2008 год станет поворотным и одним из самых опасных для мировой экономики за последнее время. 56-страничный доклад "Global Risks 2008", подготовленный экспертами Всемирного экономического форума совместно с финансовыми институтами США и Европы, прогнозирует нерадостные перспективы глобального развития. В числе главных угроз благополучию и стабильности – кредитный кризис, а также цены на нефть и продовольствие.
В докладе, предваряющем ежегодную конференцию Давосского форума и являющемся ее своеобразной "повесткой дня", риски поделены на несколько групп – экономические, геополитические, экологические, социальные и технологические. Хотя, в сущности все они между собой довольно тесно взаимосвязаны. Ясно, например, что нехватка энергоресурсов в обозримом будущем спровоцирует международную нестабильность и обострение борьбы за сферы влияния во всех ее проявлениях, а также вызовет угрозу голода из-за выделения земельных ресурсов под биотопливные культуры.
Все риски разработчиками доклада оценены по пятибалльной шкале, в зависимости от их вероятности и потенциальной угрозы. Соответственно, 1 балл означает вероятность реализации события менее 1 процента, а 5 баллов – свыше 20 процентов. Что касается убытков, то 5 баллов по шкале означают, что они могут дойти до триллиона долларов.
Финансовая система под ударом
Именно такие потери прогнозируют авторы доклада от разразившейся над миром в 2007 году кредитно-финансовой бури, началом которой послужил ипотечный кризис в США. В этом году скучать тоже не придется – и причем отнюдь не одним финансистам. Авторы "не исключают возможность начала рецессии в США уже в этом году", сопровождаемой обвалом фондовых рынков. В Европе ситуация также вряд ли достигнет особого благополучия. Особо опасно развитие кредитного кризиса для Великобритании, в которой финансовый сектор занимает наибольшее место в экономике, нежели в каком-то другом крупном государстве. Остальные европейские экономики могут столкнуться с замедлением роста из-за снижения экспорта. А наибольшие риски выпадут на долю стран Восточной Европы, с их колоссальными отрицательными значениями платежного баланса и зависимостью от иностранных инвестиций и кредитов.
В свою очередь, Китай может в случае неблагоприятного развития событий совершить «жесткую посадку», когда темпы роста экономики упадут с нынешних 11 процентов в год до всего лишь шести.
В более долгосрочной перспективе нынешние тенденции в финансовой сфере и вовсе угрожают сменой глобального баланса сил. Резкое падение курса доллара из-за финансовых проблем США способно подорвать его позиции как главной мировой резервной валюты и таким образом обозначить окончание эпохи американской экономической гегемонии.
Уверенность в том, что мировая экономика вошла в эпоху стабильного роста, а кризисы системы явление редкое и быстро преодолимое (за последние 20 лет исследователи выделяют только "Черный понедельник" на американском фондовом рынке в 1987, азиатский кризис десятью годами спустя и российский дефолт-1998) оказалась не более чем иллюзией. Благодаря расширению инструментов финансового сектора экономика и правда стала более устойчивой в "тучные" времена, зато в "тощие" подвержена всевозможным рискам в еще большей степени, чем раньше.
Хлеба и нефти
В докладе отразилась и еще одна тенденция прошлого года – резкое повышение цен на продовольствие. К концу 2007 года цены на пшеницу выросли на 50 процентов по сравнению с концом 2006-го. Причиной тому послужили в основном долгосрочные факторы - от активного внедрения биотопливных культур и сокращения посевных площадей под продовольствие до стремительного роста населения планеты, которое к 2050 году обещает достичь отметки в 9 миллиардов человек. Мощное влияние на мировой рынок оказывает и рост потребления продовольствия в развивающихся странах. К примеру, в Китае за последние 50 лет мяса стали есть больше в четыре раза.
В будущем все эти факторы сохранят свое значение, считают авторы доклада. Уже в ближайшие несколько лет мировая система пройдет одно из самых жестких испытаний. Хотя некоторые эксперты уверены, что повышение цен на продовольственные ресурсы вновь сделает земледелие высокоприбыльной отраслью и таким образом ситуация отрегулируется сама по себе, гарантии никто не дает. Более того, если раньше недостаток пищи был исключительно проблемой развивающихся стран, то теперь он может стать головной болью и для "богатых" мира сего. В частности, трудности может испытать Великобритания, сильно зависимая от продовольственного импорта.
Энергетика сейчас, после очередного рекорда цен на нефть, преодолевших наконец 100-долларовый барьер, находится в центре внимания. Цены с учетом инфляции пока не достигли уровня начала 80-х – но уверенно стремятся к нему. И в отличие от той эпохи нет особых оснований рассчитывать на аналогичное по масштабам падение. Международной энергетическое агентство ожидает, что к 2030-му году потребление нефти достигнет уровня 116 миллионов баррелей в день, тогда как возможности производства ограничены всего лишь 100 миллионами. Специалисты Всемирного экономического форума отмечают, что, хотя "мировая экономика в последние годы демонстрировала умение приспособиться к высоким ценам на энергоресурсы, пределы ее возможностей близки к исчерпанию".
При этом на альтернативные источники надежды мало. Газ давно стал верным инструментом государств в достижении ими политических целей, да и возможности его добычи небезграничны. Уголь дешев и доступен повсеместно, однако массовое его использование приведет к серьезнейшим последствиям для экологической обстановки. Нетрадиционные источники заменить нефть в обозримом будущем неспособны из-за низких объемов производства и рентабельности. США пытаются исправить ситуацию за счет внедрения биотоплива, но в силу вышеупомянутой продовольственной проблемы это как раз тот случай, когда лекарство бывает еще хуже болезни – одним бензином сыт не будешь.
Эти экономические риски в конечном итоге влекут за собой все остальное – ведь, как известно, политика – это концентрированная экономика. Как избежать обострения данных проблем и сохранить корабль мировой экономики на плаву? Эксперты WEF ограничиваются лишь советом создавать структуры по раннему обнаружению и идентификации рисков. Подобная структура, отмечают они, уже функционирует в Великобритании. Впрочем, каких-то отчетливых результатов ее деятельности пока не видно.
Более общая рекомендация адресована политическим элитам государств и сводится к тому, чтобы "развивать сотрудничество". Однако странам, имеющим разные, зачастую прямо противоположные экономические и геополитические интересы, эффективно сотрудничать вряд ли удастся. Достаточно вспомнить продолжающийся уже шестой год Дохийский раунд ВТО, где стороны по-прежнему далеки от достижения компромисса. А в это время в США, традиционно являвшихся самыми рьяными защитниками режима свободной торговли, раздаются все более громкие голоса о том, что нынешняя мировая экономическая система приносит Америке больше вреда, чем пользы – и с этими лозунгами кандидаты, в частности, Хиллари Клинтон, идут на выборы. Ограниченность ресурсов на планете эту борьбу может разве что еще больше обострить. Так что можно сколько угодно надеяться на лучшее, но готовиться придется к худшему – к тому, что значительная часть довольно мрачных прогнозов экспертов WEF все-таки сбудется.
Дмитрий Мигунов