Погром начался в пятницу после полуночи и продолжался почти до четырех часов ночи. В разных районах группы подростков в возрасте от 15 до 17 лет практически одновременно атаковали 16 торговых точек: молодежь била витрины, забрасывала внутрь бутылки с горючей жидкостью, крушила мебель. Полностью сгорела закусочная, расположенная на въезде в город. Пострадали от огня помещение почты и отделение Сбербанка в районе тракторного ремонтного завода.
- Погромщики были хорошо организованы, - заметил один из жителей Спасска-Дальнего по имени Сергей. - Город состоит из нескольких микрорайонов, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Беспорядки вспыхнули одновременно во всех концах Спасска-Дальнего.
Сейчас ситуация под контролем, уверяют в краевом УВД. Поймать удалось четверых участников погромов, все оказались учащимися городских профтехучилищ. Против них возбуждены уголовные дела по статьям "Поджог" и "Хулиганство". Расследование чрезвычайной ситуации возглавил срочно приехавший из Владивостока начальник милиции общественной безопасности Приморья полковник милиции Альфред Татарчук.
На первый взгляд, определенной логики в действиях погромщиков не было: нападениям подверглись торговые точки, принадлежащие разным предпринимателям. Националистическая подоплека не просматривается: большинство частных торговцев в Спасске-Дальнем - русские. При этом больше всего пострадал бизнес местного предпринимателя Владимира Касьяненко. Разгромлены сразу три принадлежащих ему магазина.
Официальной версии ЧП до сих пор нет. Между тем, причину погромов некоторые неофициальные комментаторы из правоохранительных структур решили объяснить самым простым и доступным для массового читателя образом. Оказывается, подростки бунтовали по указке представителей криминальных кругов (напомним, что подобным образом два года назад пытались объяснить причины погромов в Кондопоге).
- Как раз накануне был вынесен приговор местному "авторитету" по кличке Выхрестень, который числился "смотрящим" по городу от преступного мира, - рассказал источник в УВД Приморского края. - В ту же ночь начались погромы. И пострадали те бизнесмены, которые прежде не хотели платить дань осужденному. Так что связь между этими событиями просматривается прямая.
Обсуждают в городе и другую версию: подростки вышли на улицу, насмотревшись по телевизору сюжетов о молодежных беспорядках в Греции и Франции. Впрочем, Афины и Париж, скорее всего, не при чем.
Между тем, в Спасске-Дальнем давно сложилась отчаянная социально-экономическая ситуация. Расположенный здесь крупнейший в Приморском крае Новоспасский цементный комбинат в последнее время работает всего пять дней в месяц. А на нем зарабатывали на жизнь более 5 тысяч человек. Теперь они практически без денег. Не лучше ситуация и на других производствах: многие из них давно уже влачили жалкое существование, а из-за кризиса просто встали. Жители города бедствуют. Молодежи податься некуда. Зато местные криминальные банды крепнут.
Сайт "Новости Владивостока" приводит комментарий Петра Ханаса, политолога, директора Дальневосточного колсантингового центра:
- Спасск-Дальний уже давно является одной из самых депрессивных территорий Приморского края. Причиной последней акции сожжения помещений ряда коммерческих предприятий, по имеющейся информации, явились криминальные разборки между представителями бизнеса и их "крышующими:" Якобы бизнес, в условиях снижения доходов, отказался платить "крыше" по старым расценкам. Сам факт беспорядков явился толчком повышения уровня социальной напряженности в городе, поскольку совпал с массовыми увольнениями сотрудников завода Спасскцемент. Уровень социальной напряженности в Спасске-Дальнем и так выше обычного. Сложившуюся обстановку поддерживает отсутствие оппозиционных СМИ. Вся "свободная" информация передается только по "сарафанному радио". Не исключено, что накалившаяся в городе обстановка может вылиться в акции протестов среди населения. Особенно с учетом того, что информация о массовых увольнениях властями замалчивается. Спасск-Дальний вполне может явиться точкой роста социальной напряженности в рамках всего края.