В московском районе Люблино продолжается конфликт вокруг торгового центра "Москва", в который после закрытия Черкизовского рынка переехали лишившиеся рабочих мест торговцы. Накануне местные жители перекрыли улицу Маршала Кожедуба, по которой из "Москвы" торговцев автобусами развозили по домам, и водитель автобуса наехал на двух пикетчиков.

Как рассказала "Ъ" жительница Люблино Лиана Баладзе, в понедельник вечером она вместе со своим мужем Олегом Смирновым вышла на традиционную встречу с коллегами по инициативной группе, которая протестует против переезда Черкизовского рынка в Люблино, в сквер около дома N 6 на улице Маршала Кожедуба. Такие встречи проводятся ежедневно по вечерам с начала августа, когда в люблинский торговый центр "Москва" стали перебираться торговцы с закрытого Черкизовского рынка. Около десяти часов вечера собравшиеся увидели проезжающий мимо двухэтажный автобус Neoplan госномер м166сх56 (Оренбургская область) с торговцами. "Наш префект Владимир Зотов неоднократно говорил, что он запрещает проезд автобусов и фур вдоль жилых массивов,— пояснила госпожа Баладзе.— Поэтому ребята, которые были с нами, остановили автобус и сказали, что здесь ездить нельзя. Дальше едет такой же автобус, но уже дагестанский". Водитель Neoplan госномер к116ху05 в переговоры с местными жителями вступать не стал. "Он стал резко разворачиваться задом, прямо на людей. Стал давить. Мы кричим: "Чего ты делаешь?" — а из автобуса выскочили дагестанцы с бейсбольными битами и сказали, что сейчас нас изувечат. Но потом они увидели, что нас много, и обратно в автобус полезли, он дальше поехал",— рассказала Лиана Баладзе. Олег Смирнов, сопровождавший Лиану Баладзе, запрыгнул на бампер автобуса и стал стучать кулаком в лобовое стекло. Водитель протащил господина Смирнова на бампере 300 м, а потом активист соскочил на проезжую часть, повредив правую руку.

Милиция прибыла на место происшествия уже после того, как автобус уехал. В сквере к тому времени собралось около сотни местных жителей — кто-то вышел на шум, кто-то отреагировал на сообщение "Наших давят челноки" на интернет-форуме. Когда импровизированный митинг был в самом разгаре, на место происшествия в милицейской машине доставили дагестанского водителя. "Кто-то из наших попросил милицию отдать его нам на пять минут",— рассказала госпожа Баладзе.

В ГУВД Москвы случай на улице Маршала Кожедуба называют "дорожно-транспортным происшествием". Представитель управления информации и общественных связей ГУВД Аркадий Баширов сообщил "Ъ", что сейчас ОВД района Люблино проводит проверку, в ходе которой предстоит выяснить, умышленно ли дагестанский водитель (имя его милиция не разглашает, он был задержан на три часа, а затем отпущен без водительских прав) наехал на пикетчиков. "Он не хотел никого сбивать",— сказали "Ъ" в УВД Юго-Восточного округа. По словам собеседника "Ъ" в окружном УВД, по итогам проводимой проверки возможно возбуждение против водителя уголовного дела по ст. 116 УК РФ ("Умышленное причинение вредя здоровью"). Пострадавших двое — кроме Олега Смирнова, это еще один мужчина.

Между тем завтра истекает срок ультиматума, под которым на проводимых инициативной группой жителей района пикетах в августе собирали подписи представители радикального националистического Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Как рассказал "Ъ" один из лидеров ДПНИ Владимир Тор, если до 10 сентября власти не остановят превращение торгового центра "Москва" в новый Черкизовский рынок, ДПНИ и местные жители "перейдут к более активным действиям". Случай с автобусом господин Тор назвал "логичным". "Люди почувствовали вкус, пломбочка сорвана. Дальше волна будет только нарастать",— добавил господин Тор. По его словам, на пикетах в Люблино шла активная запись в ДПНИ — 40 местных жителей подали заявления о вступлении в организацию. Член Общественной палаты Александр Брод, входящий в созданную в палате рабочую группу по Черкизовскому рынку, называет другие цифры — 1500 жителей района Люблино вступили в ДПНИ за последний месяц. "Когда я встречался с прокурором Москвы Юрием Семиным, я предупреждал, что, если не будет наведен порядок на рынках, начнется рост националистических настроений,— сказал господин Брод.— Прокурор заверил меня, что темы межнациональной напряженности будут контролироваться и пресекаться, но на деле ничего не происходит".