Не утихает скандал вокруг Совета по правам человека при президенте России, состав которого с начала года по различным причинам уже покинули 13 человек. В след за своими коллегами о выходе из Совета заявила один из самых авторитетных правозащитников страны, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
Более того, в конце прошлой недели стало известно, что свободные вакансии в Совете будут заполняться теперь по новым правилам. Кандидаты в члены Совета будут выбираться путем голосования в интернете. Затем глава государства по своему усмотрению выберет из числа победителей данного волеизъявления членов специализированной коллегии.
Своим мнением относительно данной ситуации поделился Дмитрий Дёмушкин, лидер движения «Русские»:
Не думаю, что любая организация сможет попасть в список голосования по вхождению в состав Совета по правам человека при президенте. Будет же сформирован большой список, по три человека на место, из которого уже будут выбирать членов Совета. Фильтров будет достаточно.
Если вы посмотрите все результаты общегражданских голосований, проводившихся во время акций протеста, то увидите, что националисты в некоторых из них занимали лидирующие позиции. Что вовсе не означает, что они попали куда-нибудь. К сожалению, все советы, созданные из общественности, номинальны, не отражают истинного положения дел в обществе. Человеку, состоящему в таком совете, членство, конечно, добавляет личный статус, но решать что-то глобальное, действительно что-то делать он не может.
То, что Совет по правам человека существует — это хорошо. Он имеет хоть какие-то возможности, обходя существующую вертикаль власти, донести до президента мнение народа. Хотя опыт Общественной Палаты показал, что вся эта деятельность приносит мало пользы. Зачастую людям, состоящих в этих органах, просто нечего сказать.
Опять же, выбирают туда таких «юбилейных» правозащитников, которых, по-моему, и так никто никогда не обижал. Вот и сидят они, беседуют о своих личных делах. Это вообще всеобщая наша беда, что все эти конгрессы, советы, общественные комиссии, круглые столы набираются не из людей, присутствующих в «уличном» сегменте, а из престарелых «юбилейных» аксакалов, которые давно оторваны не только от молодежи, но и от сегодняшних проблем народа.
Вообще, если вы хотите знать, чего хотят люди, то лучший способ формирования любой общественной организации — это выборы.
Как показали все уличные акции, есть три крупных сегмента. Это либералы из 90-х, обладающие хорошим финансовым и медийным ресурсом, но при этом у них проблема с личной популярностью. Есть левые силы, и есть националисты. Все голосования, проводившиеся в соцсетях и на других общедоступных площадках, наглядно выявили эти три силы, получающие симпатии общества. На мой взгляд, они и должны быть представлены в разных структурах, общественных организациях. Но этого нет. Националисты в принципе находятся в зоне вечного табу, то есть они не представлены нигде. Даже считается зазорным спросить их мнение, хотя зачастую оно более здравое, чем у нашей власти и остальных. Поле левых номинально занято Зюгановым, кажется, навечно.
Официальную политику мы брать в расчет не будем — это сотрудники администрации президента, всем понятно, чего они хотят. Власть оторвана от народа, ни к одним институтам, как общественным, так и властным, не подпускают никого «с улицы».
Я не задумывался, нужно ли формировать Совет по правам человека по национальному признаку. Вот для решения межнациональных проблем сейчас жизненно необходимо создание эффективного Совета по межнациональным отношениям. Но, к сожалению, я не сомневаюсь, что, если сейчас создадут такой Совет, то он опять будет бестолковым. В него включат всех известных «юбилейных» аксакалов, с кучей заслуг и званий. И снова будет абсолютно пустая затея. Вот об этом я постоянно думаю, бьюсь, обсуждаю со знакомыми. Если бы можно было выделить действительно авторитетных людей из определенных диаспор, создать некий оперативный штаб, который мог бы оперативно решать возникающие вопросы…
В этом смысле показательнаработа с молодежью. Например, чеченцы делают сейчас хорошую вещь. Они составили списки, в каких ВУЗах учатся их студенты, приехали, провели с ними собрания, назначили старших. Теперь у них есть конкретная возможность координировать жизнь своей молодежи, хотя её не так много в Москве. Таких людей можно включать в любой Совет.
Если работа любого Совета будет строиться по такому же принципу, то он сможет решать любые проблемы. Но если это опять будет собрание статусных людей, не обладающих ни возможностями, ни желанием что-то делать, как зачастую делается, то толку не будет. Это очевидная вещь, над которой бьются годами, но делать ничего не хотят, потому что боятся, что туда проникнут радикалы, националисты. Но, как я считаю, власти нужно беседовать не с теми, с кем удобно, а с теми, кто способен что-то делать «на улице».