Республиканское славянское движение «Лад» в Казахстане раскритиковало разработанный казахским Министерством культуры проект программы развития языков на 2011–2020 гг. Председатель движения Максим Крамаренко назвал проект амбициозным и популистским, в частности, потому, что он основан не на реальном балансе языковых предпочтений граждан в республике, а на искажённой статистике «ожиданий». Новая программа – уже третья по счету. Ранее аналогичные программы были приняты на 1998–2000 и 2001–2010 гг. Они уже принесли свои плоды: по сравнению с 2001 г. количество детских садов с казахским языком обучения выросло на 68%, на 4,5% увеличилось число казахскоязычных школ, доля вещания на казахском языке в государственных СМИ превысила 70%, а удельный вес документов, готовящихся на казахском языке органами власти, достиг 67%. Тем не менее, казахскому языку до сих пор не удается стать средством повседневного общения. Русский по-прежнему остается языком науки, культуры, техники и бизнеса.
В программе утверждается, что ее главная цель – «гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане». При этом основной упор делается именно на развитие казахского языка: «государственный язык – главный фактор национального единства», «популяризация широкого применения государственного языка», «развитая языковая культура – потенциал интеллектуальной нации» и «развитие лингвистического капитала казахстанцев».
Раздел о задачах программы включает 11 пунктов, 8 из которых посвящены казахскому языку: совершенствование методики обучения ему, развитие инфраструктуры, создание стимулов для изучения, проведение PR-кампаний и т. п., а в отношении русского языка – «сохранение функций». Власти Казахстана намерены использовать механизмы политических и PR-технологий для повышения популярности и востребованности казахского языка, формируя его «престижный образ», имидж «семейной ценности».
Известный своими националистическими взглядами Мухтар Шаханов даже предложил отказаться от обучения детей сызмальства казахскому, русскому и английскому языкам, ограничившись лишь первым. В свою очередь, доктор филологических наук, академик Мырзатай Сергалиев предложил ввести статью за оскорбление казахского языка.
Отметим, в подготовке и обсуждении проекта не принимали участия авторитетные представители русского сообщества и русских организаций в Казахстане. Подобная ситуация была и при принятии Доктрины национального единства. В результате оба документа отличаются «гипертрофированным этнизмом». При этом нацменьшинства были задвинуты ещё глубже в этнографическую нишу, считает Крамаренко.
В движении «Лад» обеспокоены намерением властей Казахстана достичь практически поголовного овладения казахским языком. Это может спровоцировать искусственное вытеснение русского языка. По словам Крамаренко, подобное уже происходит на местах.
Реакция на подобную политику казахских властей одна – русские уезжают из республики. В движении «Лад» предполагают, что к 2020 году их количество в республике сведётся к минимуму. Это автоматически снимет вопрос о статусе русского языка с повестки дня.
СПРАВКА KM.RU
К 2020 г. правительство хотело бы видеть языковую ситуацию в следующем свете: государственным языком должны владеть все выпускники школ и 95% населения республики, на нем же должно вестись все делопроизводство. Удельный вес владения русским языком среди взрослого населения планируется сохранить на уровне 90%, а английским – увеличить до 20%.