Кровавая трагедия, разыгравшаяся в Приэльбрусье, шокировала всех жителей Северного Кавказа. Бандиты и раньше нападали на туристов и охотников в лесу. Но тогда люди гибли по простой случайности, потому что набрели на логово ваххабитов, которым ничего не оставалось, как убить свидетелей.

Причину же произошедшего в минувшую пятницу нормальному человеку понять невозможно.

«У меня большие планы»

Компания из восьми  москвичей в полной лыжной амуниции прилетела на Кавказ, чтобы с недельку по старой традиции в конце зимы отдохнуть в горах, покататься на лыжах и сноубордах подальше от городской суеты.

Все складывалось как нельзя лучше - хорошая погода, ребята забронировали удачные номера, договорились со знакомыми таксистами в Терсколе о встрече.

 - Из зала прилета они вывалились из зала прибытия веселой шумной компанией, - вспоминает минводский таксист Карен Карапетян. - Мы с мужиками  подошли, начали расспрашивать, не нужно ли куда подбросить. Но они от нас отмахнулись, ответив, что их ждут свои. Я с девушкой (прим. Ред. - Ирина Патрушева) успел даже пошутить. Говорю, как это вы такая красивая на этом сноуброде да в горы, что вы там с ним делать будете? А она в ответ, улыбаясь, - кататься, у меня планов много!

Ребята загрузились в два микроавтобуса. Правда, сначала хотели поместиться все вместе в «Соболь». Но в салоне было не повернуться из-за снаряжения и рюкзаков. В последний момент, прикинув, что будет тесно, решили разделиться. Наняли второй микроавтобус. В «Соболе» остались Валерий и Денис Белоконь (отец и сын), Ирина Патрушева, Вячеслав Кара, и Сергей Ефимов.

Из Минвод выдвинулись где-то около пяти. Повернули в сторону Приэльбрусья уже вечером, около семи были на подъезде к селу Заюково, расположенному в злополучной Басканской долине неподалеку от Баксанской ГЭС, где летом прошлого года был теракт.

На хвост прицепилась авто черного цвета. Неожиданно, метров сто не доезжая до Заюково, машина пошла на обгон, прижала «Соболь» к обочине. Из иномарки вышли двое в камуфляжах и масках с автоматами и потребовали от пассажиров показать документы, а затем попросили женщину выйти.

Ирина отказалась. Завязалась словесная перепалка, мужчины-туристы вступились за подругу. Бандиты, поняв, что пассажиры настроены на неповиновение, схватились за автоматы и дали очередь по салону. А затем мигом запрыгнули в свою машину и скрылись.

Трое из туристов погибли на месте, Валерий Белоконь и Сергей Ефимов были ранены. Шофер, который отделался только испугом, до упора вдавил педаль газа и рванул к ближайшему хорошо освещенному магазинчик. Второй микроавтобус с перепуганными туристам – следом.  

Ночью в Баксане власти нет

Хозяин минимаркета Анзор Шукушев сразу же вызвал милицию и «скорую». И принес из своей аптеки бинты с лекарствами. Потом из «Соболя» вывели раненых, положили их на пол в магазине, оказали первую помощь, перебинтовали. А водителя отпоили корвалолом - у бедняги схватило сердце.

- Вспоминать об этом жутко, - делится с «КП» владелец придорожного магазина Анзор Шукушев. - Мы старались не заглядывать в салон автобуса. Крови было так много, что она просачивалась через его днище. Рядом осталась огромная кровавая лужа, смотреть больно. Мы до сих пор не можем оттереть оставшиеся в магазине пятна.

…Продавщицы только ежились и пытались защитить своего хозяина, когда я в очередной раз пыталась сфотографировать его: мол, героев должны знать в лицо.

- Какой я герой! - парировал Анзор, не давая мне вытащить фотоаппарат. - Каждый бы нормальный человек на моем месте так бы поступил. Но фотать не надо. Здесь у нас, знаете, спускается ночь, и становишься абсолютно беззащитным. Убьют, еще и магазин спалят. У нас тут охраны никакой — три продавщицы и я.

О произошедшем на дороге ничего уже не напоминает. Только разве что  дополнительный пост из милиционеров и двух ОМОНовцев неподалеку.

Папа не знал о смерти сына

Двоих раненых Валерия Белоконь и Сергея Ефимова сразу же повезли в республиканскую больницу в Нальчике. В субботу им сделали операции и сейчас их жизни ничего не угрожает. Первый до последнего верил, что сын жив, просто находится в другой больнице. Врачи не хотели расстраивать москвича до операции и сообщили о смерти Дениса лишь после, предварительно дав успокоительное.

- Мне не хочется об этом и вспоминать, - кричит Серей Ефимов из палаты.

У дверей выставили охрану. Хотя нападавшие и были в масках, силовики опасаются за жизни свидетелей.

Кроме серьезных охранников, в больнице - молчаливые врачи. У всех негласный приказ никаких подробностей о раненых не говорить.

- Состояние стабильное, все у них будет в порядке, - отрезает завотделением.

Поговорить по душам удается лишь с одним из местных жителей.

- Непонятно, зачем  нужна эта жестокость, - делится с нами Ансар. - Мы все хотим мирной жизни. Кто стоит за этой трагедией и другими убийствами, которые совершаются в республике чуть ли не каждый день. Когда бандитов остановят?

Тревожный уикенд

Эти выходные, пожалуй, могут претендовать на звание самых экстремальных.

Ведь на расстреле туристов бандподполье не остановилось. Спустя несколько часов была подорвана канатная дорога на Эльбрус, вечером субботы в спортклубе нагло расстреляли главу Хасаньи (это пригород Нальчика) Рамазана Фриева, а еще парой часов позже в приэльбрусский Терскол по тревоге стянулись саперы – там обнаружили нашпигованный 70 кг тротила автомобиль…

Разумеется, в связи с напряженной обстановкой в Приэльбрусье были закрыты все горнолыжные трассы. Лыжники не катались. Сидели на местах и все туристические группы, планировавшие выйти на маршруты. Это делалось для безопасности туристов, говорят в республиканском МВД.

Уже в воскресенье спортсмены вновь начали работать.  

- Трассы на Эльбрусе до станции «Старый Кругозор» открыты, и на Чегете также катаются горнолыжники и сноубордисты, - сообщают в администрации Эльбрусского района.  

Примечательно, что вновь все громкие происшествия происходят в двух наиболее проблемных районах КБР – Баксанском и Эльбрусском (там даже ввели режим КТО).

- Не хотелось бы кликать беду, но ничего хорошего дальше не будет, - грустно говорит Марина. В начале 90-х она переехала в Нальчик из Грозного. – Именно так и начиналась Чечня. Посмотрите, что делают здесь бандиты. Убивают милиционеров, чиновников, духовных лидеров, а теперь и туристов. При этом поделили республику на свои районы и диктуют условия – тому можно сюда въезжать, а тому нельзя. Что же дальше будет?

 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

У погибшего в Приэльбрусье Дениса Белоконя в мае родится сын

 

Денис Белоконь, погибший в Кабардино-Балкарии во время нападения бандитов на группу московских туристов, отправился с друзьями в горы уже в пятый раз. Напомним, что в пятницу вечером микроавтобус с московскими туристами был расстрелян на подъезде к горнолыжному курорту в Кабардино-Балкарии. Трое погибли на месте, еще двое находятся в больнице

- Он очень любил Эльбрус, - рассказала "КП" мачеха Дениса Надежда. - Раньше-то он лыжами не увлекался, но потом сдружился с ребятами, которые постоянно отдыхали в горах, съездил с ними туда пять лет назад и с тех буквально грезил Эльбрусом. Они каждый раз выбирались туда именно в феврале. Это их традиция.

О своем пасынке Надежда отзывается с большой теплотой. Говорит, Денис был очень хорошим парнем - добрым, общительным. Увлекался музыкой. В 1999 году окончил Московский колледж импровизационной музыки по классу саксофона. Выступал в ансамбле. Там познакомился с Елизаветой - она была солисткой.

  - Три года назад Лиза и Денис поженились, - говорит Надежда. - А в мае Лиза должна родить. Денис так ждал этого момента. Буквально светился от счастья, хвалился всем друзьям: "У меня будет сын!". Но так его и не увидел.

Друг погибшего Дениса Белоконя: "Четверо суток назад встретились на районе... болтали... не верится"

В память о погибшем в КБР туристе на своих страничках в Интернете друзья ставят вместо своих фото его снимок

После расстрела московских туристов в Кабардино-Балкарии, где погиб Денис Белоконь, "Комсомолка" связалась с его друзьями. Попросили рассказать, каким был их приятель. Мы написали им на сайте "Мой мир. Mail.ru". И многие сразу же откликнулись.

Михаил:

 - Мы дружили с Денисом 10 лет, вместе ездили на рыбалку. За три дня до трагедии я с ним встречался. Он, как всегда улыбался, радовался предстоящей поездке. Звал меня с собой, причем уже не первый год. Но у меня не хватало силы воли поехать зимой в горы. А он Кавказ очень любил, каждый паз, когда приезжал оттуда, показывал фотографии, рассказывал, как замечательно провели время. О том, что там опасно, мы никогда не задумывались. В Сочи ведь все ездят без опаски. И там такой же курорт. А в этот раз...

О том, что произошла трагедия, Михаил, как и все близкие Дениса, узнали из теленовостей.

- А потом я полез в Интернет, посмотрел фотографии и сомнений, что это мой дружище Денис уже не осталось. Но в голове до сих пор не укладывается, что его нет.

Влад:

- Дружили с Денисом с детства, четверо суток назад встретились на районе. Болтали. Нет слов, шокирован. Не верится, хоть уже всё установлено!

Евгения Гапоненко:

- Мы в месте учились в вечерней школе, - сообщила она в ответ на наше письмо. И все. Больше ни слова.

Друзьям сейчас очень тяжело. И это подтверждает поступок Жени - после трагедии на личной страничке в Интернете она сменила свое заглавное фото на снимок Дениса.

Ангелина Бойкова:

- Для нас всех это большая потеря. Я с Денисом дружила с 12 лет. Это 24 года - вся жизнь. Мы вместе танцевали. Его саксофон слушал весь двор. Он всегда говорил, что не знает чем бы занимался, если бы я не затащила его однажды на рок-н-ролл - так родилась его любовь к музыке. Ею он жил много лет. А на лыжах его тренировал папа (Валерий Белоконь тоже был в группе, которую растеряли бандиты, сейчас он находится в больнице. - Ред.). Обычные склоны Денису были не интересны - он искал особые места. Чтоб дух захватывало. А со Славой (погибший Вячеслав Кара. - Ред.) он дружил последние года три. Они очень сдружились - интересы одни. И доверял он ему как близкому человеку. Слава стал ему почти семьей. Они вместе отдыхали.

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ

«Катание в Приэльбрусье стало окончательно экстремальным…»

Горнолыжники и сноубордисты шокированы тем, что произошло на самом популярном зимнем курорте России. И уже отказываются от поездок

Несколько лет назад я была в Приэльбрусье вместе с большой компанией европейцев – итальянцы, немцы, поляки… Поездка на Северный Кавказ казалась им настоящим экстремальным туризмом: «О, а зачем эти  пушки, нацеленные в горы? Отстреливаться от террористов? Нет? А зачем? Аааа, лавины спускать….» Сейчас такие шутки кажутся уже неуместными.

ЧТО ЭТО ЗА КУРОРТ

Курорт в КБР, где расстреляли московских туристов, стоял одним из первых в очереди на возрождение

Трагедия произошла в селе Заюково в Баксанском ущелье, километров 40 не доезжая до знаменитого Терскола. Это главный горнолыжный центр бывшего СССР и нынешней России. Развиваться курорт начинал сразу после войны, а в конце 60-х годах на Чегете, одной из главных гор в ущелье, стали строить кресельные подъемники. Именно на Чегете проходили многие чемпионаты СССР, но с появлением более современных лыж крутые склоны Чегета стали опасны для больших скоростей и спортсмены начали осваивать трассы на Эльбрусе.

Наталья Голянова