Как стало известно вчера, в результате боестолкновения между грузинским и абхазским подразделениями в Ткварчельском районе 20 сентября были убиты два российских офицера. Несмотря на то что, по утверждению абхазских властей, убитые находились на службе в абхазской армии, это может существенно осложнить положение российских миротворцев в этом регионе.
Фамилии убитых офицеров держались в секрете несколько дней – было известно только то, что они находились в группе абхазских пограничников, которая, по данным абхазской стороны, подверглась нападению грузинского вооруженного формирования, а по утверждениям официального Тбилиси, была обезврежена во время вылазки на грузинскую территорию.
Только вчера к вечеру стало известно, что в ходе боестолкновения 20 сентября в Ткварчельском районе убитыми оказались не абхазские, а российские военнослужащие – офицеры Артур Дворкин и Игорь Музоваткин.
– Они русские офицеры, но они находились на контрактной службе в абхазской армии,– подтвердил спецпредставитель абхазского президента в зоне конфликта Руслан Кишмария.– Они тренировали новобранцев в горах Ткварчели.
Сразу после того как стали известны фамилии погибших, командующий коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) Сергей Чабан заявил, что этих офицеров не знает и никогда не видел. Правда, по данным «Коммерсанта», командующий лукавит: один из погибших – подполковник Игорь Музоваткин – имел непосредственное отношение к КСПМ. В Абхазию подполковник прибыл из Майкопа и последние пять-семь лет командовал различными миротворческими подразделениями в Абхазии – в частности, еще год назад он командовал отдельным мотострелковым миротворческим батальоном #558 в Гальском районе и на совещаниях встречался с командующим Чабаном.
Возможно, он перешел на службу в абхазскую армию и командование КСПМ скрывает это, учитывая повышенное внимание грузинской стороны к миротворцам, которые, по мнению официального Тбилиси, занимают проабхазскую позицию. К тому же командование российских миротворцев, возможно, опасается, что на начавшейся в Нью-Йорке Генеральной ассамблее ООН Грузия может использовать этот инцидент как доказательство их дестабилизирующей роли в зоне конфликта.
Дежурный офицер по военному комиссариату Адыгеи подтвердил, что гроб с телом Игоря Музоваткина в Майкопе ждут со дня на день. "Нам позвонили из Абхазии и сказали, что он погиб, и больше ничего,– сообщил офицер.– Его здесь все знали, и все сейчас в шоке".
На вопрос, мог ли Игорь Музоваткин возглавить диверсионную группу, в военкомате сказали, что "точно не мог – он окончил общевойсковое училище и командовал батальоном. А подготовкой диверсантов занимаются специалисты ГРУ или на крайний случай десантники, но не общевойсковики".
Между тем вчера появились первые данные о работе смешанной комиссии российских наблюдателей и специалистов МООНГ, расследующей этот инцидент.
– 20 сентября в результате нападения грузинских военных на абхазский пограничный пост в горах Ткварчели двое абхазских пограничников были убиты, двое ранены, еще шестеро захвачены в плен грузинскими службами,– заявил журналистам начштаба минобороны Абхазии генерал Зайцев.– Группа наблюдателей, побывавшая вчера на месте боя, подтвердила, что нападение произошло на территории, контролируемой абхазской стороной. Также было установлено, что захваченных пограничников расстреляли, когда они уже были в плену, что является грубым нарушением Женевской конвенции.
Напомним, что у грузинской стороны другая версия происшедшего, по которой абхазская диверсионная группа на рассвете 20 сентября пробралась на территорию верхней части Кодорского ущелья, контролируемой Грузией, чтобы взорвать строящуюся федеральную дорогу. Эта дорога, до окончания строительства которой остается чуть меньше месяца, является стратегически важным объектом, позволяющим соединить равнинную Грузию с труднодоступной Верхней Сванетией. Если дорога будет достроена, Абхазия навсегда потеряет Верхнее Кодори, а грузинские власти будут полностью контролировать регион, от которого до Сухуми два часа езды.
Утверждение наблюдателей, что бой произошел на абхазской территории, делает несостоятельной версию официального Тбилиси. Это означает, что на абхазских пограничников, тренирующихся на своей территории, действительно напали грузинские военнослужащие. Однако, как вчера выяснил «Коммерсантъ», заявление от группы наблюдателей сделали только российские представители, а именно командующий КСПМ Сергей Чабан, заявивший, что место боя установлено и оно находится на территории Абхазии. А в представительстве миссии ООН в Сухуми заявили, что "расследование инцидента продолжается и до тех пор, пока оно не завершится, МООНГ не может что-либо утверждать". В МВД Грузии также подтвердили, что "ООН проводит собственное расследование и никаких выводов пока не делает". "МВД Грузии также проводит собственное расследование инцидента, – рассказал пресс-секретарь главы МВД Грузии Шота Хизанишвили.– По предварительным данным, была задержана группа абхазских диверсантов, некоторые оказали сопротивление, некоторые сбежали. По тем, кто оказал сопротивление, был открыт огонь, в результате перестрелки двое сотрудников абхазских спецслужб погибли". По словам господина Хизанишвили, окончательные итоги расследования грузинского МВД будут обнародованы только после того, как завершится расследование МООНГ: "Это займет примерно неделю, но от этого многое зависит, ведь, по нашим данным, бой произошел на нашей территории, а абхазская сторона утверждает, что на их".
Как стало известно «Коммерсанту», 23 сентября специалисты МООНГ в сопровождении абхазских представителей выехали на место боя в Ткварчельский район – там им показали следы, оставшиеся после боестолкновения. Наблюдатели взяли образцы крови, зубов и других останков для проведения экспертизы ДНК – они считают, что только экспертиза поможет установить, принадлежат ли эти образцы убитым военнослужащим Артуру Дворкину и Игорю Музоваткину, тела которых накануне были доставлены в Сухуми. Специалисты МООНГ не исключают, что на самом деле бой произошел все-таки на территории Грузии, а место, показанное им абхазскими представителями, так же, как и фрагменты тел, найденные там, не имеют отношения ни к этому бою, ни к убитым российским офицерам, тем более что грузинская сторона вчера уже предложила МООНГ проинспектировать верхнюю часть Кодорского ущелья, где, по их данным, и произошел бой.
В свою очередь, абхазская сторона выразила свое неудовольствие по поводу "затягивания расследования" специалистами МООНГ. Так, президент Абхазии Сергей Багапш заявил вчера в Сухуми, что запретил "любое передвижение миссии ООН в сторону места происшествия без сопровождения абхазских специалистов и российских миротворцев". По словам абхазского президента, наблюдатели ООН "используя различные замеры, стараются сделать так, будто теракт произошел на территории, временно контролируемой грузинской стороной, то есть в верхней части Кодорского ущелья".
– Для нас очевидно, что эта провокация была совершена грузинской стороной,– заявил спецпредставитель абхазского президента в зоне конфликта Руслан Кишмария.– Саакашвили хотел показать на Генассамблее ООН, что абхазская сторона провоцирует ситуацию, а заодно – что в регионе проведения Олимпийских игр-2014 нестабильно. И сейчас наблюдатели МООНГ намеренно затягивают следственные действия. На экспертизу ДНК уйдет немало времени, и этого времени хватит для того, чтобы Саакашвили выступил на Генассамблее ООН, где будет принята резолюция, возможно, не в наших интересах.