международно признанным границам" [Правда, 1 сентября 1993]. В конце октября 1993г. армяне заняли Зангеланский район и тысячи азербайджанцев скопились на берегу пограничной реки Аракс, рассчитывая перебраться в Иран. Находившийся в это время в Баку и ведший переговоры с Гейдаром Алиевым президент Ирана Рафсанджани позвонил Тер-Петросяну и "заручился его обещаниями остановить агрессивные действия" [Правда, 3 ноября 1993]. Понятно, что все заявления Ирана носили декларативный характер, и поэтому армяне их всегда игнорировали. Иранские "угрозы" предназначались исключительно для мусульманского мира - с целью спасти от краха и разоблачения лживый тезис о "мусульманском братстве".
Столь же различно отношение Тегерана к пропагандистским мифам бошняков (Сребреница) и азеров (Ходжалы). В 16-ю годовщину "геноцида в Сребренице", внешнеполитическое ведомство Исламской Республики распространило заявление, в котором говорилось: "Иран ... осуждает молчание и халатное отношение тогдашнего руководства западных государств и ряда международных организаций и считает этот геноцид доказательством проведения Западом политики двойных стандартов и авантюристской политики в отношении вопроса прав человека". Вообще-то такое заявление является доказательством диагноза "шизофрения" у правящих кругов Ирана. Иран сам вместе с Западом резал по живому Югославию и теперь, чтобы скрыть это сотрудничество, прикрывается западным мифом о Сребренице - дескать, христианский Запад не хотел появления мусульманского государства в Европе и поэтому помогал христианам-сербам убивать боснийских мусульман. Не менее шизофреничным выглядит сообщение от информационно-аналитического центра РУСИРАН: "некоторые европейские государства пытаются скрыть масштабы этого ужасающего преступления в мировой истории". На самом деле, это европейские государства выдумали миф об "ужасающем преступлении в мировой истории" для оправдания натовской агрессии и оккупации Балкан. Чтобы ещё сильнее унизить сербский народ, 15 января 2009 года Европейский парламент провозгласил 11 июля "днём памяти геноцида в Сребренице, где силы боснийских сербов в 1995 году убили 8 тысяч гражданских лиц". Все эти исторические факты очевидны и лежат на поверхности, почему же власти Ирана в упор их не замечают?
Покорность, с которой Иран принял на веру западный миф о Сребренице, резко контрастирует с сенсационными разоблачениями от представителя духовного лидера Ирана, имама-джумы города Ардебиля аятоллы Сеида Хасана Амели. В мае 2011 года он рассказал, что для пресечения активности Ирана на стороне Азербайджана в ходе карабахской войны и подготовки госпереворота израильская разведка создала в Турции организацию "Эргенекон". Осуществление этой миссии было поручено турецкому генералу Вели Кючюку. "Для удачной реализации госпереворота необходимы были большие потери на фронте, нужна была в прямом смысле тяжёлая трагедия. Именно в таких условиях шла постановка ходжалинской трагедии. Я много говорил об этом в своих проповедях и меня обвиняли в том, что я виню в этом азербайджанский народ. Но я имел в виду не весь народ, а политиков-предателей", - заявил аятолла Амели и добавил, что эта трагедия оставила пятно на репутации азербайджанского народа. Имам-джума города Ардебиля считает, что за падением Ходжалы, свержением Муталибова и приходом к власти Эльчибея, на самом деле, стоит "Моссад", отмечая, что после госпереворота "всё изменилось: прекратилось сотрудничество, была отвергнута помощь, арестованы иранские военные, которые прибыли по приглашению азербайджанской стороны для сотрудничества в совместном штабе. Было очень странно, что их допрашивали следователи, прибывшие из Турции и Израиля" [voskanapat.info, 12 мая 2011]. Подытоживая сказанное аятоллой Амели, можно сказать, что возникшее при режиме Эльчибея военное сотрудничество между Израилем и Азербайджаном сильно ухудшило иранско-азербайджанские отношения.
Однако корни столь прохладного отношения к "братскому" Азербайджану следует искать гораздо глубже, а именно, в событиях 31 декабря 1989 года. В тот день активисты оппозиционного Народного Фронта Азербайджана и местные жители, напав на азербайджанский участок советско-иранской границы, уничтожили сигнализацию, разрушили заборы из колючей проволоки, разгромили инженерные сооружения, сожгли пограничные вышки и т.д. Это было беспрецедентное в истории Советского Союза событие - внешняя граница с иностранным государством была ликвидирована и стала открытой для всех желающих. Важно отметить, что сами азеры сравнивали уничтожение советской госграницы с падением Берлинской стены. Они плакались и жаловались, что после ухода советских войск из Ирана в 1946 году между Северным и Южным Азербайджаном возник "железный занавес" и только теперь их семьи смогли воссоединиться. У Рафсанджани, который за пять месяцев до этого инцидента был избран президентом Ирана, такая параллель вызвала серьёзные опасения за свою собственную судьбу. Ведь после ликвидации настоящей Берлинской стены ЦРУ и КГБ организовали так называемую "Румынскую революцию" с постановкой "массового убийства" в Тимишоаре (похороненные недавно трупы были спешно выкопаны, а другие собраны по моргам, а затем изуродованы, чтобы имитировать перед телекамерами "геноцид"). В результате Николае Чаушеску, который незадолго до этого (18 декабря 1989г.) встречался с Рафсанджани и договаривался о военно-политическом и экономическом взаимодействии между Румынией и Ираном, был расстрелян. Эта параллель усиливалась от того, что в свержении режима Чаушеску участвовали спецслужбы Венгрии и мадьярское национальное меньшинство Трансильвании. Поэтому в Тегеране стали с очень большим подозрением относиться к своему северному соседу. А после прихода к власти пантюркистского НФА, лидеры которого поставили перед собой цель отторгнуть от Ирана северо-западные тюрконаселённые области ("Я приеду в Иран, только для провозглашения Тебриза столицей Азербайджана" и "Объединение двух Азербайджанов - моя заветная мечта и цель"), Азербайджан вообще стал рассматриваться в Тегеране как враждебное государство. В Тегеране прекрасно понимали, что арменоцид - это сущность политики пантюркизма и если пантюркисты достигнут своей цели - уничтожение "армянского клина" между Турцией и Азербайджаном, то их следующей целью станет Иран.
А сепаратизм иранских азербайджанцев повлечёт за собой цепную реакцию: захотят отделиться курды, арабы, белуджи, пуштуны (афганцы) и другие народы. И это будет не самый плохой вариант. Ведь проживающие в Иране карапапахи, афшары, халаджи, кашкайцы и прочие тюркоязычные народы тоже захотят войти в состав "Великого Турана" и тогда иранцы будут подвергаться отуречиванию и станут таким же угнетённым народом как курды в Турции. Вообще, позиция Ирана в Карабахской войне доказывает лживость тезиса о "мусульманском единстве". Конкретные интересы сохранения своей нации, языка, культуры, государства оказываются гораздо важнее абстрактного "мусульманского братства". Пока мусульмане воюют где-то далеко на Балканах, то они для турок являются "братьями". Но если всех боснийско-санджакских мусульман депортировать в Турцию, компактно заселить их, скажем, в провинцию Анталья, а они после этого потребуют культурной автономии (телевидение, газеты, учебники на родном языке), то турки обрушат на своих "братьев" такие же репрессии, как на курдов. Нет, "мусульманское братство" - это миф и, будем надеяться, что оно так и останется мифом.
7. Признание геноцида. Из-за преступлений Иосипа Броз-Тито и хорватских коммунистов факты геноцида сербов удалось скрыть от мировой общественности. И когда началась гражданская война в Югославии, сербы не смогли убедить международное сообщество в том, что хорваты и мусульмане - это не "борцы за демократию и независимость", а потомки усташских убийц и нелюдей, которые продолжают политику сербоцида, начатую в 1941 году. А признать геноцид сербов Запад не мог по той простой причине, что усташство - это синтез жестокости западной цивилизации со средневековой католической инквизицией и турецко-мусульманского варварства с ритуальным отрезанием голов. К тому же, главным вдохновителем геноцида православных сербов был Ватикан, а это означало полный запрет на обсуждение этой темы в Латинской Америке, Италии, Франции, Австрии, Германии, Испании, Португалии и других католических странах. К арменоциду Ватикан вроде бы никакого отношения не имеет, роль кайзеровской Германии удалось скрыть, а само признание геноцида позволило Западу создать у себя комплекс превосходства: "вот, мы, человеколюбивые европейцы-христиане, осуждаем магометанскую жестокость и варварство". Как бы то ни было, благодаря частично признанному геноциду карабахцам удалось сравнить политику властей АзССР с политикой турецких властей 1915 года и получить сочувствие и поддержку от международной общественности. Но и здесь возникли определённые сложности. Дело в том, что 18 июня 1987 года Европарламент принял резолюцию о признании Геноцида армян в Османской империи 1915-1917 годов. А геноцид армян на территории бывшей Российской империи в границах 1914 года со стороны турецких оккупантов, мусаватистов и большевиков был замолчан и неизвестен, как и геноцид сербов со стороны усташей и коммунистов. Из-за этого Азербайджан не был осуждён за свои военные преступления против Нагорно-Карабахской Республики и Армении, а сама НКР так и не получила дипломатического признания своей независимости.
8. Позиция Ватикана. Как известно, ненависть к представителям византийской ветви христианства (в первую очередь, к сербам и русским) со стороны Ватикана определяется следующими догматами Римско-Католической церкви: "Extra ecclesiam Romanam nulla salus" ("Вне Римской Церкви нет спасения") и "Graeca fides, nulla fides" ("Греческая верность - это неверность"). Поэтому Иоанн Павел II, так же как и Пий XII, по-иезуитски призывал хорватов к резне сербских "схизматиков" и "еретиков". 10 сентября 1994 года понтифик во время своего первого визита в Хорватию сказал: "я надеюсь, что ответственные лица за общественную жизнь этой благородной нации всегда будут идти по пути мира и при поддержке международного сообщества урегулируют такие сложные и деликатные проблемы, как суверенитет над всей территорией государства, возвращение беженцев и восстановление всего, что разрушено войной" [Zagreb, 10. rujna 1994. Govor Svetog Oca Ivana Pavla II. na sveсanosti doсeka u zraсnoj luci Pleso].
7. Признание геноцида. Из-за преступлений Иосипа Броз-Тито и хорватских коммунистов факты геноцида сербов удалось скрыть от мировой общественности. И когда началась гражданская война в Югославии, сербы не смогли убедить международное сообщество в том, что хорваты и мусульмане - это не "борцы за демократию и независимость", а потомки усташских убийц и нелюдей, которые продолжают политику сербоцида, начатую в 1941 году. А признать геноцид сербов Запад не мог по той простой причине, что усташство - это синтез жестокости западной цивилизации со средневековой католической инквизицией и турецко-мусульманского варварства с ритуальным отрезанием голов. К тому же, главным вдохновителем геноцида православных сербов был Ватикан, а это означало полный запрет на обсуждение этой темы в Латинской Америке, Италии, Франции, Австрии, Германии, Испании, Португалии и других католических странах. К арменоциду Ватикан вроде бы никакого отношения не имеет, роль кайзеровской Германии удалось скрыть, а само признание геноцида позволило Западу создать у себя комплекс превосходства: "вот, мы, человеколюбивые европейцы-христиане, осуждаем магометанскую жестокость и варварство". Как бы то ни было, благодаря частично признанному геноциду карабахцам удалось сравнить политику властей АзССР с политикой турецких властей 1915 года и получить сочувствие и поддержку от международной общественности. Но и здесь возникли определённые сложности. Дело в том, что 18 июня 1987 года Европарламент принял резолюцию о признании Геноцида армян в Османской империи 1915-1917 годов. А геноцид армян на территории бывшей Российской империи в границах 1914 года со стороны турецких оккупантов, мусаватистов и большевиков был замолчан и неизвестен, как и геноцид сербов со стороны усташей и коммунистов. Из-за этого Азербайджан не был осуждён за свои военные преступления против Нагорно-Карабахской Республики и Армении, а сама НКР так и не получила дипломатического признания своей независимости.
8. Позиция Ватикана. Как известно, ненависть к представителям византийской ветви христианства (в первую очередь, к сербам и русским) со стороны Ватикана определяется следующими догматами Римско-Католической церкви: "Extra ecclesiam Romanam nulla salus" ("Вне Римской Церкви нет спасения") и "Graeca fides, nulla fides" ("Греческая верность - это неверность"). Поэтому Иоанн Павел II, так же как и Пий XII, по-иезуитски призывал хорватов к резне сербских "схизматиков" и "еретиков". 10 сентября 1994 года понтифик во время своего первого визита в Хорватию сказал: "я надеюсь, что ответственные лица за общественную жизнь этой благородной нации всегда будут идти по пути мира и при поддержке международного сообщества урегулируют такие сложные и деликатные проблемы, как суверенитет над всей территорией государства, возвращение беженцев и восстановление всего, что разрушено войной" [Zagreb, 10. rujna 1994. Govor Svetog Oca Ivana Pavla II. na sveсanosti doсeka u zraсnoj luci Pleso].
Смысл этого иезуитского призыва к крестовому походу против Сербской Краины выяснился в августе 1995 года, когда натренированные американскими отставными генералами из корпорации MPRI хорватские нео-усташи под руководством Анте Готовины бомбили колонны сербских беженцев, грабили и разрушали города и сёла Книнской Краины, танками ровняли с землёй православные кладбища и церкви, прочёсывали и убивали спрятавшихся в лесах сербов, сжигали дома вместе с 80-90-летними стариками и старухами. Эти старики и старухи смогли пережить террор Анте Павелича и Пия XII, но спустя пятьдесят лет стали жертвами террора Франьо Туджмана и Иоанна Павла II.
Довольный итогами операции "Олуя" Кароль Войтыла впоследствии пожаловал Анте Готовине свою руку для поцелуя со словами "Герой, а не преступник!". К этому можно добавить, что 12 августа 1993 г. в Денвере (штат Колорадо), на открытии Всемирного дня молодёжи Иоанн Павел II сказал Биллу Клинтону: "Вы должны бомбить сербов!", а после падения Сребреницы, 23 июля 1995 г., обратился с призывом к НАТО начать "справедливую войну" ("guerra giusta") в Боснии - и станет понятным какую страшную роль в кровавом распаде Югославии сыграл "папа-миротворец".
Принято считать, что армяне приняли христианство ещё во времена Римской империи, Армянская апостольская церковь является независимой от византийской ветви христианства и на армян не распространяется догмат "Graeca fides, nulla fides". По всей видимости, именно поэтому римский папа не был замечен в антиармянских призывах (и на том "спасибо"!). Однако свою благосклонность по отношению к армянам за всё время Карабахской войны Ватикан продемонстрировал только один раз и очень своеобразно. 19 апреля 1992 года Иоанн Павел II в своём пасхальном послании сказал: "Желаю вам мира, истинного мира, жажда которого таится глубоко внутри каждого человека. Пусть это пожелание вместе с Пасхой придёт к тем, кто ещё борется в некоторых регионах африканского континента и в самом сердце Европы и Кавказа. Как можно забыть трагедию, которую переживают народы Боснии-Герцеговины и Нагорного Карабаха?" [Messaggio Urbi et Orbi - Domenica di Pasqua, 19 aprile 1992] Так как Ватикан поддерживал боснийских и албанских мусульман в войнах против православных сербов, то равный статус Боснии-Герцеговины и Нагорного Карабаха в пасхальном послании папы можно расценить и как проармянскую позицию. Но на самом деле, Ватикан по отношению к армянам проводил и проводит политику прозелитизма (окатоличивания). Примером может служить совместное коммюнике римского папы Иоанна Павла II и Патриарха всех армян Гарегина II от 10 ноября 2000 года, в которое (помимо признания геноцида армян) было втиснуто такое предложение: "Мы также верим в Единую, Католическую, Апостольскую и Святую Церковь. Церковь, как и Тело Христово, в самом деле, едина и единственна". Такая фраза явно свидетельствует о намерении Ватикана заставить армян признать главенство римского папы.
Принято считать, что армяне приняли христианство ещё во времена Римской империи, Армянская апостольская церковь является независимой от византийской ветви христианства и на армян не распространяется догмат "Graeca fides, nulla fides". По всей видимости, именно поэтому римский папа не был замечен в антиармянских призывах (и на том "спасибо"!). Однако свою благосклонность по отношению к армянам за всё время Карабахской войны Ватикан продемонстрировал только один раз и очень своеобразно. 19 апреля 1992 года Иоанн Павел II в своём пасхальном послании сказал: "Желаю вам мира, истинного мира, жажда которого таится глубоко внутри каждого человека. Пусть это пожелание вместе с Пасхой придёт к тем, кто ещё борется в некоторых регионах африканского континента и в самом сердце Европы и Кавказа. Как можно забыть трагедию, которую переживают народы Боснии-Герцеговины и Нагорного Карабаха?" [Messaggio Urbi et Orbi - Domenica di Pasqua, 19 aprile 1992] Так как Ватикан поддерживал боснийских и албанских мусульман в войнах против православных сербов, то равный статус Боснии-Герцеговины и Нагорного Карабаха в пасхальном послании папы можно расценить и как проармянскую позицию. Но на самом деле, Ватикан по отношению к армянам проводил и проводит политику прозелитизма (окатоличивания). Примером может служить совместное коммюнике римского папы Иоанна Павла II и Патриарха всех армян Гарегина II от 10 ноября 2000 года, в которое (помимо признания геноцида армян) было втиснуто такое предложение: "Мы также верим в Единую, Католическую, Апостольскую и Святую Церковь. Церковь, как и Тело Христово, в самом деле, едина и единственна". Такая фраза явно свидетельствует о намерении Ватикана заставить армян признать главенство римского папы.
О том, насколько скользкой является позиция Ватикана, свидетельствует визит Иоанна Павла II в Баку 22-23 мая 2002 года. В первый же день папа возложил цветы на "Аллею шахидов", где похоронены боевики НФА, учинившие армянские погромы и оказавшие поистине "шахидское" сопротивление вводу советских войск в Баку в январе 1990-го года. Во второй день понтифик отслужил святую мессу во Дворце ручных игр, на которой присутствовали глава президентского аппарата Рамиз Мехтиев, премьер-министр Артур Расизаде, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов и другие официальные лица. Очень странно видеть как "посланник Иисуса Христа на земле" посещает город, где когда-то происходили массовые избиения христианского населения и преспокойно проводит там евхаристическую (благодарственную) службу. Отпускал грехи азербайджанским насильникам и убийцам?
9. Моральный фактор. Карабахская война и страх перед повторением геноцида способствовали консолидации армянской нации. Для армян Карабах стал вопросом защиты родной земли, вопросом жизни и смерти. Все прекрасно понимали, что после потери Карабаха у Армении отторгнут Зангезур, а вместе с Нахичеванью, 8-километровым участком турецко-нахичеванской границы, Турцией и Грузией, в состав которой большевики незаконно передали армянские земли Джавахетии, это означало "мат от удушья". Как говорил герой Карабахской войны Монте Мелконян: "Если мы потеряем Карабах, то перевернём последнюю страницу в армянской истории".
9. Моральный фактор. Карабахская война и страх перед повторением геноцида способствовали консолидации армянской нации. Для армян Карабах стал вопросом защиты родной земли, вопросом жизни и смерти. Все прекрасно понимали, что после потери Карабаха у Армении отторгнут Зангезур, а вместе с Нахичеванью, 8-километровым участком турецко-нахичеванской границы, Турцией и Грузией, в состав которой большевики незаконно передали армянские земли Джавахетии, это означало "мат от удушья". Как говорил герой Карабахской войны Монте Мелконян: "Если мы потеряем Карабах, то перевернём последнюю страницу в армянской истории".
У пришлых азеротюркских кочевников всё было наоборот: для них Карабах был всего лишь территорией, которую нужно захватить и колонизировать. Поэтому в Азербайджане война была вопросом престижа, вопросом борьбы за власть. После того, как Азербайджан вышел из состава СССР, в Баку постоянно происходили политические перевороты (Аяз Муталибов - Ягуб Мамедов - снова Аяз Муталибов - Абульфаз Эльчибей - Гейдар Алиев), а на юге бывшей АзССР в июне-августе 1993 года даже существовала такая непризнанная автономия как Талыш-Муганская Республика. Для того чтобы поддержать своего лидера в очередном перевороте (и подавить талышский мятеж), целые бригады и батальоны уходили в Баку, оставляя дыры и прорехи в линии фронта, чем армяне мгновенно пользовались. К тому же, азербайджанская армия в то время, строго говоря, была армией шаек и банд, со всеми присущими им "демократией" и "плюрализмом". Каждый азербайджанский военачальник и полевой командир сами решали, что им делать: наступать или отступать, прорываться к попавшему в окружение подразделению или заниматься мародёрством в захваченных армянских сёлах. Вот как объяснял причины падения высокогорной неприступной крепости один из её защитников Шамиль Басаев: "Шушу просто бросили на произвол судьбы. Около семисот армян пошли в наступление, ну и что с того! Имея такой крепкий гарнизон и такое количество оружия, к тому же учитывая, какое стратегически выгодное положение занимала Шуша, сто людей могли бы, по крайней мере, год удерживать город. Но не было организации... не было единого управления. Никто ни за что не отвечал" [Интервью азербайджанской телекомпании ANS TV от 14 июля 2000 года (вышло в эфир 19 июля)]. Что ж, если чеченский террорист и был когда-то честным и правдивым, то это именно тот самый случай.
Свою роль в Карабахском конфликте также сыграли подавление антиельцинского мятежа Руслана Хасбулатова и армянское лобби США. Но об этом будет сказано в следующих главах.
Свою роль в Карабахском конфликте также сыграли подавление антиельцинского мятежа Руслана Хасбулатова и армянское лобби США. Но об этом будет сказано в следующих главах.
Продолжение следует...