Жители республик Северного Кавказа на выборах в Госдуму, как всегда, продемонстрировали рекордную явку. В последние годы на Кавказе стабильно голосуют примерно 90 процентов избирателей. Однако социологический опрос, проведенный Фондом социальных исследований и Институтом социального маркетинга, поставил эти показатели под сомнение. Половина жителей кавказских республик призналась, что не ходит на выборы.
Социологи проводили опрос в июле и августе 2011 года. Как указано в презентации исследования, опрос проводился на средства Института общественного проектирования, который получил их в рамках президентского гранта. В ходе исследования социологи опросили три с половиной тысячи совершеннолетних жителей северокавказских республик. Опрос проводился в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечне. Статистическая погрешность не превышает трех с половиной процентов. Поскольку жители этих регионов отвечали на вопросы интервьюеров всего за полгода до выборов, то вряд ли их взгляды к декабрю сильно изменились.
Причину высокой явки на выборах в регионе надо искать и в обычаях и традициях народа. В республике, если отец - глава семьи - решил идти на выборы, то его примеру последуют все совершеннолетние члены его семьи, его внуки, а если он является еще и авторитетным старейшиной рода - весь род примет участие в выборах. Для Ингушетии это нормальное явление.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, 09.12.2011
По официальным данным Центризбиркома, явка на декабрьских выборах в Госдуму в кавказских республиках стремится к 100 процентам. В Чечне проголосовали 99 процентов избирателей, в Карачаево-Черкесии на избирательные участки пришли 93 процента избирателей. В Дагестане и Кабардино-Балкарии явка составила 91 процент. На этом фоне даже как-то невзрачно смотрятся Ингушетия и Северная Осетия, где проголосовали по 86 процентов избирателей.
Однако, как зафиксировали социологи, еще летом прийти на участки и проголосовать собиралось гораздо меньшее число избирателей. В Чечне, где уже вторую кампанию подряд явка, по официальным данным, составляет почти 100 процентов, всего 9 процентов жителей "всегда" участвуют в выборах. Еще 29 процентов делают это "часто". Зато участвуют "редко" и не участвуют "никогда" - 33 и 29 процента соответственно.
Таким образом, если допустить, что 4 декабря голосовать пришли даже те, кто голосуют "редко", то до нужной цифры в 99 процентов число избирателей все равно не дотягивает. Если же представить, что на выборы ходили только жители из категорий "всегда" и "часто", то реальная явка составляет 38 процентов, то есть почти в три раза ниже официальной. Впрочем, такому расхождению в цифрах можно не удивляться: еще в октябре 2010 года спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов публично пообещал в случае необходимости организовать "Единой России" результат в 120 процентов.
Расхождения между официальной явкой и желанием граждан голосовать существуют не только в Чечне. В Ингушетии с ее "скромной" явкой в 86 процентов "всегда" и "часто" голосуют лишь 44 процента избирателей. Еще 35 процентов голосуют изредка, а "никогда" этого не делают 22 процента жителей республики.
Такая практически двукратная разница между официальными данными по явке и данными независимых соцопросов наблюдается во всех шести северокавказских республиках, причем уже не в первый раз. На прошлых выборах в Госдуму 2007 года показатели были почти такими же. В 2007 году, правда, отличилась Северная Осетия, где тогда проголосовали всего 58 процентов избирателей - по данным соцопроса, "всегда" и "часто" там голосует ровно такая часть жителей. Лучше всего аномалии видны на диаграмме. Впрочем, все эти расхождения, конечно, можно объяснить и тем, что интервьюерам кавказцы говорят одно, а в день голосования поступают совсем по-другому.
Вопрос аномально высокой явки на Кавказе поднимается не впервые. После выборов 2007 года сайт "Ингушетия.ру" во главе с Магомедом Евлоевым (убит 31 августа 2008 года) запустил кампанию "Я не голосовал". Ее смысл заключался в том, чтобы собрать и заверить подписи жителей Ингушетии, которые не ходили на думские выборы. Утверждалось, что к 9 января 2008 года (выборы прошли 2 декабря 2007 года) было собрано более 87 тысяч соответствующих подписей. Таким образом, о своем неучастии в выборах заявили чуть более половины жителей Ингушетии. Правда, подписи в итоге так и не были переданы в прокуратуру, а правозащитная организация "Мемориал" заявила, что ее наблюдатели не заметили активности сборщиков.
Стоит отметить, что только в двух республиках из шести большая часть избирателей называли предстоящие декабрьские выборы в Госдуму "честными". В Чечне такой позиции придерживались 84 процента тех, кто собирался идти голосовать, а в Ингушетии - 68 процентов. В остальных исследуемых регионах большая часть населения заранее называла предстоящие парламентские выборы "нечестными".
После декабрьских выборов КПРФ и "Справедливая Россия" заявили о масштабных нарушениях, в том числе вбросах бюллетеней, благодаря которым повышалась явка, а вместе с ней и результаты "Единой России". Единоросы по привычке достойно выступили в кавказских республиках. К примеру, в Чечне "ЕР" получила 99,48 процента голосов, тогда как в целом по России - 49,3 процента. Кстати, в Москве, по официальным данным, за единоросов проголосовали 47 процентов избирателей, хотя, по опросу "Левада-центра, таковых набралось только 32 процента.
После многочисленных жалоб оппозиции Центризбирком все же решил отменить результаты на 21 избирательном участке по стране, где в сумме проголосовали 39 тысяч избирателей. Впрочем, это - капля в море, так как всего в России свыше 90 тысяч участков. Это означает, что под пересмотр попали даже не пресловутые полпроцента окончательных результатов (всего проголосовали 65 миллионов 774 тысячи 462 избирателя), а даже меньше - 0,06 процента.