В пятницу, 25 июня в адрес общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» пришло анонимное письмо. В нем шла речь о трагическом случае, который произошел в Печенге Мурманской области в воинской части № 08275 (200-я мотострелковая бригада, 10-й полк разведбата). Приводим его полностью.

«Позавчера - 23.06.2010 был убит один из лучших солдат срочной службы 200-й отдельной мотострелковой бригады, командир отделения разведроты, младший сержант Харламов Артем, призванный из Кировска, Мурманской области. Он находился в госпитале на 10-м км, где во время обеда сделал замечание сослуживцу-кавказцу (предположительно, дагестанцу), чтобы тот не лез вне очереди. После обеда на черной лестнице 4-5 дагестанцев сломали парню шею и кадык. Парень был отличником службы, спортсменом, его любили и уважали сослуживцы. Несмотря на заявление о возбуждении уголовного дела, командование бригады прилагает все усилия, чтобы обстоятельства смерти выглядели как падение с лестницы. Убийцы скрылись из расположения войсковой части, но этот факт тоже скрывается. Это далеко не первый, но самый тяжкий за последнее время, случай, связанный с преступным поведением кавказцев-срочников, комплектующих северные части. Накануне, в части был объявлен комендантский час, т.к. из расположения части пропал солдат (так же, кавказец), захватив с собой автомат АК с боезапасом. Беспредел, который творится в вышеописанной войсковой части, а также грубейшие нарушения субординации остаются без внимания и без вмешательства военной прокуратуры. Прошу Вас не оставить без внимания эти факты, которые касаются нас самих, наших братьев, наших сыновей и наших близких друзей!»

 

Ознакомившись с эти письмом, корреспондент «Свободной прессы» связался с другом Артема – петербуржцем Алексеем Браженко.

- Да, это, к сожалению, правда, Артем погиб. Мы с друзьями как раз сейчас собираемся ехать в Печенгу помочь родителям Артема, которые мечутся между Печенгой и Североморском, совершенно не понимая, что им делать. Они были на отдыхе в Петербурге, когда стало известно, что с Артемом произошла трагедия, - рассказывает Алексей

«СП»: - Откуда стало известно? От командования части?

- Нет, командование все скрывает. Артем прослужил в армии полгода. Он вообще-то спортсмен, футболист, учился в физкультурном институте им. Лесгафта, но – не заладилось с учебой, и он ушел в армию. Сначала служил под Питером в Сертолово, но он сам захотел в Печенгу, потому что слышал, что там хорошая областная футбольная команда… Занимался еще и сноубордом. Он был человек светлый, позитивный. Жалко, что такие люди уходят. Говорят, что он заступился за кого-то, сделал замечание дагестанцу, я в это готов поверить, Артем как раз мог заступиться за товарища даже перед агрессивными сослуживцами. Я только что пытался поговорить со следователем военной прокуратуры, который вроде бы занимается этим делом в Печенге, но он разговаривать со мной не стал, сказал только, что это драка, несчастный случай, якобы он ударился головой о батарею. Но я в это не верю. Мне кажется, его подловили четверо, и произошел «несчастный случай».

«СП»: - Алексей, вы же пока ничего достоверно не знаете, все известно с чужих слов…

- Но командование части и делает все, чтобы мы ничего не узнали! Тело Артема уже вскрыто, а мать его еще не видела. Родители Артема вторые сутки ездят между Кандалакшей, Печенгой и Заозерском, их военкомы посылают то туда, то сюда, а сына они так и не видели. А раз его тело уже вскрыли, значит, родители не смогут его осмотреть, зафиксировать следы насилия, которые на нем были.

Мать Артема уже поняла, что сына не воскресить, но она хочет найти истину, выяснить, что на самом деле с ним случилось, наказать виновных. Я спросил военного прокурора: «Это нормально, что тело сына даже матери не показали?» Но он не стал со мной разговаривать.

«СП»: - Что вы собираетесь делать в Печенге?

- Заказывать гроб, организовывать похороны. Понятно, что матери сейчас не до того. Надо ей помочь достойно похоронить Артема.

- «Солдатские матери» были в этой части, встречались с руководством, вроде бы там на тот момент было все нормально, - рассказывает Елена Попова, пресс-секретарь организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», - Хотя из этой части к нам обращались 18 военнослужащих. В 2010 г. было 6 обращений. Все они касались плохой медицинской помощи: не лечили, когда кто-то заболевал. Еще был разговор с командиром, который признался, что отобрал и хранит все паспорта военнослужащих. Мы ему говорим: «Зачем вы это делаете, ведь это незаконно!», а он простодушно так отвечает: «Если солдатам отдать паспорта, они же все разбегутся».

«Интерфакс» передает со ссылкой на начальника Военного следственного управления СКП по Северному флоту Александра Яковлева, что по факту гибели призывника возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

Однако военный прокурор гарнизона Заозерск Виталий Матвеев сообщил «Свободной прессе», что по факту смерти Артема Харламова возбуждено уголовное дело по другой статье - 335 УК, часть 3: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности повлекшие тяжкие последствия. Такие преступления наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

«СП»: - Виталий Евгеньевич, что вам известно о побеге солдат-срочников из воинской части, где служил Харламов?

- Таких сведений у нас не имеется. Если они поступят, военная прокуратура будет на них соответственно реагировать.