В последнее время на ряде православных ресурсов появились панические сообщения об исламизации российского Дальнего Востока. Этот процесс связывают с назначением на должность полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе бывшего мэра Казани Камиля Исхакова.
У православной общественности сын действующего имама (мусульманского священнослужителя) Исхаков вызывает нервную реакцию еще с тех времен, когда он в бытность мэром Казани запретил звонить колокольне казанского Иоанно-Предтеченского монастыря.
Так, в сообщении, распространяемом Союзом православных граждан, говорится:
"Уникальные богатейшие земли Дальнего Востока России стали объектом миссионерской конкуренции протестантской и исламской цивилизаций. Только на Сахалине десантируется более 300 протестантских миссионеров в год.
Если протестантская экспансия проводится заезжими миссионерами, то искусственная исламизация региона проводится руками... полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Камиля Исхакова.
Ицхаков заставляет местные власти строить мечети в Хабаровске, Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске, Магадане, в Якутии - целых три мечети, в Приморском крае - тоже три мечети. При том, что количество мусульман в этих городах и краях крайне мало.
В связи со сложившейся ситуацией православные общественные
организации Дальнего Востока России намерены ставить перед президентом
России вопрос об отзыве Исхакова со своего поста".
Однако, чтобы понять, действительно ли существует опасность "исламизации" Дальнего Востока, нужно вспомнить события более чем годичной давности (для российской аналитики это почти что эпоха динозавров, но тем не менее знать даже столь древнее прошлое необходимо).
Исхаков был назначен на теперешнюю должность в ноябре 2005 года в обойме других кадровых назначений. Напомню, что именно тогда бывший глава администрации президента Дмитрий Медведев был назначен первым вице-премьером, а руководителем администрации стал губернатор Тюменской области Сергей Собянин. Кроме того, Сергей Иванов был назначен вице-премьером с сохранением должности министра обороны.
Тем же решением бывшего мэра Казани Камиля Шамильевича Исхакова неожиданно для всех водрузили в кресло полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Кроме того, бывший полпред в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко стал руководителем Федерального агентства по атомной энергии России (Росатом).
Именно назначения в администрации президента привлекли внимание аналитиков к вопросу о преемнике. Однако оставшиеся в тени менее значительные назначения - Кириенко и Исхакова - в перспективе имеют шанс (что и показывает теперешний всплеск интереса к деятельности Исхакова на Дальнем Востоке) изменить соотношение сил в новой "большой игре" - наступлении глобального Юга, представленного мировым исламизмом, на слабеющий и отступающий Север, к коему принадлежит Россия. А точнее, способны вызвать стратегически значимые подвижки в расстановке сил внутри и вокруг РФ.
Основной целью назначения Камиля Исхакова полпредом в Дальневосточном округе является подготовка к схватке между федеральным центром и многолетним хозяином Татарстана Минтимером Шаймиевым за контроль над республикой. Москва давно мечтает обкорнать "суверенитет", взятый Бабаем по давнему неосторожному призыву Ельцина. Татарстан - это довольно большие деньги и ресурсы. Однако простое снятие тем или иным способом Шаймиева с поста президента республики не решит этой задачи - ведь клан Шаймиева прямо или косвенно контролирует около 90% экономики Татарстана. Мало выгнать его из президентского кресла (да и технически это очень сложное дело) - надо еще получить доступ к контролируемым им деньгам.
Шаймиев давно опасался Исхакова, не хотел его усиления - в свое время он выступил против планировавшегося Кремлем назначения Исхакова заместителем полпреда в Поволжском округе. Конфликт между Бабаем и Баем (прозвище хозяина Казани) - политическая реальность. И Кремль решил воспользоваться этими противоречиями.
На должности полпреда на Дальнем Востоке перед Исхаковым была публично поставлена конкретная задача - навести порядок в рыболовной отрасли. Это очень коррумпированная область - там крутятся колоссальные черные деньги, к тому же постоянные конфликты вокруг браконьерского промысла серьезно осложняют отношения с Японией.
Навести тут порядок - задача весьма сложная. Стоит вспомнить хотя бы покушение на заместителя начальника Тихоокеанского регионального отдела Федеральной пограничной службы РФ генерал-майора Виталия Гамова и его жену 21 мая 2002 года. Напомним, квартира Гамова была закидана бутылками с зажигательной смесью, генерал получил ожоги 90% тела и скончался в ожоговым центре японского города Саппоро, а его жена лечится до сих пор. Как утверждают следственные органы, заказчиком убийства был сахалинский авторитет Василий Наумов, известный по прозвищу Якут. Его самого, в свою очередь, застрелили в 2003 году в корейском городе Пусан.
Генерал был убит за то, что боролся с нелегальным промыслом рыбы и крабов. То есть именно за попытку решения той же задачи, что поставлена Путиным и перед Исхаковым. Задача эта и трудна, и опасна, но при наличии необходимых силовых и административных ресурсов вполне разрешима. Зато в ходе решения поставленной перед ним задачи Исхаков сможет приобрести навыки и связи, которые понадобятся ему в Татарстане. Ведь следующий этап карьеры казанского мэра - перевод на должность полпреда в родном Приволжском федеральном округе, и тут-то начнется главное.
Необходимо будет "выкорчевывать" Шаймиева и его клан из многочисленных, созданных за годы его правления "укрепленных точек" - и методы тут будут те же, что и в борьбе с "рыбной мафией", как сходны будут и методы сопротивления. На Дальнем Востоке Исхаков должен отработать методику силовых операций с использованием спецслужб, блокировку и уничтожение коррупционных вертикалей. В ходе этой борьбы Исхаков неминуемо получит крепкие связи среди силовиков, научится работать с ними и их методами. Впрочем, стоит отметить, что Исхаков не совсем чужой в этом мире: с 1973 по 1980 гг. он занимал должность первого секретаря Советского районного комитета ВЛКСМ Казани, а в 1980 году занял откровенно КГБшную должность - заместителя директора по кадрам и режиму Казанского научно-учебного центра НПО "Алгоритм".
Кроме того, для выдвижения на смену Шаймиеву на пост главы Татарстана необходим человек федерального уровня, а не просто бывший мэр провинциальной столицы.
Одновременно с назначением Исхакова на далекий Дальний Восток был назначен и новый приволжский полпред - бывший прокурор Башкортостана Александр Коновалов. Если для окончательной борьбы с Шаймиевым нужен именно татарин, то для подготовки плацдарма наиболее подходит именно силовик из "команды", питерский (до перевода в Башкортостан Коновалов был заместителем прокурора Санкт-Петербурга).
Хорошо ли все это "для города и мира"? Представляется, что нет.
Перекачка денег из кармана шаймиевского клана в карман питерский (как и в любой другой) не принесет никакой пользы никому, кроме непосредственных получателей этих средств. Шаймиев, однако, за годы своего правления сумел обеспечить стабильную обстановку в потенциально взрывоопасном регионе, сдерживая всяческих экстремистов, в первую очередь самых опасных из них, получающих мощную зарубежную поддержку, - исламских фундаменталистов. Хотя потенциал исламского фундаментализма в республике наращивался, но значительно менее быстрыми темпами, чем в других населенных "этническими мусульманами" регионах СНГ. Зато в ходе неминуемой жестокой борьбы выстроенная Шаймиевым властная вертикаль будет разрушена - и образовавшийся вакуум займут именно исламские фундаменталисты, как сила организованная, имеющая свой долгосрочный проект, опыт и внешнюю поддержку. Кроме того, Шаймиев может сам прибегнуть к помощи исламистов в борьбе с Кремлем - или же Кремль может прибегнуть к их помощи в борьбе с Шаймиевым, тут уж как фишка ляжет.
Видимо, усилия Исхакова по прикармливанию ислама на Дальнем Востоке следует рассматривать именно в этом контексте.
По переписи 2002 года в Приморье проживали: русские - 89,89%, украинцы - 4,54%, корейцы - 0,86%, белорусы - 0,56%. Татар имелось лишь 0,70%, прочие "мусульманские народности" вообще не фигурируют в данных переписи. В других административных единицах Дальневосточного ФО (состав ДО входят Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатская область, Корякский автономный округ, Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Республика Саха-Якутия, Сахалинская область, Приморский край) ситуация с этническими мусульманами примерно такая же. Однако в округе имеется большое (точное число не известно никому) число легальных и нелегальных мигрантов из Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья.
До назначения Исхакова в Дальневосточном федеральном округе имелась лишь одна мечеть - в Якутске, открытая в конце 2004 года (сейчас муфтием Якутии является Муса Сагов, он приехал в Якутию из Ингушетии, а исламское образование получил в Багдаде, бывал и в Саудовской Аравии). Других мечетей на территории современного Дальневосточного округа не было ни до революции, ни во времена советской власти. При новом президентском представителе на Дальнем Востоке мечети строят (или уже построили) в Хабаровске, Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске, Магадане, три мечети в Якутии (одна из них в "алмазной столице" республики - Мирном) и три в Приморском крае. Количество представителей мусульманских народов, которые можно было бы считать "коренными" для этих областей России, татар и башкир, вряд ли увеличится, разве что за счет членов семьи Исхакова, но она у него небольшая. Очевидно, что заполняться новопостроенные мечети будут новыми выходцами с Кавказа и Средней Азии. А как показывает опыт и России, и Западной Европы, именно нелегальные мигранты являются самым благодарным контингентом для восприятия пропаганды радикальных исламистов.
Ослабление центральной власти в результате межклановой борьбы за власть в Поволжье тоже сыграет им на руку. "Поволжская Чечня" - вот что с наибольшей вероятностью получат питерские силовики вместе с поволжскими деньгами. О последствиях этого и для России, и для остального мира говорить излишне - все очевидно и так.
В свое время сильная Россия вызывала опасения у многих стран -
ближних и дальних. Похоже, однако, что слабая, плохо управляемая Россия
представляет еще большую опасность для соседей. Отсутствие должного
контроля над ресурсами Центральной Евразии - физическими,
экономическими и геополитическими - чревато большим взрывом. Управление
этими территориями должно быть эффективным. Сможет ли теперешнее
российское руководство обеспечить такое управление - вопрос, задать
который еще раз побуждают и последние события в РФ.
А. Шмулевич