Прежде чем начать отвечать на этот вопрос, необходимо сказать хотя бы несколько слов о том, почему вообще в среде русских националистов столь широкое распространение получили симпатии к визуальной атрибутике Третьего Рейха.

 

Небольшой экскурс в историю

В начале 90-ых русское движение представляло собой гремучую смесь из православного монархизма, воскрешенного славяноязычества, советско-державного патриотизма с национальным уклоном и «обрусевшего» национал-социализма. На политической арене того времени наиболее значимый след оставили  две организации - Национал-патриотический фронт «Память» (НПФ «Память») и Русское народное единство (РНЕ). Однако по ряду причин, (объяснение которых является темой отдельной работы) к концу 90-ых обе организации окончательно утратили свое политическое влияние, незаметно уступив место набирающей популярность НС-скинхед культуре, пришедшей с Запада наряду с остальными субкультурными течениями. В силу целого ряда специфических факторов данная культура была мало политизированной, и по большей части являлся молодежной политической модой, не имевшей еще по настоящему серьезных социальных предпосылок, а следовательно и поддержки в обществе. Половина всех преступлений в стране еще не совершалась мигрантами, русских людей на улицах русских же городов еще не резали под крики «АллахУакбар!», целые сферы деятельности еще не были захвачены этническими диаспорами,  да и много чего еще не тогда было.

Но на волне общих, как антисоветских, так и антилиберальных настроений, имевших тогда широкую популярность в кругах  молодежи (которая уже на дух не переносила ничего совкового, но и не могла еще в полной мере воспользоваться возможностями нового времени) нацистская атрибутика пришлась весьма кстати и стала играть роль политического фетиша, который использовался не столько для осквернения чьей-либо памяти, сколько  для радикального противопоставления обеим ненавистным системам. Нет, были, конечно, среди них и убежденные национал-социалисты, искренне считавшие себя в праве наследовать символику государства, давшего миру НС-идеологию, но таковых все же было сравнительно не много, к тому же прямая (часто черезмерно демонстративная) преемственность от главного врага СССР - не оставляла им никаких серьезных шансов на успех в борьбе за электорат. К тому же старинная солярная символика (которая для большинства обывателей до сих пор неотличима от нацистской) получила широкую популярность в растуших рядах поклонников неоязычества (родноверов). А поскольку идеи национализма (в том числе и радикального) по многим аспектам отлично сочитались с философией неоязычества (что привело к частичному симбиозу этих направлений) - грань между нацистской свастикой и русским коловратом, в глазах рядового обывателя, оказалась окончательно размытой. Закрепить все это в сознании юных патриотов помогло огромное количество псевдоисторической литературы, выпускавшейся тогда в неимоверных объемах, и вместо того, чтобы осознать всю ненужность и вторичность этой околоидеологической мишуры и сосредоточиться на установлении плотного позитивного  контакта с народом - большинство правых лишь сильнее дистанцировались от него, принципиально не желая поступаться тем, что стало символом их протеста и одновременно причиной их отторжения обществом.

По этому,  вплоть до начала первого десятилетия 21-ого века, радикальный национализм «с немецким лицом, но русской душой» (именно так, а не наоборот) - оставался в первую очередь политической модой, ориентированной на довольно узкую возрастную аудиторию. Ситуация усугублялась еще и тем, что помимо идейных патриотов, веяниями этой моды все чаще проникалась обыкновенная уличная шпана, которая получила замечательную возможность - оправдывать идеологическими мотивами банальное хулиганство. Причем специфика ситуации была такова, что, порой, отличить настоящего скина от простого бритого гопника было крайне затруднительно. Все это, вкупе с антифашистской истерией либеральных СМИ, отсутствием у русских националистов серьезной теоретической базы, адаптированной под реалии нового времени и т.д. - поспособствовало формированию  крайне негативного образа национализма в глазах общественности. Так,  между двумя поколениями русских патриотов был вбит огромный клин, который до сих пор является главной помехой для объединения русского народа и активно используется его врагами для разжигания ссор и распрей.

Но время не стоит на месте, и за минувшие десять лет - ситуация в корне изменилась. Вчерашние скины (не все, конечно) повзрослели и постепенно перестали выделяться из общей массы народа - если раньше их целыми компаниями можно было легко найти на улицах многих крупных городов, то сегодня подобные встречи относятся уже, скорее, к разряду экзотики. С возрастом подростковый радикализм и протестный дух уступили место более здравому взгляду на вещи - пришла политическая сознательность, стратегическое мышление и умение поступаться некоторыми принципами ради достижения общей цели. В правой среде все чаще  стали звучать призывы к переходу в русло легальной общественно-политической деятельности, к избавлению от «немецкого наследия» и всего того, что мешает продвижению национализма в массы.
 
В то же время колоссальный рост межэтнической напряженности в стране, спровоцированный варварской миграционной политикой, разгулом этнической преступности и религиозного экстремизма - заставил многих наших соотечественников в корне пересмотреть свое отношение к самому термину национализм и даже проникнуться некоторой непроизвольной симпатией к тем, чьей необоснованной жестокостью они возмущались всего несколько лет назад. Перед представителями старшего поколения возникла необычная дилемма: кого считать настоящими фашистами - тех русских, которые призывают к защите интересов твоего народа (пусть и делают это в несколько не корректной с исторической точки зрения форме) или тех инородцев, которые в 90-ые изгнав русских из своих «независимых» государств - обильно расселяются теперь уже по русской земле, лицемерно прикрываясь маской интернационализма и спекулируя на «памяти дедов, вместе победивших фашизм»? Кого считать захватчиком - того, кто под флагом бывшего врага призывает к освобождению? Или того, кто под флагом бывшей дружбы осуществляет фактическую оккупацию? Ответ  был очевиден. В России начался массовый рост националистических настроений.

Так, на фоне естественной демаргинализации национального движения с одной стороны, и не менее естественной радикализации общества с другой -  наметилась первые тенденции к историческому примирению поколений и выработке единой позиции по национальному вопросу. Однако негативные исторические ассоциации в обществе на столько сильны, что окончательное примирение будет достигнуто еще не скоро. Для этого обе стороны должны идти на встречу друг-другу. Представители радикального лагеря (в основном это касается НС) должны проявлять больше понимания и уважения к старшему поколению - не играть на их «исторических болевых рефлексах» и научиться понимать особенности их воспитания, которые уже не исправишь никакой пропагандой. А представители старшего поколения (и все остальные), в свою очередь, должны, наконец понять, что свастики, вскинутые руки и все, что их так возмущает - являются, по большей части, всего лишь пережитками маргинального прошлого, которые тем скорее уйдут в небытие, чем меньше на них будут обращать внимание, ибо, по большему счету, такова и была изначальная специфика их применения.

Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы минимизировать подобную активность на наших мероприятиях (хотя, в действительности, она вовсе не так велика, как это представляется в лживых российских СМИ), но пресечь ее полностью удается далеко не всегда. Для окончательного разрешения этой проблемы требуется соответствующая пропаганда (ее мы активно ведем уже не первый год), терпение и, самое главное - время.
 

Наша позиция

Мы считаем, что для полноценного развития и становления русского национализма в качестве по настоящему массовой идеологии -  необходимо максимально возможно абстрагироваться от всего, что связывает его с германским нацизмом и личностью А. Гитлера. Конечно, это в первую очередь связано с тем, что у многих жителей нашей страны одно только упоминание этих слов воскрешает в памяти ужасы войны, унесшей жизни миллионов наших соотечественников. С этим фактом нельзя не считаться, поскольку одной из наших основных задач является консолидация всех возрастных и социальных групп. К тому же русское национальное движение имеет собственную историю - достаточно богатую для того,  чтобы обойтись безо всяких заимствований (национализм, как самостоятельное политическое направление, сформировался в России еще в 19 веке).  Однако при приеме в движение мы не ставим отношение к «немецкому наследию» основополагающим критерием пригодности или непригодности человека и оставляем за каждым соратником право на частную независимую позицию по данному вопросу с тем лишь условием, что если эта позиция противоречит официальной позиции движения - она не должна изъявляться публично и пропагандироваться в рамках его деятельности.
 
Главной целью нашего движения является объединение людей по принципу их отношения к проблемам НАСТОЯЩЕГО, а не прошлого. Это не означает, что мы не помним или не уважаем историю -  напротив, мы чтим ее намного более искренне, чем большинство наших оппонентов. Но есть в нашей истории такие моменты, однозначное отношения к которым в обществе сложится еще очень не скоро. Споры о них являются бессмысленными (поскольку историю уже не изменишь) и не приносят никакой пользы. Они способны только ссорить людей и уводить их от обсуждения реальных проблем, актуальных сегодня для каждого из нас, независимо от отношения к событиям полувековой давности. Ведь  главные проблемы современной России -  одинаково остро стоят, как для ветерана Великой Отечественной Войны - так и для какого-нибудь юного  национал-социалиста. И русский ветеран скорее найдет общий язык с русским скинхедом, нежели чем с современным «кавказским антифашистом» или «трудолюбивым гостем» из солнечного Таджикистана. Есть вещи, которые объединяют нас намного сильнее, чем отношение к спорным моментам истории - это единая кровь, единая культура и единый враг, грозящий вскоре лишить нас и того и другого. Когда все русские, наконец, осознают эту простую истину - деление  на сторонников и противников Гитлера станет попросту не актуальным.
 

На вопрос отвечал Алексей Абанин