Наш дважды «лучший министр финансов развивающихся стран» г-н Кудрин связывает начало второго этапа кризиса в нашей стране с ростом невозвратов кредитов в банковской сфере. Это утверждение свидетельствует о его полном непонимании фундаментальных процессов, происходящих в мировой экономике. Выше я уже писал о том, что на понижательной волне банковская система неизбежно стагнирует, и даже приводил мнение Джеймса Гэлбрейта по этому поводу. Поэтому называть основной причиной второй волны кризиса в нашей стране массовые невозвраты кредитов – это значит путать причины со следствием.
Либеральным монетаристам, начиная с Гайдара и Чубайса, и кончая Кудриным и Дворковичем, в целом свойственно это непонимание фундаментальных процессов, т.к. для них не существует экономики за рамками денежно-кредитной и финансовой сферы. Реальная экономика с ее производством и потреблением, спросом и предложением является лишь фоном для «подлинной», по их мнению, денежно-кредитной и финансовой сферы экономики. Именно она «формирует» те необходимые импульсы в экономике, которые включают и выключают, ускоряют или тормозят процессы, происходящие в производстве и на потребительском рынке.
Но второй этап кризиса в российской экономике будет обусловлен не процессами, происходящими в банковской сфере, а падением мировых цен на нефть и новым обвалом российского фондового рынка. Н.Кричевский очень точно подметил странный и нелогичный рост российского фондового рынка. За январь — май ВВП России снизился на 10,2%, промышленность рухнула на 15,4%, а российский фондовый рынок по состоянию на 24 июня почему-то вдруг вырос на 55%! С какого перепуга Россия на сегодняшний день является абсолютным «чемпионом мира» по росту фондовых индексов. Для сравнения: китайский, находящийся в наиболее благоприятной ситуации, - на 42%, бразильский - на 37%, индийский - на 24%, а в Европе и Америке динамика индекса составила 1,5-3% и 3% соответственно.
Чудесны дела твои, господи! Но в конце июня, подчеркивает Н.Кричевский, стоимость трёхмесячных кредитов, которые банки давали предприятиям, гражданам и т. д., упала до 12% годовых, а вклады от населения принимались некоторыми банками под 18-20%. При нормально функционирующей банковской системе, расплатиться с вкладчиками в таких условиях невозможно, если не рассчитывать на чисто спекулятивные операции на валютном и фондовом рынках. Поэтому банки и принимают деньги под повышенный процент, т.к. уверены, что через несколько месяцев все с лихвой отобьётся. Сейчас они «надули пузырь» на фондовом рынке, а в ближайшие месяцы ожидают новую девальвацию рубля, на которой снова надеются хорошо «погреть руки».
Но после падения нефтяных цен на мировых рынках произойдет резкое уменьшение экспортной выручки от продажи российской нефти, и российский фондовый рынок потеряет свою привлекательность для иностранных спекулянтов. Иностранцы начнут выводить свои деньги из нефтяных бумаг и российских акций. Поэтому, я абсолютно согласен с утверждением Н.Кричевского, что российская фондовая пирамида рухнет еще до 1 октября этого года, хотя бы потому, что в этот день начинается новый финансовый год в США, и американским банкам нужно будет зафиксировать прибыль, чтобы рассчитаться с государством. Соответственно, рубли будут обмениваться на валюту, что приведет к обвальной девальвации рубля.
Рост курса доллара и евро негативно скажется на потребительских ценах — как известно, до 75% продовольствия и около 70% лекарств завозится в Россию по импорту. Поэтому осенью неизбежно начнется новый всплеск инфляции. И всё это будет происходить на фоне остановки промышленности, роста безработицы, снижения доходов россиян. Некоторые банки не успеют вовремя «выскочить» из пирамиды, и у них возникнут серьезные финансовые проблемы. Если российское правительство начнет, как и год назад, «помогать» российским банкам, то, с одной стороны, большая часть «помощи» вскоре окажется в оффшорах, а с другой – золотовалютные резервы РФ закончатся уже в этом году.
Поэтому судьба российской экономики во второй половине года выглядит печально. По моим оценкам к концу года ВВП РФ упадет более чем на 12%, инфляция подскочит до 18-20%, промышленное производство снизится на 20-25%, а строительство рухнет более чем на треть. Бивалютная корзина подорожает, как минимум, до 50 рублей, а реальная безработица достигнет 11-12 млн человек. Так что, margin calls не за горами.
Александр Айвазов