Комментируя выступление Путина, Лента.ру пишет в комментарии к пресс-конференции, Путин сыпал цифрами, как он это умеет. Корреспондент газеты "Комсомольская правда" даже спросил у него, как он умудряется все эти цифры помнить. Президент заверил, что ничего сложного в этом нет, потому что с цифрами, он работает "не от пресс-конференции к пресс-конференции, а каждый день".
При наличии у него такой великолепной памяти, обращает на себя внимание удивительная «забывчивость» Путина («тут помню, тут совсем не помню»), которую стоит особо выделить. Здесь комментируется лишь вступительная речь президента, в которой он, по его собственному заявлению, подвел итоги 2006 года.
Подводя итоги 2006 года. Вступительная речь Владимира Путина на большой пресс-конференции
1 февраля президент РФ Владимир Путин проводит традиционную большую пресс-конференцию. По количеству журналистов эта пресс-конференция стала рекордной. Всего на нее аккредитованы 1232 представителя прессы. Из них 500 журналистов представляют федеральные СМИ, 370 — региональные. Остальные 262 человека — иностранные журналисты. Lenta.Ru традиционно публикует стенограмму пресс-конференции в режиме реального времени.
Владимир Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Как и заведено у нас уже традиционно, я начну нашу сегодняшнюю встречу с подведения некоторых итогов прошлого года.
Уже неоднократно говорил о том, что бы ни делало правительство, власть вообще, все должно быть подчинено одной, главной цели – повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны. Поэтому начну подведение итогов 2006 года с того, что было сделано в социальной сфере. Рост, средний рост заработной платы составил 13,3 процента.
Доходы населения выросли от базы прошлого года на 10 процентов. За... Пенсия в среднем по старости – на 5,4 процента. У нас есть проблемы, пенсионеры о них хорошо знают, коэффициент замещения не очень большой – 27 процентов.
Это ниже, чем во многих европейских странах, но там и возраст выхода на пенсию уже другой. У нас женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60. Многие категории выходят раньше. В Европе нет различий между мужчинами и женщинами, все выходят в 60, и больше уже – в 65, и даже уже во многих странах говорят о повышении и этой планки.
Одно различие российских пенсионеров с Западом Путин указал. Показал он также, что знает и о планах по возможному повышению пенсионного возраста. Но об одном, весьма важном нюансе Путин почему-то напрочь «забыл» (мы напомним):
средняя продолжительность жизни в Европе, например, в Германии: женщины – 81,6 лет, мужчины – 75,6 лет (в России мужчины – 59 лет).
Т.е. в Германии пенсию мужчины получают еще 10-15 лет после выхода на пенсию, а в России получат через год после смерти (и то с небольшим, как отметил Путин, коэффициентом замещения).
С учетом этого «забытого» «нюанса» путинская попытка сгладить сравнение с пенсионерами Европы смотрится очень некрасиво.
Но тем не менее, проблемы у нас, конечно, есть, особенно для базовых отраслей экономики. Мы приняли решение по авиации, и работодатели в авиационной сфере имеют право сейчас больше денег направлять в пенсионные фонды, относя их не на прибыль, а на себестоимость.
В принципе, для базовых отраслей экономики можно было пойти по этому пути. У правительства, во всяком случае, есть возможность на этот счет подумать.
Первые результаты приносит и реализация национальных проектов. Отмечу, что в образовании заработная плата выросла в среднем на 30 процентов, а в здравоохранении – на 37 процентов. Хотя планировалось 15-17. Мы наблюдаем значительный приток молодых кадров, особенно в первичное звено здравоохранения.
И повысился даже конкурс в вузах на соответствующие специальности. И с удовлетворением констатируем, что сократилась естественная убыль населения – на 17,3 процента. При этом сокращается смертность, и немножко подросла рождаемость.
Естественно, и тут Путин «забыл» пару важных цифр, которые желательно все же знать:
Как сообщает «Демоскоп», естественная убыль населения России в 2004 году составила 792,9 тысячи человек, или -5,6‰. Правда, уже в 2005 году естественная убыль вновь возросла - до 846,5 тысячи человек, или -5,9‰, - но, по итогам первых семи месяцев 2006 года, вновь замедлилась, составив 456,8 тысячи человек против 519,6 тысячи человек за тот же период прошлого года (то есть на 62,8 тысячи человек меньше). Это даже несколько меньше, чем было за январь-июль 2004 года - 471,3 тысячи человек (на 15 тысяч больше, чем в 2006 году – «СЕ»). В пересчете на год естественная убыль населения составляет в текущем (в 2006 – «СЕ») году -5,5‰.
Если по данным государственной регистрации миграционный прирост за январь-июль 2004 года составил всего лишь 12,9 тысячи человек, за тот же период 2003 и 2001 годов - около 25 тысяч человек, то в 2005 году - уже 57,9 тысячи человек, а в 2006 году - 76,3 тысячи человек (на 63 тысячи больше, чем в 2004 году – «СЕ»).
Т.е. в 2006 году естественная убыль населения (без учета миграционного притока) была на 10% выше, чем в 2004 году.
«Постеснялся» президент назвать и общую цифру сокращения населения России (только за январь-ноябрь 2006 года население РФ сократилось на 520,7 тыс. человек).
Я очень рассчитываю на то, что принятые в прошлом году меры по демографической проблематике, материнский капитал и весь пакет мер, направленных на поддержку женщин, которые приняли решение родить второго ребенка, - что все это закрепит обозначенную мной тенденцию.
Замечательный шаг сделало правительство в материальной поддержке рождения ребенка.
Но демографическая проблема этим решается лишь отчасти. Рождаемость в России находится на уровне богатых европейских стран. Проблема вымирания России в первую очередь связана с высокой смертностью и малой продолжительностью жизни россиян. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, в России очень часто (гораздо чаще, чем в европейских странах) болеют и умирают люди в самом работоспособном возрасте. Вероятность смерти мужчины в возрасте от 15 до 60 лет составляет в России 42,2%, а в Швейцарии – 9,2%. Проблемы тут лежат в социальной области, растущем неравенстве, психических напряжениях, ведущих к нервным расстройствам, пьянству и ранним смертям. Эту, основную, сторону демографической проблемы Путин затрагивать не стал (либо не знает о ней, либо «забыл», хотя по демографической проблеме России написаны тонны трудов).
Нам еще очень много нужно сделать в социальной сфере, очень много, в том числе решать одну из главных задач, которые у нас в этой области есть. А это, как мы с вами знаем, сокращение разрыва между высокооплачиваемыми группами населения и людьми, гражданами нашей страны, которые живут еще пока очень и очень скромно.
Но, разумеется, мы не можем решать эту задачу так, как это делали лет восемьдесят тому назад – у кого-то отнять и между кем-то поделить, а мы будем ее решать совсем другими средствами, а именно путем обеспечения темпов роста экономики.
У Путина действительно очень глубокая память, он так четко помнит, как это было восемьдесят лет тому назад, но совсем «подзабыл», как перестройка-перестрелка происходила в наши дни. Ведь куда как понятней для всех сегодняшних слушателей было бы сформулировать фразу в актуальном значении: «мы не можем решать эту задачу так, как это делали десять-пятнадцать лет тому назад – у кого-то отнять и между кем-то поделить». (Не нужно ничего отнимать, требуется лишь начать, в конце концов, исполнять законы и сажать преступников в тюрьму. Если нет возможности посадить всех преступников, то сажают, по крайней мере, тех, кто наворовал больше всех. Или и здесь у Путина какие-то проблемы и «мы не можем решать задачу ТАК»?)
И в этой связи хотел бы обратиться к тому, что произошло в этой сфере. Экономика страны продолжала развиваться быстрыми темпами. По разным подсчетам – окончательный результат мы получим только в марте этого года – но по разным подсчетам, от 6,7 до 6,9 процента примерно будет рост ВВП 2006 года.
Говорю примерно, потому что нужно еще подсчитать, что произошло с энергетикой в конце года в связи с теплой зимой, может быть, энергетика чего-то недодала, но в любом случае, это больше чем в прошлой году – в прошлом году 6,5. Как вы знаете, для того чтобы нам выполнить одну из основных задач, а именно удвоить ВВП за 10 лет, нам нужен примерно темп роста ВВП где-то как раз около семи процентов – 6,9- 6,8 процента.
В 2006 году впервые в новейшей российской истории мы достигли однозначной цифры инфляции – 9 процентов. И особенно приятно, что это соответствует прогнозным показателям.
Напомню, что в 1999 году, когда ваш покорный слуга возглавил правительство Российской Федерации, инфляция в России составляла 36,5 процента.
Вот он уже и похвастаться успел достижениями своей команды, но «забыл» отметить, что в братской Белоруссии ее покорный слуга Лукашенко пришел к власти в 1994 году при инфляции 2000%, а в 2006 году инфляция в Белоруссии составила лишь 6%.
Также не стал Путин «хвастаться» тем, что в Белоруссии рост ВВП в 2006 году составил 9,9%, в Казахстане 10,6%, в Китае 10,7%, в Армении 11,3%. Если взять отрезок в 5 лет – с 2000 по 2005 год, то в России эта скорость составила 48%, в то время как в соседнем Казахстане – 79%. Даже на бурлящей нестабильностью Украине, которой к тому же повысили цены на газ и нефть, рост ВВП в 2006 году был выше российского, составив 7%.
И мы с вами видим, что за последние годы многое, с точки зрения подавления инфляции, сделано. На этом, конечно же, мы не можем остановиться, мы будем добиваться снижения инфляции и в последующие годы, и в текущем, и в восьмом, девятом, десятом годах. Мы должны подойти к уровню 4-5 процентов хотя бы в ближайшее время.
Россия досрочно, как вы знаете, погасила и расплатилась с внешними долгами бывшего СССР. Причем мы заплатили и за себя, и за все республики бывшего Советского Союза. Досрочно погасили в прошлом году 22 миллиарда долларов. Напомню, что в середине 90-х годов долг России составлял около, говорю около, потому что в разных валютах считался долго, около 165 миллиардов долларов.
Мы расплатились досрочно практически по всем долгам, и при этом золотовалютные резервы Российской Федерации – а тогда они были 12 миллиардов – сегодня они составляют 303,7 процента… миллиарда долларов США. По этому показателю Россия вышла на третье место в мире. Если мы присовокупим к этому еще и 88 миллиардов Стабилизационного фонда правительства, то становится ясным, что это будет работать на стабильность российской экономики, увеличивать запас прочности в случае серьезного падения на мировых рынках нефтепродуктов – нефти, газа, энергоносителей в целом.
Хотя это вряд ли произойдет, как мы с вами понимаем, в связи с прогнозами роста мировой экономики. Наоборот, скорее всего хватать не будет энергоресурсов.
Продолжала расти … Продолжала расти стоимость крупнейших российских компаний. Она выросла более чем на 90 процентов. Капитализация рынка также продолжала расти, расти быстрыми темпами. В прошлом году этот темп был более 80 процентов, и 2006 год, без всяких сомнений, можно назвать годом IPO, потому что впервые в таких крупных масштабах большие российские компании произвели первичное размещение своих акций на международных и российских площадках.
Счет идет на десятки миллиардов долларов. Капитализация фондового рынка России приблизилась к отметке 1 триллион долларов, и по этому показателю Россия вошла в десятку крупнейших экономик мира. И это только начало.
Все это важные, серьезные показатели экономического развития.
Мы все очень рады, что Вексельберги и Вайнштоки резко увеличили стоимость своих владений, успешно торгуют акциями на международных площадках и уже могут купить пол Лондона. Но к важным и серьезным показателям экономического развития для нас это не относится. Приходится напоминать «забывчивым» про действительно важнейший показатель – рост производства (в Белоруссии 11,3%, в Казахстане 7%, на Украине 6,2%, в России 3,9%). Все российские экономисты в голос кричат как о важнейшей проблеме России, о провале в развитии производства и превращении ее в сырьевой придаток Запада («энергетическую империю» по Чубайсу). А Путин об этом ни словом. Объявив, что подводит итоги 2006 года, Путин «забыл» сказать о выводах, которые он собирается сделать в отношении бездарной команды руководителей, умудрившихся привести к катастрофическому состоянию развитие производства и сельского хозяйства, несмотря на огромные финансовые возможности. Собирается ли он выкинуть бездарей из Кремля и правительства, заменив их на талантливых белорусов, которые могут обеспечить в 3 раза более высокий рост производства даже в более трудных условиях? Может быть, планируется заменить их на более способных китайцев, корейцев, русских? Или кадры, которые решают все, в Кремль и правительство отбираются не по деловым, а по каким-то другим качествам и, посему, их планируется и дальше использовать на данных должностях?
Но это не главное. Что же явилось качественным отличием развития российской экономики в 2006 году, в чем же главное? А в том, что этот рост опирался не только на внешние экономические благоприятные для нас факторы, хотя они сыграли свою положительную роль, но в значительной степени этот рост опирался уже и на факторы внутреннего порядка.
На потребительский и инвестиционный спрос. И это уже результат целенаправленной, осмысленной деятельности правительства Российской Федерации и Центрального банка страны. Налоговые стимулы и изменения в таможенной политике подталкивают целые отрасли экономики к ускоренному переоснащению основных фондов.
И мне приятно отметить, что инвестиции в основной капитал у нас рекордные за прошлый год - 13,2 процента. На 13 процентов возрос оборот розничной торговли, а строительный сектор вообще побил все рекорды. Если в предыдущие годы он развивался - все шесть лет - примерно одинаковым темпом, неплохим - 7,6 процента, то в прошлом году он увеличился больше чем в два раза - 15,7 процента.
Отметил Путин ГЛАВНОЕ – рост розничной торговли за счет долларов, полученных от повышения международных цен на энергоносители, что независело от действий правительства. Отметил и строительство жилья, на эти же деньги. Но опять «забыл» о «вротостепенном», где вклад «мудрого»правительства является решающим (удручающие показатели роста производства – 3,9%, роста объемов продукции сельского хозяйства – 1,2%).
И, конечно, мы... Нам приятно это отметить, но мы должны понимать, что мы по объемам ввода жилья еще не достигли уровня 90-го года. Это только 82 процента от уровня 90-го года. Есть еще над чем работать. Но если такими темпами будем развиваться и дальше, то мы не только в самое ближайшее время достигнем уровня 90-го года, но и явно совершенно перегоним его.
Теперь два слова о либерализации валютного рынка. Нам непросто давались эти решения. Ну, откровенно скажу, было страшновато. И мне в том числе - одобрять ту политику, которую предлагал Центральный банк. Мне приятно отметить, что она оказалась оправданной. Центральный банк дал четкие сигналы рынку, и они были услышаны.
Конечно, действовал ЦБ достаточно консервативно, сохранил за собой инструменты регулирования в этом секторе экономики, но, как вы помните, в начале прошлого года в своем послании 2006-го года я отметил, что считаю целесообразным ускорить переход к полной конвертируемости рубля.
И ввести эти правила не с 1 января 2007 года, как планировалось, а с лета прошлого 2006-го года. Мы сделали это. И оправдались самые наши наилучшие прогнозы. Если в прежние годы мы говорили об оттоке капиталов из России - 15, 20, 25 миллиардов по году, то в прошлом году мы констатируем массовый приток частных капиталов в Российскую Федерацию. В объемах, которых мы раньше не видели - 41 миллиард долларов. Из них 31 миллиард - это прямые иностранные инвестиции.
В общем, подтвердилось то, о чем мы и так хорошо знали. Там, где страна закрывает рынок, туда деньги не идут - боятся, что их оттуда не выпустят, и наоборот, там, где проводится либеральная политика, деньги идут без опаски и с удовольствием. Что мы и наблюдаем в нашей стране.
Таким образом, 2006-й год стал годом перехода от политики стабилизации и накоплений к политике развития. Начали работать механизмы особых экономических зон, инвестиционный, венчурный фонд, технопарки, другие формы частно-государственного партнерства, начали реализовываться региональные программы развития в объемах, о которых мы раньше даже не мечтали. Вы практически обо всех них знаете, если будут дополнительные вопросы - готов пояснить.
Правительством приняты, наконец, программы развития энергетики, транспорта, авиации... Должок еще за правительством по судостроению. Но принято решение по развитию оборонных отраслей промышленности, научно-технологической базы. То есть тех отраслей производства и экономики страны, от которых в самом прямом смысле этого слова будет зависеть конкурентоспособность российской экономики на длительную историческую перспективу.
Задача сегодня заключается в том, чтобы несмотря на все проблемы, которые неизбежно у нас возникнут в связи с событиями политического характера конца 2007-го и начала 2008-го года, несмотря на все эти перипетии, мы должны сохранить высокие темпы развития российской экономики и достижения тех целей, которые нами поставлены для того, чтобы сделать жизнь наших людей, граждан Российской Федерации, лучше.
Это все, что я бы хотел сказать в начале.
Сказано красиво, понятно, задачи поставлены сделать жизнь наших людей, граждан РФ лучше. Вопрос лишь в том, а всех ли граждан Российской федерации, жизнь ли общества в целом наметили улучшать Путин и те, кто за ним стоят?
Подводя итоги вступительной речи, можно отметить, что речь президента производит грустное впечатление.
Путин пользовался уважением у народа и на него возлагали надежды, как на сильного лидера, не боящегося проблем и способного их решать. Приятно было смотреть на то, как Путин представлял Россию за рубежом. В отличии от Ельцина, пытавшегося лезть в друзья к Западу, Путин держится со спокойным достоинством, вызывая уважение к себе и к России. Его поведение на Западе было демонстрацией уверенной силы. Сегодняшнее же «подведение итогов» больше похоже на демонстрацию уже бессилия.
Замалчиванием проблем не решишь, а «воспеванием успехов» имидж не улучшишь. Очевидно,что что дзюдоист и чекист Путин начинает скатываться на путь правителей Кремля брежневской эпохи, путь, который не ведёт общество и государство к решению назревших проблем и может окончиться новым развалом страны.
Вячеслав Ручин