Республика Башкортостан – одно из немногих административно-территориальных образований России, где систематически, с молчаливого согласия Кремля властями региона на протяжении многих лет попираются права русского населения.

 

Ярким показателем этого стали данные статистики. И если рахимовский режим, постоянно ссылаясь на цифры, хвастается своими достижениями во всех областях экономики, то в сфере демографии русских ему даже после многочисленных манипуляций со статданными похвастаться нечем – численность русских с 1989 по 2002 гг. сократилась, а башкир – резко выросла.

 

Хотя русские в Башкирии составляют большинство, в республике нет широкомасштабного русского национального движения. Собор русских РБ – созданная властями марионеточная общественная организация, возглавляемая никогда не занимавшимся публичной политикой и не проявлявшего интереса к этнонациональным проблемам министром спорта и туризма В. Самородовым – не имеет собственного печатного органа (в отличие от органа Всемирного курултая башкир – журнала «Ватандаш»). Независимая газета русских РБ «Отечество» почти с самого начала своего издания подвергалась жесточайшему прессингу рахимовского режима. Поэтому если в центральных газетах порой появляются материалы о коррупции, разгуле национализма в Республике Башкортостан, то местная пресса об этом молчит. Башкирское телевидение стало сегодня все больше башкирским в прямом смысле этого слова, забывая, что в Башкирии проживает очень много русских, татар, чувашей, украинцев, латышей и т.д.

 

За неповиновение русскую общину строго наказывают. Достаточно было большинству русских поддержать в 2003 г. А. Веремеенко на президентских выборах, как вскоре власти в отместку произвели массовую экзекуцию целого русского города. В этом же ряду стоит и насильственное внедрение башкирского языка для всех народов республики.

 

22 декабря 2006 г. сессия Госсобрания (Курултая) Башкирии во втором чтении приняла изменения в кодекс об административных правонарушениях, касающиеся закона о языках народов РБ. 89 депутатов поддержали законопроект, 6 – высказались против, 10 – воздержались. Согласно документу, нарушение закона о языках народов Башкирии будет чревато штрафом для должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда. Это наказание будет введено за то, что вывески учреждений будут писать сначала на русском, а потом на башкирском языке, вместо обратного порядка. Вводится верховенство, в прямом смысле, башкирского языка над русским.

 

Комментируя это решение, полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе А. Коновалов заметил: «Категорически недопустимо проявление дискриминации по национальному признаку. Ни по принципу большинства, ни по принципу меньшинства. При появлении признаков политики дискриминации, мы, конечно, будем принимать меры. Но тревожной ситуации в Башкирии я не вижу, хотя определенные проблемы пребывания русских в Башикии все же есть». Но даже эту осторожную фразу ни одно республиканское СМИ не сочло нужным воспроизвести.

 

Наиболее резкие обвинения в нарушении республиканскими властями равноправия граждан вызывает подбор и расстановка кадров государственных служащих. Еще в 1995 г., выступая на Всемирном курултае, Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов продемонстрировал стремление государственного аппарата использовать титульную нацию – башкир – как опору республиканской власти. Официальная информация о кадровом составе республиканских органов государственной власти, органов территориального управления, республиканских ведомств, правоохранительных органов и особенно об изменениях этнического состава за последние годы остается абсолютно закрытой.

 

Доктор социологических наук М. Дж. Киекбаев отмечает: «Башкирская элита строится преимущественно по социальному принципу: ее основу составляют функционеры-выдвиженцы из сельской местности. Главная цель башкирской политической элиты – достижение власти путем всесторонней мобилизации этничности среды башкирского населения. При этом попутно ею решается и другая задача – максимальное продвижение своих членов по ступеням государственной иерархии, получении рабочих мест с наибольшим полезным эффектом. Результатом этой деятельности является ощутимый рост в последние годы доли башкир в аппарате министерств республики». Подбор кадров производится по принципу лояльности вышестоящему руководству, большую роль играют земляческие, родственные и личные связи. Если в элите 1986 года башкиры составляли 44,7%, то в руководстве 1990-1991 годов достигают уровня 50%, а в 1995 и 1999 годах контролируют уже 55,6% и 56,6% состава соответственно. Происходит «нацификация» управления: в республике сложилась ситуация, когда представители титульной национальности назначаются формальными руководителями-директорами, заведующими, – а «реальную» работу за них «тянут» заместители из числа русских или татар.

 

Факт доминирования башкир в правящих структурах сформировали у небашкирского населения уверенность в том, что принадлежность к титульной нации дает в республике преимущества при социальной карьере, поступлении в вузы, при устройстве на работу на руководящие посты и т.д. Например, по результатам нескольких масштабных социологических опросов населения от 40,5% респондентов среди башкир до 60,3 % среди других национальностей считают, что национальная принадлежность титульного характера дает приоритет при поступлении в вуз в Башкортостане.

 

Поскольку в Республике Башкортостан не существует законодательства о местных башкирских курултаях (общественных организациях), их статус практически неопределен. По ряду направлений исполкомы курултаев пытаются решать вопросы, которые входят в обязанности государственных органов. Например, на курултае Баймакского района Республики Башкортостан делегаты обсуждали проблемы природопользования Республики Башкортостан. В пригородном Уфимском районе на заседании исполкома курултая была предложена система отчетов представителей государственной власти перед курултаями. Эта идея тогда же воплотилась в жизнь.

 

Приоритетное внимание органов власти Башкирии уделяется башкирскому народу. Еще на заре суверенитета одной из задач обучения в национальной школе было заявлено «знакомство с лучшими образцами башкирского народного творчества, творческого наследия других народов.. Для школ с небашкирским контингентом, где организовано изучение башкирского языка на добровольной основе, нужна еще большая заинтересованность, дифференциация и индивидуализация системы обучения языку и ознакомления с культурой, историей, литературой башкирского народа».

 

Часто приоритет в развитии отдается именно башкирской культуре как культуре государствообразующего этноса. Такой точки зрения придерживаются не только представители национальных организаций (татарских и русских), но и некоторые руководящие работники небашкирской национальности. Например, руководитель отдела по культуре администрации Зилаирского района отмечал, что «политика Министерства культуры Республики Башкортостан направлена на 90% на поддержку башкирской культуры. Если мы участвуем в республиканских мероприятиях, от нас требуют, чтобы на 99 % была представлена башкирская культура. А у нас половина населения – русские».

 

Последние годы правительство республики, пытаясь увеличить количество титульной нации, приглашает на обучение башкирских детей из других регионов. Им за государственный счет предоставляется: проживание, питание и т.д. В то время когда наши дети нуждаются во всем этом ничуть не меньше.

 

Выход из этой тупиковой ситуации может быть только один – восстановление Уфимской губернии с ее равными правами для всех национальностей.


Источник