Пенсионеру вменяется в вину совершение преступлений по ч. 1 ст. 280 (публичные призывы к экстремистской деятельности) и ч. 1 ст. 282 (разжигание национальной и расовой нетерпимости) УК России. Следствие установило, что Пасеков передавал слушателям для просмотра и распространения экстремистские фильмы и литературу, а также проводил беседы, в которых убеждал бороться за чистоту расы и крови.
По данным следствия, Виталий Пасеков вел экстремистскую пропаганду среди малознакомых людей, призывал применять «силовые действия» против всех лиц нерусской национальности. Кроме того, он обучал сторонников, как создавать радиоаппаратуру для слежения, учил методам конспирации и убеждал применять взрывные устройства, говорится в материалах уголовного дела.
Виталий Пасеков имеет два высших образования. Он окончил МВТУ имени Баумана в 1964 году и Московский лесотехнический институт. Работал инженером на одном из московских предприятий. В начале 90−х годов ушел на пенсию. По одной из версий, к экстремизму в пенсионном возрасте Пасекова подтолкнула семейная трагедия. Его сын получил тяжелые травмы в драке с людьми неславянской национальности и стал инвалидом.
«Сыну где-то около 30 лет. На него напали, избили. Он стал инвалидом, причем лежачим. Но так или иначе, за свои слова надо отвечать. Тем более за такие», — сообщили Infox.ru в следственном отделе по Северо-Восточному округу СКП России по Москве.
Пенсионер призывал создавать «небольшие боевые группы», действовать скрытно, использовать взрывные устройства и отравляющие вещества. Такую деятельность, по словам пенсионера, необходимо было направить против лиц нерусской национальности, «еврейского этноса» и среднеазиатской народности. В частности, он предлагал «взять в руки трубу в подъезде ночью», «сменить власть неуравновешенностью в стране», «посеять страх радикальным методом». А в качестве инструкций раздавал экстремистские книги, где говорилось о способах изготовления и применения ядов и взрывчатки.
Вербовка сторонников
Для реализации своих замыслов Пасеков решил завербовать исполнителей. Однако на встречу с ним в один из столичных кафе-баров в феврале 2009 года пришли сотрудники МВД.
«Вот только книга… созданная специально для таких групп … А там получается жидкость, которую пролил у входа здесь, в кафе, и ушел. Голова заболела непонятно отчего, но так сильно. Например, в разгар собрания какого-то можно так воспользоваться», — рассказывал Пасеков на встречах со своими сторонниками, которые на самом деле оказались оперативниками МВД.
По данным следствия, пенсионер оправдывал радикальные асоциальные молодежные группировки скинхедов и национал-большевиков. По мнению обвиняемого, они «в одной лодке» и делают одно дело.
«Такие неофициальные организации, скины – они даже не организация, а движение, они со своей стороны действуют, пускай хаотично. Часто хулигански, но они в ту же лодку, в ту же тему. Они избивают, убивают, ту же тему выбирают для себя. Это наши интересы», — рассказывал 70−летний пенсионер на встречах с последователями.
Милиционеры не стали дожидаться, пока аудитория пенсионера возрастет. И уже после трех встреч-инструктажей в феврале и марте 2009 года Виталию Пасекову были предъявлены обвинения по двум статьям Уголовного кодекса.
Как сообщили Infox.ru в следственном отделе по СВАО СУ СКП РФ по Москве, при обыске в доме пенсионера обнаружили коллекцию компакт-дисков с фильмами экстремистского толка.
Сейчас Виталий Пасеков находится под подпиской о невыезде. Дело передано в Бутырский районный суд Москвы для рассмотрения по существу. Как ожидается, судебный процесс начнется уже в феврале. Максимальное наказание, которое грозит пенсионеру, — до четырех лет лишения свободы.