История вроде чичиковской с его мертвыми душами произошла в Екатеринбурге. Светлана Кривенкова, владелица двухэтажного частного домика, рассказывает мне подробности:
- Я внезапно обнаружила, что в моем доме в течение нескольких месяцев проживали какие-то мифические иностранцы.
Мифические – потому что реально в двухэтажке они не заселились, а только зарегистрировались по этому адресу. Причем - самое удивительное – без ведома хозяйки! Проживает Кривенкова на Варшавской: это улица на отшибе Екатеринбурга, недалеко от местной птицефабрики. Здесь частный сектор, большая часть домов – небольшие деревянные избушки.
- По почте пришло сразу три письма из налоговой: мне, моему мужу и отцу, - Светлана показывает мне эти письма. В бумагах сказано: у налоговой есть сведения, что по этому адресу были зарегистрированы иностранцы. А значит, Кривенковы получали доход со сдачи в аренду жилья. А с дохода должны заплатить налог.
|
Семейство было в шоке.
- Какие иностранцы? Да я никаких гастарбайтеров на порог не пускала! – божится Светлана. – Я сразу полезла за домовой книгой. Вот, смотрите сами: никто «лишний» тут не значится.
Я листаю книгу: в списке жильцов действительно только семейство Кривенковых. Узбекских, киргизских или таджикских фамилий тут нет.
В этой путанице было ясно только одно: Кривенковы, оказывается, должны государству денег непонятно за что.
Визит в паспортный стол результатов не дал: Светлану с хихиканьем и ухмылочками отфутболили. Сказали обращаться в местную миграционную службу. Там ситуация стала проясняться.
- Мне посоветовали написать заявление о том, что я никаких иностранцев по своему адресу не регистрировала, - рассказывает Кривенкова. На вопрос, как вообще могли эти «мертвые души» поселиться у Светланы, сотрудница пожимала плечами, копалась в компьютерных базах и щебетала взволнованной женщине:
- Успокойтесь, никому вы не должны денег, напишите заявление – и дело с концом.
Позже выяснилось, что в похожую ситуацию попали и соседи Кривенковых: в их частном доме зарегистрировали аж 8 человек. Мифические иностранцы – опять же граждане бывших союзных республик. Причем дом, где они якобы поселились, на самом деле большую часть времени стоит вообще закрытым, хозяева приезжают сюда только раз в неделю – проверить, все ли в порядке. В один из таких приездов они и обнаружили в почтовом ящике депешу из налоговой инспекции с аналогичным содержанием: мол, заплатите налоги за сдачу жилья в аренду.
Иностранцев в квартире может найти каждый
Один случай – может быть сбоем в программе, но два случая – уже закономерность. Все карты нам раскрыли в УФМС.
Удивительно, но факт: в подобной ситуации вообще мог оказаться каждый! Такие нормы были прописаны в законе.
- Есть закон, по которому каждый иностранец в течение трех дней, как приехал на территорию Российской Федерации, обязан встать на миграционный учет, - объясняет мне всю схему Александр Бирюков, начальник отдела УФМС в Октябрьском районе (именно там произошли два громких случая с «подселением»). – Но государство решило пойти навстречу приехавшим гостям.
|
Иностранцу, чтобы встать на учет, теперь не нужно идти в миграционную службу, отстаивать там очередь и получать нужную бумагу и печать. Все делается гораздо проще: документы в УФМС отправляют по почте. То есть – заполнил анкету, указал место, где собираешься жить, послал конверт по адресу ведомства – и все, свободен.
- А работодатель, который нанимает иностранцев, просто сам может указать адрес для своих «подопечных», - уточняет Бирюков. – Видимо, в этом случае он так и сделал – указал адреса частных домов в Октябрьском районе.
- То есть мог бы, в принципе, написать ваш адрес или мой? – интересуюсь я у чиновника.
- Да, вообще любой! Заковыка в том, что миграционная служба по закону не имеет права даже потребовать у работодателя, например, договор аренды. Мы не можем спросить договор, и получается, что поставить на учет иностранца можно по любому адресу – как в голову взбредет.
Выбирают обычно неприметные частные дома подальше от центра. Логика понятна: живут тут, как правило, бабушки, которые в бумажных делах особо не разбираются. Какая-нибудь старушка может и поселить у себя пару работяг с соседней стройки, а о том, что к ней в деревянную избушку вписали целую бригаду, и не узнает.
Точнее, не узнала бы, если бы не налоговая. Инспекция ФНС обменивается данными с УФМС, и бдительные налоговики в последнее время начали регистрацию иностранцев отслеживать: ага, 8 человек из Таджикистана и Узбекистана в одном доме – видимо, снимают жилье, надо, значит, хозяевам раскошеливаться на налоги.
Светлана Кривенкова, получив письмо из налоговой, подняла на уши миграционную службу.
- Я ведь никакая не националистка, - говорит мне она. – Мы с мужем сами на стройках подрабатываем, бок о бок со всеми этими узбеками и таджиками. И нас так же, как и их, на деньги кидают.
К Александру, мужу Светланы, кстати, знакомый с очередной стройки обращался с просьбой прописать его. Но семья категорически отказалась.
- Не нужны нам эти аферы. Да и селить тут в дом некуда, в аренду сдавать мы не собираемся: самим тут еле развернуться.
Дом, хоть и выглядит внушительно, действительно дополнительное семейство неприхотливых иностранцев вряд ли примет. Тут удобная кухня, маленькая комната дочери, гостиная, небольшая комната дедушки, гардеробная. По стенам развешаны картины, у стены стоит накрытое тканью пианино. В общем, стандартные «теплушки», где традиционно обитают гости города, этот дом никак не напоминает.
Запретить нельзя разрешить
После громкой истории с липовым подселением иностранцев в местные частные дома миграционную службу атаковали вопросами: как так получилось? Что теперь делать? Как обезопасить свой дом от «фиктивных гостей»?
Специалисты объясняют: горожанам, которые боятся за свое жилье, надо понимать, что постановка на учет – это не прописка. Никакого права на ваши метры она «подселенцам» не дает. Если вы не заключали ни с кем договора аренды, то у налоговой нет шансов стребовать какие-то деньги.
|
- А самое главное – с 15 февраля 2011 года изменился закон. Теперь поставить иностранца на учет можно только по месту его реального проживания, - говорит Александр Бирюков. – То есть больше таких ситуаций, какая случилась на Варшавской, не будет. Мигранты обязаны селиться по адресу, который указан.
- А если указали мой адрес – ко мне в любой момент могут нагрянуть гастарбайтеры? – уточняю я.
- Нет. Факт постановки на учет не дает права на проживание.
В общем, гайки сначала расслабили: разрешили ставить на учет «уведомительно». Затем, когда ситуация вышла из под контроля, гайки снова затянули. Возможно, до момента, когда выплывут очередные недостатки закона. Похоже на то, что разумного баланса между «все разрешить» и «все запретить» никак не могут найти.
- Их сначала пускают на территорию РФ без особых проблем, а затем, уже когда они разбежались по нашей территории, начинают ловить, ставить им палки в колеса, требовать документы, штрафовать, - размышляет начальник райотдела УФМС.
Выводы напрашиваются очевидные: лучше сделать более жесткий въездной контроль, требовать больше документов, тщательнее проверять на границе. А уже тех, кто прошел КПП и получил нужный штамп – отпускать в свободное плавание. По крайней мере, в этом случае липовые регистрации просто не понадобятся. А значит, и неожиданных депеш из налоговых органов уральцы получать не будут.
Впрочем, в какую сторону дальше качнется маятник миграционных законов, никто предсказывать не будет.