Государственная дума России приняла в пятницу в первом чтении внесенный правительством законопроект, расширяющий полномочия Федеральной службы безопасности РФ и предусматривающий введение административной ответственности за неповиновение требованиям сотрудникам органов безопасности и воспрепятствование их работе.

 

За принятие этого законопроекта, критикуемого политической оппозицией, правозащитниками и журналистами, проголосовали только 313 депутатов из "Единой России", представители всех остальных думских франций - КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" - голосовали "против", передает "Интерфакс".

 

Согласно законопроекту, руководитель органа ФСБ или его заместитель смогут объявлять гражданину официальное предостережение "о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности".

Законопроектом оговаривается, что данное официальное предостережение является обязательным для исполнения. В случае же невыполнения содержащихся в нем требований конкретный гражданин может быть привлечен к ответственности в установленном законодательством порядке. Для объявления официального предостережения гражданин может быть вызван в органы ФСБ.

 

Законопроект предусматривает также, что за неповиновение законному требованию сотрудников ФСБ в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также за воспрепятствование исполнения служебных обязанностей, гражданин может быть оштрафован на суммы в размере от 500 до 1 тысячи рублей, либо подвергнут административному аресту на срок до 15 суток, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 1 тысяч до 3 тысяч рублей, а юридическое лицо - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей.

 

В пояснительной записке к законопроекту необходимость расширения полномочий органов ФСБ обосновывается так: "Анализ поступающей в органы Федеральной службы безопасности информации свидетельствует об активизации деятельности радикальных организаций, что приводит к росту социальной напряженности и усилению негативных процессов в обществе, в первую очередь в молодежной среде".

 

При этом авторы документа указывают, что "отдельные СМИ, как печатные, так и электронные, открыто способствуют формированию негативных процессов в духовной сфере, утверждению культа индивидуализма и насилия, неверию в способность государства защитить своих граждан, фактически вовлекая молодежь в экстремистскую деятельность".

 

Журналисты и правозащитники со своей стороны уверены, что этот законопроект направлен в первую очередь на усиление давления спецслужб на СМИ и "несогласных". Если закон будет принят, то редактор сетевого СМИ, не подчинившийся требованию ФСБ убрать с сайта "неправильную" публикацию, может быть арестован на 15 суток. Что касается штрафов в отношении граждан, которые еще не совершили, а только могут совершить правонарушение, то таким правонарушением может считаться, например, участие в несанкционированном властями митинге, указывают эксперты.

 

В то же время в ФСБ уверяют, что введение штрафа за неповиновение законным требованиям органов безопасности не ограничит прав человека и свободы слова. "Назначение такой административной ответственности будет осуществляться в исключительно судебном порядке. Таким образом, никаких ограничений прав человека или средств массовой информации данное предложение не предусматривает", - заявил замдиректора ФСБ Юрий Горбунов, представляя законопроект в пятницу в Госдуме.

 

"Это предложение обусловлено тем, что сегодня на органы безопасности возложена обязанность государственного контроля в 15 сферах, таких, как охрана морских биоресурсов, соблюдение режима государственной границы, государственной тайны и т.д. Кроме того, органы безопасности реализуют ряд мер и временных ограничений, связанных с реализацией режима контртеррористической операции, осуществление следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий", - пояснил Горбунов.

 

А наделение сотрудников органов безопасности правом вносить официальные предостережения физическим лицам, по словам замглавы ФСБ, позволит создать систему профилактики от нетяжких преступлений. Горбунов особо отметил, что официальные предостережения от органов безопасности не являются карательной мерой, и ФСБ уже 15 лет активно использует практику внесения предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, юридическим лицам и общественным объединениям. "Эта мера зарекомендовала себя как действенный профилактический инструмент", - подчеркнул замдиректора ФСБ.

 

Вместе с тем, добавил он, хотя предупреждение преступлений является одной из задач, поставленной перед органами безопасности законодателем, в настоящее время сотрудники ФСБ не наделены правом вносить предостережения о недопустимости действий, ведущих к преступлению, физическим лицам. "Подобный инструмент успешно применяется за рубежом, в частности, в Великобритании и ряде стран СНГ", - сказал Горбунов.

 

"Эта мера призвана предупредить человека о том, что его действия в случае их продолжения могут привести к совершению преступления, то есть дать гражданину, тем самым, возможность одуматься", - пояснил замглавы Службы. По его словам, "такая мера будет работать на этапе до совершения самого преступления, поэтому не относится к числу карательных, или как утверждают некоторые, мер административного взыскания", передает ИТАР-ТАСС.

 

Правозащитники ранее выступили против данных поправок. Их беспокоит, что непонятно, за какие именно законные требования сотрудников ФСБ могут быть наложены штрафы и кто должен предъявлять подобные требования. По мнению правозащитников, новые нормы позволят узаконить задержания представителей оппозиции еще до того, как они приняли участие в политической акции.

 

"До сих пор в России была презумпция невиновности, и наказывать, в том числе административно, можно было только по решению суда, – считает председатель правозащитной организации "За права человека" Лев Пономарев. – Если человек вышел на несанкционированную акцию, то его судьба решалась в суде. И существовала надежда, что при отсутствии давления со стороны властей эта международная процедура защиты прав человека может как-то оградить нас от произвола. То, что предлагается, – это возвращение в советский тоталитарный режим".