Что на самом деле происходит на юге Киргизии, наш специальный корреспондент увидел своими глазами, вылетев в «горячую точку» из Москвы.

Сейчас я сижу в номере ошской гостиницы на 6-м этаже и пишу эти строчки, а за окном в дымящемся городе сухо потрескивают автоматы и изредка бухает пушка БМП, воют сирены.

Как сказал пресс-секретарь губернатора Ошской области Канболот Тутуев: «Обстановка в городе Ош на сегодня стабильная и спокойная». Если это так, мне страшно представить, что здесь творилось, когда обстановка была неспокойной и киргизские власти вынуждены были просить Россию срочно прислать в Ош солдат-миротворцев.

НОЧЬЮ ВСЕ КОШКИ СЕРЫ

- Что у вас там стряслось? - позвонил я знакомому журналисту в Киргизии перед командировкой.

- Киргизы режут узбеков, - мрачно ответил коллега.

Ситуация в Киргизии меняется не ежедневно, а ежечасно. Когда я вылетал из Москвы, воинствующие толпы громили Ош. Когда прилетел в Бишкек, меня огорошили сообщением, что Ош притих, зато теперь занялось в соседнем Джалал-Абаде. И я не исключаю, что завтра займется еще в каком-нибудь городе. Давить погромы в зародыше тут некому. Нас с двумя киргизами, не испугавшимися сопровождать меня из Бишкека в Ош, за все 700 с лишним километров пути не остановил ни один милиционер. Местные правоохранители пропали окончательно.

С 11 июня из этой южной республики опять пошли новости
                        одна страшнее другой
С 11 июня из этой южной республики опять пошли новости одна страшнее другой
Фото: АП


Зато возле дороги на импровизированных блокпостах появились группы местного населения, которые внимательно всматривались в лица проезжающих, а многих и останавливали для до-смотра. Иногда мы выходили, и для рукопожатия с нами эти дружинники откладывали в сторону свое неприхотливое оружие - дубинки длиной до полутора метров. Либо простые, либо пробитые насквозь толстыми гвоздями.

И почти везде нам с удовлетворением сообщали, что в России уже готовятся к вылету (а то и вылетели) 3 самолета с десантниками. После чего пропускали, советуя напоследок: «Вы там поосторожнее, а то стреляют».

На вопрос, кто стреляет, местные почесывали в затылке: «А кто их там знает».
 

От домов остались одни руины.
От домов остались одни руины. Фото: АП

ШУТКИ КОНЧИЛИСЬ

До Джалал-Абада оставалось 20 с небольшим километров, когда мы въехали в село Базар-Коргон. На русский это можно перевести как «Базар-крепость». Здесь стало ясно, что шутки, даже если у кого они и были, кончились.

Группа народных дружинников как раз закончила загружать трупы погибших в специальный автобус. Нам объяснили, что это жертвы столкновений. Приходили откуда-то киргизы, раздавали оружие. Потом приходили узбеки, стреляли. Кто кого убил - непонятно. Односельчане односельчан. Убили, например, узбека - капитана уголовного розыска. Но он не стрелял в киргизов. Пытался навести порядок. Узбеки за день до конфликта отправили своих женщин и детей в соседний Узбекистан, благо он рядом. Киргизы отправили своих к родственникам в горы. Благо гор тут больше, чем людей.

- Вам дальше нельзя, - вступил в разговор глава дружинников. - Дальше узбеки перекрыли дорогу, посадили снайперов вдоль нее и обстреливают всех проезжающих. Во всяком случае, не ночью.

Посовещавшись несколько минут, решаем остаться на ночь посреди села в машине у дороги. Перед тем как заснуть, выслушиваем очередную порцию сведений, что Джалал-Абад полностью в руках киргизов, но там все плохо, очень сильно стреляют. Ахмад Бакиев (брат свергнутого президента Курманбека Бакиева) якобы был там замечен, захватил БТР, оружие, и теперь город во власти толпы, которая крушит все на своем пути, ничего не разбирая.

 

Приехавшие с юга Киргизии в Москву узбеки в отчаянии
                        просят помощи у правительства РФ.
Так сейчас выглядит граница между Киргизией и Узбекистаном. Тысячи этнических узбеков - жителей Оша бегут от ужаса, который творится в их когда-то родном городе. Чтобы спасти их жизни, границу открыли на некоторое время.
Фото: АП


ШТУРМ ШТУРМУ РОЗНЬ

Вокруг нас уже около 20 остановившихся машин.

Люди жестикулируют. У всех вопрос: ехать или не ехать дальше? Одни - за прорыв, другие уповают на то, что либо должна подойти колонна бронетехники, якобы накануне выступившая из Бишкека в Джалал-Абад, либо снайперов нейтрализуют какие-то мифические «наши» киргизы.

И тут, взметая пыль из-под колес, мимо нас проносится целая колонна. Нет, не военная. Впереди идут мощные черные красавцы джипы, затем обычные иномарки. Мы вместе со всеми стоявшими вскакиваем в свои авто и несемся вслед за лихой джипокавалерийской атакой. Скорость, наверное, под 150.
 

 

Мы забираемся в середину колонны, все больше уверяя себя в душе, что узбекские снайперы - миф.

И останавливаемся. Не миф. Машины расползаются по обочинам, повинуясь жестам кого-то из головы колонны. И стоят.

Волной по колонне несется, что тут есть журналисты из России, которые нужны для переговоров. Я с напарником отправляюсь на переговоры. Меня сажают в «Мерседес» и везут в Ош.

Переговоры - это шанс избежать стрельбы.

Мы медленно, очень медленно едем по пустой дороге, как будто не замечая выбравших свои позиции людей, поза которых говорит, что в руках у них отнюдь не дубинки с гвоздями. В машине, кроме нас, еще водитель и главный переговорщик от киргизов.

Давить погромы в зародыше просто некому
Давить погромы в зародыше просто некому
Фото: АП


«МЫ ОТСЮДА НИКУДА НЕ УЙДЕМ»

Нас привозят в Сузак, райцентр на окраине Джалал-Абада. Это место проживания узбекской диаспоры. Мы теперь - гаранты добрых намерений задержанной на дороге колонны. А попросту говоря, заложники. По пути мы издали смотрим на Джалал-Абад, который покрыт густой пеленой дыма. Страшные догадки подтверждаются.

- Джалал-Абад всю ночь горел. В городе нет никакого комендантского часа, - рассказывает узбек Абдулмуталиб Тургунбаев, бывший два срока депутатом районного собрания. - Ходят неизвестные люди в камуфляжной форме, но это не военные и не милиция. Они подъезжают на машинах без номеров, стреляют в нас и уезжают. Когда мы встречались с министром обороны временного правительства Камилом Исаковым, я ему говорил, что надо сделать для наведения порядка. Это всего 5 - 6 пунктов.

- Все силовые структуры: милиция, прокуратура, СНБ и так далее, - продолжает он, - против народа. Они видят свою должность как кормушку, поэтому всех надо убрать и сформировать новые органы, которые будут работать для народа. Мы понимаем, что против нас киргизов настраивают провокаторы. Поэтому надо всем собраться и всем задавить этих провокаторов.

- Если те, кто объявил нам войну, думают, что мы отсюда уйдем, они ошибаются, - перебивают его другие узбеки, стоящие рядом. - Но мы отсюда никуда не уйдем. Нам некуда.

На улицах много вооруженных людей
На улицах много вооруженных людей
Фото: АП


Въезд в Сузак - вокруг нас стоят несколько вооруженных людей. У них в руках охотничьи ружья. Некоторые настолько древние, что, кажется, могут рассыпаться в любой момент. Однако они еще могут стрелять. В чем я убеждаюсь через пару минут. Нервы у людей на пределе, и один из дружинников-«охотников» непроизвольно нажимает на спусковой крючок. Заряд буравит землю и разбрасывает камни в считанных сантиметрах от ступни корреспондента «КП».

И тут прибегают люди, которые возмущенно кричат то ли на узбекском, то ли на киргизском. Становится ясно, что они видели, как в составе нашей колонны проехали люди с оружием. Судорожно объясняем, что мы таких в колонне не видели и, наверное, они нам «сели на хвост». Не знаем, верят ли нам узбеки, да мы и сами верим в это не очень. Но нас отпускают!

ЗДЕСЬ ГОРОД БУДЕТ ЦВЕСТЬ?

Из Сузака едем прямо в Джалал-Абад, благо сворачивать никуда не надо. Но проехать через город просто не получается. Проезжая часть завалена импровизированными блокпостами из сваленных деревьев. Мы буквально протискиваемся через зазоры, пока наконец не упираемся в сплошное заграждение возле Университета дружбы народов. Который пытались штурмовать еще 19 мая участники мирной киргизской демонстрации и который, как нам сказали, в понедельник все-таки сожгли.

Жертвы резни на юге Киргизии. Неизвестные отморозки не
                        жалеют ни женщин, ни детей, но трусливо прячутся от хорошо вооруженных
                        солдат.
Жертвы резни на юге Киргизии. Неизвестные отморозки не жалеют ни женщин, ни детей, но трусливо прячутся от хорошо вооруженных солдат.
Фото: АП


Слухи оказались неверными, университет удалось потушить. На улице рядом с университетом группа мужчин - русские, узбеки, киргизы, они сваривают гигантские обрезки больших труб - самодельные противотанковые сооружения. Увидев фотоаппарат, машут руками - не снимать. Что ж, в городе, охваченном войной, жить им и им решать. Но поговорить-то можно?

- Мы все здесь живем вперемешку и никогда не смотрели на национальность, - говорит русский сварщик. - У нас национальность - соседи. И нас отсюда никто не сдвинет. Умрем, а не уйдем. И не оставим свои дома мародерам.

Ош дымится на первый взгляд меньше, чем его северный город-сосед. Но от того разрушения в городе еще более ужасны. Они не просто видны, а бросаются в глаза. Как, например, спаленный прямо посреди улицы фургон. В городе много солдат, постоянно с улицы на улицу перебрасывается бронетехника, слышны выстрелы, и уходят в небо новые дымовые столбы.

И в том и в другом городе не хватает продовольствия, медикаментов.

В Оше, по официальным данным, погибли более 100 человек (а значит, на самом деле раза в два больше), ранены свыше 1200 человек. Сколько жертв в Джалал-Абаде, никто точно не скажет. Те самые мужики у Университета дружбы народов на вопрос: «А какая нынче власть в городе?» - ответили лаконично, но емко: «А никакой».

И все чаще киргизы смотрят в свое высокое небо. Не летят ли там к ним российские десантники?

Весь юг Киргизии в дыму и огне
Весь юг Киргизии в дыму и огне
Фото: АП


БУДЬ В КУРСЕ

Граждане России, которые нуждаются в экстренной помощи в Киргизии или хотят узнать о судьбе своих близких, могут звонить по телефонам «горячей линии» МИД Киргизии (круглосуточно): 8-10-996-312-62-05-45, 8-10-996-312-62-66-45.

Штаб в городе Ош: 8-10-996-322-25-59-10.

 

Так сейчас выглядит граница между Киргизией и
                        Узбекистаном. Тысячи этнических узбеков - жителей Оша бегут от ужаса,
                        который творится в их когда-то родном городе. Чтобы спасти их жизни,
                        границу открыли на некоторое время.
Приехавшие с юга Киргизии в Москву узбеки в отчаянии просят помощи у правительства РФ
Фото: АП

НЕОФИЦИАЛЬНО

Жертв гораздо больше?


Несмотря на то что власти Киргизии официально заявляют о 124 погибших (на вчерашний день - 14 июня), слишком многие сомневаются в этих цифрах. Жители выгоревших городов утверждают, что данные слишком занижены и количество убитых давно превысило несколько тысяч.

Вчера узбекская диаспора распространила заявление, что, по ее подсчетам, в одном только Джалал-Абаде за последние полтора дня погибли 700 узбеков. По словам старейшин, 12 человек уже похоронены, тела остальных находятся в местных мечетях. Их не могут забрать из-за продолжающихся в городе столкновений.

- Мы самостоятельно регистрировали все случаи. Медики и правоохранительные органы этим вопросом не занимались, - говорит один из лидеров местной общины, Анвар. Он также рассказал, что в Сузакском районе области были захвачены в плен 10 киргизов. Узбеки подозревают, что они как-то связаны с нападениями в Джалал-Абаде.

Артур ГАЛЕЕВ («КП» - Бишкек»)

ВОПРОС ДНЯ

Чем Россия может помочь Киргизии?


Ишенбай АБДУРАЗАКОВ, экс-посол СССР в Японии, экс-госсекретарь Киргизии
(по телефону из Бишкека):


- Временное правительство уже обратилось за помощью к России. В рамках ОДКБ нужно принять срочные меры, чтобы остановить кровопролитие и поспособствовать стабилизации ситуации. Тем более что ОДКБ - единственная организация, предусматривающая такого рода вмешательства. Если сейчас не задействовать все возможные каналы и средства, будущего у Кыргызстана как у государства просто не будет.

Константин КОСАЧЕВ, глава Комитета Госдумы по международным делам:

- Россия должна содействовать максимально быстрой выработке международного мандата на урегулирование этого конфликта извне. Это сейчас делается по линии ОДКБ и, я надеюсь, ООН. России не следует заниматься этим на двусторонней основе, как того требуют временные власти Киргизии. Но было бы ошибкой делать вид, что ничего не происходит.

Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке:

- Нужно действовать решительно. Прежде всего ввести в рамках ОДКБ миротворческие силы. Тем более что об этом просят сами конфликтующие стороны. Если мы не предпримем активных действий, там могут оказаться натовские или китайские миротворцы.

Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы:

- Там люди гибнут - надо спасать! Раз просят ввести миротворцев, значит, нужно помочь. Ведь они лучше знают, что им надо.

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:

- Надо обеспечить в стране порядок и помочь Киргизии создать более сильное правительство. Но только совместно с членами ОДКБ. Чтобы не случилось второго Афганистана.

Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы:

- Не забывать о гуманитарной помощи, ведь там сейчас не хватает даже хлеба и воды. А также привлекать международное внимание - требовать послать туда миссию доброй воли из Европарламента, ШОС. В одиночку России эту ситуацию не потянуть.

Николай ЧЕРНИКОВ, военный летчик, Воронеж:

- Мы можем оказать только военную и гуманитарную помощь. Денежных вливаний, на мой взгляд, тут быть не должно - в нынешней ситуации они просто уйдут в никуда...

Виталий ШЕСТАКОВ, преподаватель вуза, Волгоград:

- Своими силами им не справиться. Если подавлять бунты будут Внутренние войска, которые почти полностью состоят из киргизов, возникнут новые конфликты.

Лариса, читательница сайта KP.RU:

- Мы и так помогаем продуктами и медикаментами, а в остальном лучше не вмешиваться. А то потом Россия как всегда останется крайней.