|
Китайцы в городе. Снимок сделан на обувной фабрике через дырку в заборе. |
|
|
Выходцы с Востока - узбеки, таджики, туркмены, турки - осваивают нашу область небывалыми темпами. И этот многонациональный азиатский приход уже фиксирует не только взгляд обывателя, но и официальная статистика. Мы попытались разобраться, кому выгодна такая «трудовая» миграция и что получат в результате нового пришествия местные жители: плюсы или минусы.
Миграционная «труба»
С начала 90-х годов прошлого века в нашу область хлынул первый поток переселенцев из Армении и Азербайджана, Дагестана, Чечни, Туркмении, Таджикистана, а затем из Казахстана. Армяне и азербайджанцы бежали в Россию, а затем по возможности в Европу, от войны, разразившейся в Нагорном Карабахе. Из других национальных республик бывшего Союза выезжали вынужденные русскоязычные переселенцы, братья-славяне с братьями-немцами. Они быстро адаптировались на новом месте, основывали свои национальные диаспоры, создавали свои предприятия, так как ехали сюда, имея за плечами достаточное образование и стартовый капитал. Это была по большому счету семейная миграция. Собственно, какой-то серьезной социальной угрозы для общества эти переселенцы не представляли. На национальной почве в регионе не было ни одного конфликта.
Фактически сразу на бывших жителях стран СНГ начали делать деньги криминальные или полукриминальные структуры, что вызвало озабоченность ФСБ и пограничников. В то время в сводках регионального управления пограничной службы частенько появлялась информация о том, что перекрыт очередной канал нелегальной миграции. Нелегалов за раз задерживали до двухсот человек, иногда вместе с пособниками и организаторами транзита.
|
Уроженец Турции Эрбаган жизнью доволен. |
|
|
Официально пик переселения пришелся на 96-й год. Тогда в область въехали сразу 34 тысячи человек. По официальным данным. Тогда возникла проблема пассажиров внутренних рейсов из Минвод, Краснодара, а также следующих транзитом из Казахстана. Они по закону не подлежали миграционной проверке, часто их перебрасывали за границу. Нашу область на Западе прозвали «миграционной трубой».
Бывший начальник регионального управления пограничной службы ФСБ генерал-лейтенант Владислав Прохода говорил о необходимости создания центра депортации нелегалов, но идею так и не реализовали.
Гастарбайтеров считают на почте
Вербовкой иностранных рабочих нынче занимаются москвичи и калининградцы. Разрешение на ввоз рабсилы в наш регион в этом году получили 240 фирм и предприятий. Сначала гастарбайтеры организованными группами попадают в Москву, оттуда на самолете - в Калининград. Сегодня работодателю проще и удобнее оформить отряд гастарбайтеров официально, так как процедуру легализации мигрантов закон сильно упростил.
Общественность узнает о рабочих-иностранцах, как правило, после очередного крупного ЧП, пожара на производстве либо после шокирующего несчастного случая, либо после совершенного преступления.
- В январе вступил в силу закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и внесены изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», упростивший процедуру получения иностранными гражданами разрешения на временное проживание, - говорит заместитель регионального управления ФМС Игорь Жуков. - Если раньше была регистрация по месту проживания, то теперь иностранца мы ставим на учет, причем он нас лишь уведомляет о месте своего пребывания. Анкеты и уведомления отправляются нам по почте вместе с копией паспорта. Если человек не знает русского языка, анкету-уведомление заполняет его доверенное лицо. За 7 месяцев этого года мы поставили на миграционный учет 50 тысяч человек, в 2006-м году - примерно 30 тысяч. Из них с целью работы прибыли свыше 15 тысяч 400 человек. А разрешений на работу мы выдали 11 тысячам, в прошлом году - всего трем. Это разрешение дает право на год трудовой деятельности, а затем следует повторение процедуры легализации. Те, кто встал на учет, но не имеет права на работу, может гостить у нас не более трех месяцев, а затем его депортируют, если он не заплатит штраф 2 тысячи рублей и вновь не получит миграционную карту.
Выходит, три с половиной тысячи иностранцев, не получивших права на труд, растворились на нашей территории. Сколько из них вернулось на родину, неизвестно. Процесс обратного исхода ФМС не контролирует. Выдворение «гостей» - задача УВД области. С начала года милиция выдворила всего 55 иностранцев. Так что люди едут поработать на сезон, а остаются надолго.
В основном чернорабочая сила занята в строительстве и на дорожных работах. Больше всего работает узбеков (3 тысячи 900 человек), киргизов - 2 тысячи, таджиков и казахов - по 1 тысяче.
Дешевизна рабсилы - единственный аргумент в пользу такой миграции. В ближайшее время нас может захлестнуть волна криминала, что прогнозируют представители силовых ведомств, медики опасаются роста инфекционных заболеваний. Первая «ласточка» - туберкулез - уже прилетела.
С летальным исходом
Мы посмотрели три предприятия, где вкалывают иностранные рабочие. Правда, дальше проходной или отдела кадров нас не пустили. Службы безопасности дико возбуждаются, разглядев журналистов.
На ковровой фабрике в Зеленоградском районе работают несколько десятков узбеков. На заработки не жалуются, им платят от 5 до 10 тысяч рублей в месяц. Львиную долю денег они отправляют домой. В Средней Азии на тысячу наших рублей можно прожить месяц. Смена 12 часов. Узбеки живут в колхозном спортзале в поселке Коврово, условия спартанские, и с медицинским обслуживанием плохо. Зато обед на фабрике стоит всего 35 рублей.
«Европа-центр» у кинотеатра «Россия» в Калининграде строят турки, узбеки, таджики, киргизы и азербайджанцы.
- Рабочим платят от 10 до 20 тысяч рублей, специалисты, мастера получают до 2 тысяч долларов, - улыбается подданный Турции Эрбаган. - Живем в Майском поселке и в общежитии вагонзавода. Я здесь не в первый раз. 17 месяцев не был дома, скучаю по жене и детям, товарищи тоже скучают, поэтому иногда знакомятся с местными девушками...
Китайские рабочие тихо жили прямо на фабрике в Калининграде. На учете ФМС всего 160 жителей из Поднебесной. Но все испортил пожар на обувном производстве.
В панике люди прыгали из окон второго этажа и спускались на простынях. 9 человек получили ранения.
Сотрудники ФМС проверили условия труда и быта погорельцев. Руководства на фабрике не оказалось. Никто не смог объяснить, сколько китайцев тут работает и почему живут они прямо у станка. А китайцы ничего не смогли сказать: по-нашему не умеют разговаривать. Все-таки инспектора узнали, что у них есть разрешение на работу и уведомление о месте пребывания. Но живут наемники не там, где уведомили ФМС.
Местные жители утверждают, что до пожара китайцам платили по 500 рублей в день, а русской рабсиле в два раза меньше, что китайцы ездили на такси и по праздникам затаривались ящиками с пивом, что до ЧП над предприятием висели два флага, китайский и российский. А теперь флагов нет, и китайцы на людях не показываются.
Чекисты в свое время нашли подпольное предприятие под Правдинском. На кирпичном заводе работали 22 узбека без документов и разрешения на работу. Хозяин держал несчастных в страхе и натуральном рабстве. Никто из них не знал, как оказался в нашей области. А в поселке Гремячье обнаружено село езитов - народности, убежавшей из Нагорного Карабаха еще в 90-е годы. И сколько у нас подобных поселений?
По данным государственной инспекции труда в Калининградской области, в 2006 году при строительстве объекта «Калининград-Плаза» упал в шахту лифта и погиб штукатур-турок Йарымбыш, работник фирмы «Контек Балтика». Покалечился при падении с высоты бетонщик Искандаров, работник той же фирмы. При строительстве торгового центра на площади Победы в Калининграде погиб бетонщик Касимов. Он работал на фирму «Земстройтрест». В этом году 17 июля упал с 6-го этажа рабочий-узбек, он строил дом на Сельме (работодатель ООО «Галс»). 5 июля упал с 8-го этажа и разбился каменщик Мулобоев, работал он на фирму «Квалитет-строй». Не очень-то заботятся работодатели о безопасности «дешевой» рабсилы.
Посты уберут
Надо отметить, чем острее становилась проблема с нелегалами, тем чаще реформировали саму миграционную службу. В 1992 году одно из подразделений бывшего союзного Министерства труда было преобразовано в ФМС России. В 2002 году ее передали в МВД. В марте 2007 года полномочия ФМС существенно расширены. В штате ФМС региона 350 человек, нагрузка у них колоссальная.
В этом году через пункты пропуска, посты иммиграционного контроля, на территорию области проехало более 700 тысяч иностранцев и лиц без гражданства. И контролируется у нас мигрант только на въезде, потом он растворяется и уходит в тень, так как иммиграционных постов на выезде из региона нет. Кроме того, вскоре, по закону, посты ФМС вообще будут сняты на внутренних рейсах, а контролеров оставят лишь на международных авиалиниях. Вот тогда и понесется лавина неучтенной миграции.
Источник