Что происходит вокруг знаменитого закрытого год назад Черкизона, выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Семкина.
Семкина: За высоким черным забором-решеткой как и год назад — заброшенные павильоны, на контейнерах ржавые замки и облупившаяся краска. На закрытом Черкизоне теперь если и кипит жизнь, то уже строительная: где-то в глубине гремит техника, потихоньку ломают торговые помещения, поясняет охранник. Уже сломали Сиреневую ярмарку.
Сторожа: АСТ там пытались, все воюют, остальное все ломается потихоньку. Вот туда пройдите, там все на слом идет. Металл, мусор вывозят. Уже и старый АСТ начали ломать внутри. Есть одна торговая точка, вон, там посуда. А так все везде закрыто. Вот, охраняем.
Семкина: Новый и старый рынки АСТ занимали львиную долю Черкизовского рынка. Новый АСТ, по некоторым данным, до сих пор ведет тяжбу в арбитражном суде Москвы. Поэтому его павильоны пока не трогают, а у ворот администрации рынка и сейчас дежурит охранник. Не рискуют ломать пока и те павильоны, что примыкают вплотную к институту, говорит сторож Сергей.
Сергей: Если их сломать, то придется делать ремонт. Поэтому их пока оставили.
Семкина: Префект Восточного округа Николай Евтихеев еще в мае распорядился отключить рынок от всех систем жизнеобеспечения. Но уже в июне на сайте Черкизона появилось необычное сообщение: «Рынок возвращается. Началась запись желающих снова торговать на главном рынке страны». И действительно, руководство нового АСТ попросило всех, кто хочет снова торговать, прийти с копией паспорта. Их по очереди провожали к старым контейнерам, вешали новый замок, и довольный предприниматель с ключами в руках удалялся. Сколько стоило такое переоформление, неизвестно. С тех пор слух об открытии не утихает. Сотрудники местной заправки говорят, что на Черкизоне и сейчас живут таджики. Они частенько приходят с пустыми канистрами за дизельным топливом. Зачем, не объясняют. А раз в месяц собираются у ворот и ждут открытия рынка.
Сотрудник заправки: Они ждали 15 июля, 1 июня ждали. Ну, в общем, каждые 15 дней они ждут, что его откроют.
Семкина: Жителей района Северное Измайлово такая перспектива совсем не радует.
— Ой, спаси-сохрани! Просто я не знаю, тут такая демонстрация будет, если вновь откроют. Потому что мы много лет дышали этими газами, под окнами по 200 автобусов стояли, а зимой они там круглосуточно грелись. Хотелось бы, чтобы побыстрее это все снесли. —Да, что-то уж больно долго сносят. Раньше тут и сумки вырывали. А сейчас мы вздохнули свободно.
Семкина: Чем сейчас занимаются бывшие торговцы Черкизона, никто точно не знает. Охрана говорит, разбрелись по другим рынкам, кто на «Садовод», кто в Балашиху, кто в Люблино. А некоторые начали промышлять разбоем. На днях сотрудники МУРа задержали шестерых выходцев из Азии. Группа пыталась ограбить склады коммерческой фирмы на юге города, сообщил сотрудник пресс-службы Московского уголовного розыска Вадим Колесник.
Колесник: Ворвались на склад, угрожали травматическим пистолетом охраннику, связали спящих сотрудников склада скотчем и начали грузить дорогостоящие игрушки в заранее подогнанные фуры. За последнее время это уже не первый случай задержания таких групп, выходцев из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Может быть, повлияло и закрытие рынка.
Семкина: Прямо напротив Черкизона сейчас активно сдают в аренду складские помещения. По словам местных таксистов, в огромной высотке на Сиреневом бульваре обосновались как раз бывшие торговцы Черкизовского.
Таксисты: Половина сюда перешла, половина на «Садовод» в Люблине. Это здание — аренда помещений, фирма «Дельта».
Семкина: В компании «Дельта» подтвердили — аренда павильонов идет полным ходом. Бывшие черкизовские тоже есть. Но бояться нечего, заверила нас сотрудник фирмы.
Сотрудница «Дельты»: На самом деле, не все с Черкизовского. Есть и довольно приличные граждане китайской национальности, арендаторы. Они торгуют дорогостоящим товаром. Мы — собственники здания. И даже если кого-то из них прикроют, это наши площади, и мы ими распоряжаемся.
Семкина: Сейчас оптовики активно занимают свободные площади в гостеприимной высотке. Возможно, ждут, что старый рынок когда-нибудь откроется, и тогда они будут неподалеку. А может быть, планируют всерьез обосноваться на новом месте и открыть здесь новый Черкизон.