Редакция ДПНИ.орг предлагает вашему вниманию заметку, появившуюся на сайте "Известий". Мы считаем преступление, описанное здесь, типичным. Напомним, что всего несколько дней назад были арестованы азербайджанцы, убившие бывшего клавишника группы "Машина времени" Александра Зайцева тоже в связи с квартирным мошенничеством. К сожалению, мы вынуждены предположить, что это не последний случай такого рода мошенничеств, совершенных "гостями с юга" в столице.

Мимо этого чудовищного происшествия "Известия" пройти не могли. Убили сына нашего старшего коллеги, легенды отечественной журналистики - Михаила Ильинского. 43-летний Сергей Ильинский стал жертвой столь распространенного сейчас квартирного мошенничества. "Известия" провели собственное расследование, и подозрения превратились в уверенность

"Я сразу понял, что письмо написано под диктовку"

Специального корреспондента "Известий" Михаила Ильинского представлять не надо. Он сорок лет в журналистике. Двенадцать из них проработал в Индокитае, двадцать - в Италии, около года - в Афганистане, причем в самый разгар кровавых событий. Он автор десятка книг. Лауреат премии Союза журналистов СССР.

Сергей - его сын от первого брака. Когда в 1968 году родители развелись, Сережа остался с матерью. Мальчик вырос. Окончил политехнический техникум. Отслужил в армии. Женился. Устроился работать на ЗИЛ. Все складывалось благополучно. Но пятнадцать лет назад развелся с женой и переехал к матери, которая жила в двухкомнатной квартире на бульваре Генерала Карбышева. Пять лет назад она умерла. Сын вступил в наследство. Со здоровьем у него не ладилось - к этому времени у него уже была инвалидность из-за болезни легких. Пока мать была жива, денег хватало. Когда умерла, он стал подрабатывать.

Михаил Ильинский работает в 'Известиях более 40 лет (фото: Владимир Суворов, 'Известия')- Вот из-за этих подработок и начались неприятности, - рассказывает Михаил Ильинский. - Через два месяца после вступления в наследство Сережа позвонил и сказал, что сдает одну комнату азербайджанцу, к которому устроился в лавку подсобным рабочим. Я сказал: если сдашь квартиру азербайджанцу, через месяц сделаешься бомжем. После этого Сережа перестал звонить и отвечать на звонки. Обеспокоенные, мы с его бывшей женой начали розыск. Квартира оказалась запертой, замок заменен. От соседей узнали, что в квартире проживает не меньше пяти кавказцев, а Сергея давно не видели. По поводу его пропажи мы написали заявление в милицию. Звонили участковому каждый день, но он уверял, что в квартире никто не проживает. Через месяц участковый сам позвонил: "Объявился ваш Сережа. Подъезжайте в отдел, поговорим". Мы подъехали. Участковый дал нам письмо от Сергея, в котором говорилось, что он просит его не разыскивать, поскольку никому ничем не обязан. Живет он якобы по-прежнему в своей квартире, и все у него хорошо. У меня сразу возникло чувство, что письмо написано под диктовку. Не в его стиле писать подобные письма. Насторожило, что письмо отдать нам категорически отказались, заявив, что его подошьют к делу. Еще насторожило, что письмо от Сережи в милицию было прислано по почте. После этого мы стали звонить ему по нескольку раз на дню. Но трубку не брали. А еще через некоторое время телефон отключили за неуплату. Мы стали звонить соседке, и она говорила, что в Сережиной квартире по-прежнему живут кавказцы, а сам он давно не появляется. Но его якобы видят на рынке, где он подрабатывает подсобным рабочим. И так тянулось пять лет. Первого ноября этого года его бывшей жене позвонил участковый и попросил приехать на опознание трупа.

"Ударился головой о ступень"

Тело Сергея Ильинского нашли на лестничной площадке в соседнем доме. Что он там делал, так и осталось невыясненным. Отцу и бывшей жене сообщили, что Сергей умер от сердечного приступа. Однако Михаилу Ильинскому удалось получить в морге копию медицинского свидетельства о смерти. В документе черным по белому написано, что несчастный умер от кровоизлияния в мозг. Причиной кровоизлияния стала закрытая черепно-мозговая травма.

- Хотите спросить, насильственной была смерть или нет? - отвечает на вопрос "Известий" заведующий отделением 5-го судебного морга Валентин Козлов. - Насильственной, однозначно! Но это не значит, что человека непременно стукнули молотком по голове. Он мог споткнуться и удариться головой о ступень лестницы и таким образом получить травму. Но это уже решать следствию, а не нам.

Следствие ОВД "Хорошево-Мневники", проводившее проверку по поводу смерти сына журналиста, пришло именно к такому заключению: "Смерть Сергея Ильинского наступила в результате несчастного случая - от падения и удара головой о ступень лестницы".

Похоже, милиционеры, расследующие гибель людей с черепно-мозговыми травмами, не отличаются фантазией. Например, почти обо всех жертвах, которых забил молотком "битцевский маньяк", следователи писали: "Ударился головой о бордюр". Случай с Ильинским не стал исключением.

- В том, что сына убили, я не сомневался, - говорит Михаил Ильинский. - И не сомневаюсь, что из-за квартиры. Когда я пришел в паспортный стол, мои подозрения усилились. В паспортном столе мне нужно было взять выписку из домовой книги. Без нее не выдавали труп из морга. Но паспортистка сказала, что никакой выписки не даст - мой сын из квартиры давно выписался. Куда? Не сказала. Также не сказала, при каких обстоятельствах он выбыл из квартиры. Но зато заявила, что квартира под арестом.

"Боже, благослови входящего в сей дом!"

Не буду описывать те мытарства, какие Михаил Михайлович прошел, чтобы получить тело собственного сына из морга. После похорон Ильинский отправился к своей знакомой в Московскую регистрационную палату, чтобы узнать что-либо об арестованной квартире. Знакомая тайком сделала ксерокопию сведений о помещении. Согласно документу, в сентябре 2004 года Сергей продал квартиру некоему азербайджанцу Садыхову Яверу Чингиз Оглы. Через несколько месяцев азербайджанец перепродал квартиру некоей Ругии Халиловой. Она по сей день собственница Сережиной квартиры, а сам он, согласно документу, выписался в Сергиев Посад на Кукуевскую набережную, в дом N 7.

Корреспондент "Известий" побывал по этому адресу. Невзрачный домик, обнесенный глухим забором, находится в пяти минутах ходьбы от Троице-Сергиевой лавры. На железных воротах красной краской написано: "Боже, благослови входящего в сей дом, защити и сохрани исходящего из него". Дверь открыла женщина в черном платке. Она представилась Катей.

- Дом принадлежит мне, - пояснила она, ничуть не удивившись вопросу. - И, кроме меня, в доме больше никто не прописан.

Теперь сомнений не было. Сергей Ильинский стал жертвой обыкновенного квартирного мошенничества. Корреспондент "Известий" поговорил с нынешней собственницей квартиры Сергея на бульваре Генерала Карбышева.

- Прежде чем купить эту квартиру у Садыхова, мы с мужем обошли всех соседей в подъезде, - рассказывает "Известиям" Ругия Халилова. - Никто толком не мог сказать, когда бывший хозяин Сергей продал квартиру своему квартиранту-азербайджанцу. Однако риэлтор Максим (мы его нашли в газете "Из рук в руки") убедил нас, что квартира "чистая". И мы - была не была - купили ее. За $40 тыс.

Что-то подозрительно дешево - "чистые" квартиры по такой цене не продают. "Известия" пытались разыскать риэлтора Максима, но куда там! Нынешняя хозяйка не помнит ни его фамилии, ни риэлторской конторы, в которой он работал. Что тоже странно: обычно координаты риэлтора и договор на оказание услуг с агентством на всякий случай хранят несколько лет. Когда милиция проводила проверку по факту гибели Сергея Ильинского, побывали и у Халиловой. Но на странности с риэлтором и ценой почему-то не обратили внимания.

Канул в неизвестность и первый покупатель квартиры Садыхов Явер Чингиз Оглы - как говорится, ищи-свищи. Зато удалось выяснить, что его доверенное лицо, провернувшее сделку с недвижимостью, некая Светлана Тяжельникова, имеет в Москве три квартиры. Точнее, имела. Сейчас она ни в одной из них не проживает. Все они проданы. Где сейчас сама Тяжельникова - неизвестно. Что любопытно, доверенное лицо при совершении сделки было и у Сергея. Имя с паспортными данными этого человека фигурирует в документе, который нелегально пересняла знакомая Ильинского в Московской регистрационной палате. Это адвокат Вера Дунаевская, она работает в столичной адвокатской конторе N 38 "Приоритет".

- Никогда Сергей Ильинский не был моим клиентом, - заявила она "Известиям", - и никаких сделок с частной недвижимостью в том году я не совершала...

Получается, и здесь подлог.

Тайна ареста квартиры

В распоряжении "Известий" имеется еще один документ, также добытый неофициальным путем. Из него можно понять, что через три месяца после продажи квартиры Сергей Ильинский написал письмо в отдел по борьбе с оргпреступностью по Северо-Западному округу Москвы.

По письму возбудили уголовное дело о мошенническом завладении квартирой, это было в 2005 году. А в мае 2006 года по ходатайству следствия Хорошевский суд Москвы вынес постановление об аресте квартиры.

- Да, мы наложили арест на квартиру N 2 дома N 5/3 по бульвару Генерала Карбышева, - подтвердила "Известиям" судья Хорошевского суда Татьяна Налимова.

Арест квартиры - это правильно. Только почему он был наложен так поздно? Ведь это опоздание дало возможность тем, кто отнял квартиру у больного нуждающегося человека, перепродать ее и, получив куш, без потерь выйти из игры. Кстати, для следствия тот факт, что квартира перепродана и там сейчас проживает семья из Средней Азии, стал новостью.

На сегодня дело, связанное со смертью Сергея Ильинского, закрыто. Следствие пришло к заключению, что он погиб по неосторожности, споткнувшись о ступень лестницы. Это банальная отписка. Как правило, милиция не утруждала себя подробным расследованием, несмотря на очевидность мотива и наличие тех, кому выгодна смерть Сергея Ильинского. Впрочем, список тех, кому это выгодно, не исчерпывается азербайджанцем, купившим его квартиру. Устранение Сергея Ильинского выгодно и нынешним хозяевам квартиры, и милиции, которую он достал своими заявлениями.

Кстати, дело по мошенничеству с квартирой Ильинского до сих пор открыто. Оно содержит более 500 страниц. Следствию известен фигурант, прибравший к рукам квартиру Сергея. Он сейчас в розыске.

- Это не Явер Садыхов, который фигурирует в документах, - говорит "Известиям" источник. - Садыхов - лицо подставное. Истинный мошенник - уроженец Азербайджана, его зовут Асим Джохад-оглы Месхиев. Обманным путем он вывез Ильинского в Азербайджан и более трех месяцев удерживал в плену, спаивая и требуя, чтобы он переписал на него квартиру. В конце концов Ильинский подписал доверенность на продажу своей квартиры некоей Ларисе Бойко, которая и провернула сделку. Ильинскому обещали деньги, но как только он подписал доверенность, его вышвырнули на улицу. Как он потом добрался до Москвы, сам не помнит...

Михаил Ильинский считает, что до точки в трагической истории его сына еще далеко. Он намерен добиваться, чтобы дело об убийстве Сергея Ильинского возобновили, а дело о мошенническом завладении его квартирой велось более активно и было бы завершено.

"Известия" будут следить за ходом расследования.